Рейтинг@Mail.ru

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск




Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Категории

Поиск в Замке

Эйдосферы Сергея Потапова

Автор: Категория: Большой зал Искусствоведение Рекомендуем к ознакомлению: Сергей Потапов, беседы и выступления Творчество Сергея Потапова. Круглый стол 7 августа 2024 г.

Сергей Потапов в Сборной Воздушного Замка
Альбомы живописи и графики Сергея Потапова в Галерее Замка

 

 

 

Валерий Байдин

ЭЙДОСФЕРЫ СЕРГЕЯ ПОТАПОВА

Заметки о творчестве художника

 

Сергей Потапов обладает ярко выраженным синтетическим сознанием. Его творчество легко вбирает в себя художественные приёмы и символический язык сложнейших композиций Босха и Филонова, цветовую полифонию Кандинского и Лентулова, парадоксальное графическое зазеркалье Эшера и при этом остаётся ярко самобытным.

Если работы Потапова разных лет представить на поверхности вогнутой сферы, окружающей «я» художника, можно заметить множество пустот – недостающих элементов Целого. Их осмысление является развитием личного пространства от точки к бытийной сфере. На этом пути неизбежна смена парадигм познания. В каждом сферическом слое действуют свои законы, при этом все слои связаны нераздельно-неслиянными смысловыми отношениями, каналами, окнами перехода от подсознания к сознанию и сверхсознанию. Художник называет его «астральным». Свой путь медитативного самоуглубления в микрокосм он сочетает с постижением макрокосма и тем самым преодолевает слой поверхностного бытия – «психологической реальности», или обыденного сознания.

Снятие слоя за слоем, движение от сферы чувств к сфере познания сопровождается очищением и самонастройкой сознания, оно устремлено через ноосферу знаний и культуры, через пневматосферу молитв и созерцания к предельному рубежу – к иконосфере в храме божественного мироздания. Из каждой последующей сферы видна предыдущая, постигнутая. Обратное постижение, или прозрение доступно лишь провидцам. В этом духовном Космосе, наполненном первообразами, сияет свет звёзд и галактик, с ними сосуществуют чёрные дыры небытия – поглотители жизни. Бытие духовной вселенной зависит не только от божественной воли, но и от воли падших ангелов, увлекающих в бездну порочные разум и душу. Небытие промыслительно изгоняется во тьму. Там эйдосы, повреждённые полузнанием, ложью и безбожием, сквозь которые уже не проявляет себя Творец, исчезают в преисподней аида (от греческого «безвидный, незримый»).

Духи злобы поднебесные пытаются скрыть лик Творца, затмить его дьявольским ликом и так соблазнить людей. Незыблемое предстаёт как зыблемое, вечное как временное, доброе как злое и т.д. Бесовские эйдосферы также многослойны. Они существуют внутри мироздания, одновременно разрозненны и слиты. Не представляя собой целого, они пытаются разрушить Целое.

Сквозь изображённую на множестве полотен Потапова картину бытия явственно проступают очертания католического Чистилища. Души бессмертны, после телесной кончины они попадают в астральный мир, где продолжается борьба ангелов Света и Тьмы за их будущее. Вокруг голов очистившихся и просветлённых видно сияние, но нет нимбов святости. Земное время в этом пространстве сменяется чередой событий в личной судьбе каждого человека. Конечными Событиями становится восхождение его души в Рай или низвержение в Ад, обретение вечного Бытия или вечного Небытия.

Для воплощения своих сложнейших замыслов художник предельно упрощает пластический язык, тяготеющий к приёмам русского религиозного лубка и французских эпинальских картинок с их гротеском, наивностью и соединением множества сюжетов, смысловых сдвигов и разрывов. Потапов мастерски использует наборы универсальных художественных микрообразов и символов: лестницы, мосты, туннели, вагоны, скользящие по рельсам, лодки в «житейском море», фонтаны, облака, воздушные дорожки, анфилады окон, домики, состоящие из крыши с дверью или окном, а также лошади, повозки, ангелы, птицы и, наконец, души в виде обнажённых людей – древняя метафора их бесплотности. Все они соединяют вывернутые наизнанку пространства и человеческие судьбы в целостное и непостижимое миробытие, ведут их к спасению или гибели. Вертикальные, как правило, композиции автора неизменно увенчивает образ Творца и Промыслителя, ему противостоит падший Денница. Бог источает свет и энергию жизни, дьявол их поглощает, отнимая у людей. Подчас эти мистерии являются художнику-визионеру в самом сердце исторической Москвы, над Кремлём и Москва-рекой.

Невероятное обилие полотен, их тяготение к серийности – один из признаков того, что на них запечатлены каждодневные медитации живописца. Путь истинного художника состоит в служении Истине, в сослужении ангелам света, в стремлении показать желающим способы постижения своего глубинного «я» и одновременного восхождения через эйдосферы к вечному бытию. В этом заключается суть творчества Сергея Потапова – его художественная и мистическая эйдология.

1982, 2024