§ 5. «Данная неданность»: заключение о логике всеединства, по Франку | Библиотека и фонотека Воздушного Замка – читать или скачать

Роза Мира и новое религиозное сознание

Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

§ 5. «Данная неданность»: заключение о логике всеединства, по Франку


Метод положительной абсолютизации применяется Франком ко всякой реальности, возвышает ее до “данной неданности”. Аналогия с методом предельного пополнения пространств в математике.

 

Логика всеединства в представлении Франка дана как трансцендентальная логика и логика непостижимого. Основной ее метод – применение идей “потенцированного отрицания” ко всякой данности. Структура данности диадна, дана в отнесении к иному – как некоторое ментальное сечение. Простая диадность рациональной определенности может быть преображена раскрытием в ней бесконечной глубины трансценденций и взятием возникшей бесконечности в ее актуальной завершенности. Подобная процедура выражается в абсолютизации и субъективации данности, трактовке ее как абсолютной ментальной диады “постижимое-непостижимое”, т.е. как предикации сущего всеединого. Данность перестает быть только локальной определенностью, в ней начинает “просвечивать” абсолютное, она берется как предел антиномического синтеза, “непостижимое по существу”, “данная неданность”. Она должна содержать в себе начало, образующееся только за гранью всякой определенности и требующее выхода за пределы ментальной тотальности (“неданное”), но это же самое начало должно быть дано, выражено в стихии самой “данности”. Ментальная техника построения подобного рода предельных структур есть метод docta ignorantia, “умудренное неведение” Николая Кузанского. Эта техника может быть применена ко всякой данности, в любом “отрезке реальности” может быть обнаружена антиномическая природа ментальной предельности. Ментальное пространство в каждом своем топосе обнаружит цепь бесконечных трансценденций и включит в себя ее предел – как “данную неданность”. Произойдет пополнение совокупного ментального пространства его пределами, и только эта система ментального обеспечения позволит наконец заложить основы теоретической метафизики как строгой науки и решить в ее рамках все основные философские проблемы, обнаруживающие свой “вечный” характер проблемности в рамках рациональных представлений.

Подобного рода методология вполне аналогична осуществленным в свое время в математике пополнениям разного рода пространств, позволившим распространить идеи пределов на основные математические структуры. Эта революция в математике впервые ярко оформила себя в работах по интегральному и дифференциальному исчислению Ньютона и Лейбница. Но лишь в 19-м веке была завершена программа обоснования анализа созданием множества действительных чисел и отождествлений понятий числа и предела. Нечто подобное делает Франк: он отождествляет всякую данность с ментальной предельностью, возникает полное ментальное пространство, в рамках которого можно решать ранее неразрешимые проблемы. Причем, оказывается, что все эти проблемы решаются единым методом, требуют одной и той же ментальной техники трансцендентального синтеза (“антиномистического монодуализма”).

Конечно, все представители всеединства используют технику ментального пополнения, но Франк осуществляет ее особенно последовательно и академично. В его исследованиях философия всеединства предстает как вполне законченная и обоснованная система, выработавшая унифицированные процедуры решения базовых логико-философских проблем и последовательно их применяющая.