Скачать эссе одним файлом
Обсудить с автором в интерактивной теме
Валерий Байдин в Сборной Воздушного Замка
Текст прислан автором лично для публикации на портале Воздушный Замок.
В Сети Интернет публикуется впервые.
Валерий Байдин
ГЕРОИЧЕСКИЙ ДУХ РЕАЛИЗМА: ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗДУМЬЯМ О БУДУЩЕМ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ
Слова «героический реализм» вызывают в памяти громадные скульптуры, фризы, мозаики, живописные панно, оратории и эпопеи – произведения советского «монументального символизма». Эта пропагандистская мифология была лишена внутренней правоты, она отвергала главное устремление русской культуры – к жизнеутверждающему реализму, к честному поиску «образа будущего» и «героев нашего времени». В постсоветские десятилетия гуру постмодерна всеми силами искореняли традиции соцреализма, но вместе с ним отвергали романтический «пафос» и высмеивали «духовку» – малейшие намёки на духовность творчества. Развенчивалось любое стремление возвыситься над ничтожной обыденностью и «неизбывной» людской серостью.
Михаил Булгаков убеждал: «Героев своих надо любить; если этого не будет /…/ вы получите крупнейшие неприятности…» Русские постмодернисты возлюбили себя, превратились в единственных героев своих творений и потерпели чудовищное поражение. Их наполненные кичливым самолюбованием инсталляции, акции и перформансы нельзя назвать «произведениями» – это лишь плоды личной или коллективной самодеятельности, лишённой профессионализма и новизны. Среди последователей западной посткультуры встречались умелые подражатели её известнейшим образцам, но не появилось ни одного самобытного мастера. Ремесленные поделки постмодернистов создавались как одноразовые «объекты» или «тексты» и предназначались для кружкового восприятия. Самые значимые, наиболее скандальные и циничные «проекты» силой навязывались обществу с помощью далёких от культуры спонсоров. Менялись приставки «мета-», «нео-», «транс-» и т.д. перед понятиями, давно потерявшими начальный смысл. Переклеивались этикетки, переписывались манифесты. Но всё возникающее неизменно тонуло в безликости и забвении.
Любые слова, образы, жесты должны быть прожиты автором, читателем или зрителем, иначе они превращаются в бессмысленную «игру». Однако эпоха homo ludens «человека играющего», беззаботного и весёлого, безвозвратно ушла в прошлое. Мир затопили тревога, страх и боль. Исчезающие на наших глазах последние маргиналы продолжают «играть» в клубном и квартирном полуподполье. Спасаясь от вызовов Судьбы, они упрямо отвергают действительность и вместе с нею реализм. Их перестали слушать, смотреть и читать. С ними из русской культуры ушло всё бездушное, больное и временное, осталось вечное – любовь и человечность. К нам возвращается герой – homo creator, homo militans – созидатель, защитник высших ценностей. Жизнь продолжается в нём и вместе с ним. Его призвание вести человека сквозь хаос и отчаяние в мир «после страха». Когда любовь пересилит смерть. Когда человечность наполнит самые яркие художественные формы и в культуре восторжествует одухотворённый реализм.
Чтобы движение началось, следует отказаться от попыток во что бы то ни стало жить за счёт своего творчества. Для художника настало время отринуть выставочно-аукционную суету и вспомнить о своём божественном даре, которому нет цены. Рынок культуры рушится и уходит в прошлое. Под его гнётом целое поколение творцов превратилось в поколение торгашей. Многие становились ими поневоле, но, как известно, вдохновение не продаётся, а искусство требует жертв. Из уходящего поколения, изрядно развращённого арт-бизнесом, на них способны немногие. Смогут ли они воодушевить молодых на поиски культуры будущего?
В наши дни любое произнесённое вслух имя – из прошлого, из настоящего – вызовет отторжение. Каждый ищет собственный выход из тупиков культуры, свой путь внутри всеобщей катастрофы. Мир во время чумы страшен и неумолим. Он требует отказа от игровых фальшивок, возврата к подлинности и героическому реализму в принятии действительности. Требует поиска спасительной красоты и духовных опор для жизни.
Художник совершает открытие, лишь открыв сердце – своему народу, стране, миру. В ответ его посещает Откровение…
2 декабря 2024