Рейтинг@Mail.ru

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск




Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Навигация по подшивке

Категории

Последние поступления

О причинах возникновения мифа о «жестокости» советской власти Смирение и самоуважение: область совместимости Ответственность как отношение между мирами Ответственность и смирение (две статьи Н.А. Подзолковой) Лариса Патракова. Стихи в исполнении автора (записи 2024-2025 г.) Петроглифы-невидимки острова Шойрукшин Героический дух реализма: приглашение к раздумьям о будущем нашей культуры Поволжская Русь IV-VII веков Критерии оценки литературно-художественного текста Феномен книги в переходную эпоху Эйдосферы Сергея Потапова Смыслы и ценности эпохи Водолея Творчество Сергея Потапова. Круглый стол 7 августа 2024 г. К вопросу об истории нацификации Европы Типология преподавательских задач с точки зрения структуры внутреннего мира человека Вечер памяти Георгия Гачева 14 мая 2024 г. Какой же он – В.И. Ленин? В.И. Ленин: дать миру шанс на справедливость Человеческие отношения в нечеловеческих условиях Три поколения о В.И. Ленине

Поиск в Замке

О причинах возникновения мифа о «жестокости» советской власти

Автор: Категория: Большой зал Эссеистика История Рекомендуем к ознакомлению: Три поколения о В.И. Ленине Файлы: Миф о «жестокости» советской власти (в формате doc)

Скачать статью одним файлом


Обсудить с автором в интерактивной теме
Андрей Комаров в Сборной Воздушного Замка

 

УДК 321.02, 323, 94

ГРНТИ 11.15.24, 03.09.55

Текст прислан автором лично для публикации на портале Воздушный Замок.

В Сети Интернет публикуется впервые.

 

О причинах возникновения мифа о «жестокости» советской власти

Комаров Андрей Анатольевич

Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ
Озёрск, Челябинская область

 

Что же произошло с нами и почему? Тема бескрайняя, поэтому начнём с начала – с рождения советского государства.

Рождение в начале ХХ века новых человеческих отношений происходило в муках. О предвестии и неизбежности революции в России ещё в конце 1890-х годов говорили во всех образованных кругах российского общества – это отметил побывавший тогда в России английский писатель Артур Конан Дойль. А уже накануне и во время революции 1905-1907 годов полыхали тысячи барских усадеб, такая же картина повторяется и во время империалистической войны 1916-1917 годов. И с чего бы это? Ни о каких большевиках крестьяне слыхом не слыхивали (численность РСДРП(б) до 1917 года не превышала 20-25 тысяч членов, из них большая часть – по тюрьмам и каторгам, в эмиграции, остальных не на все города хватало), но народная война в стране разрасталась. Наверное, от «сладкой» жизни? Да ещё война с немцами да австрияками идёт; сначала думали, что надо русские земли от них защищать – это понятно, а потом оказалось, что нужно у турок проливы Босфор и Дарданеллы отобрать. А они-то на что крестьянину нужны? Вот и получилось, что есть такая партия – большевики – против войны да ещё за землю крестьянам, вот тогда-то численность партии с февраля (24 тысячи) к июлю 1917 года (за пять месяцев) выросла до 240 тысяч человек (в 10 раз!). Но важно, что до этого момента народная война уже бушевала в стране в тех формах, которые мы помним из хрестоматийных строк А.С. Пушкина: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» (хотя сам Александр Сергеевич о смысле догадывался, судя по его «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке»). Под ружьё в ходе мировой войны было поставлено 15,5 млн человек! Из каждой 1000 трудоспособных крестьян было мобилизовано 474 мужчины, то есть половина крестьянских хозяйств осталась без кормильца – и это – на долгие годы.

К октябрю 1917 года численность армии достигла 10 млн (перед войной в 1914 году её численность была 1,4 млн человек, из них 40 тысяч офицеров). Но на фронте находилось в это время только около 20% её численности. Армию охватило массовое дезертирство – кому нужны эти Дарданеллы, когда дома землю пахать некому, семья голодает, а царское правительство (отметим это!) вводит продразвёрстку: хлеба в стране не хватает, поэтому хлеб у мужика не покупаем, а забираем! Миллионы людей с ружьями, прошедших «мировую мясорубку», потерявших представление о ценности человеческой жизни, наполняют страну. И вот старая (царская) власть свергнута, царь отрёкся от престола, а множество политических, борющихся между собой сил и партий на фоне идущей народной войны и огромной массы вооружённого народа не находит в себе сил сформировать власть, организовать страну!

И, наконец, находится партия, которая берёт на себя ответственность за спасение страны – это партия большевиков. Октябрь 1917 года становится точкой отсчёта для новой истории, которую делает сам народ. И народ это показал: самая бескровная революция из свершившихся до того, «триумфальное шествие советской власти» – практически без серьёзных боевых столкновений советская власть в считанные дни и недели устанавливается на большей части территории бывшей Российской империи, в основных её центрах! А далее – на юге, на Дону и Кубани собираются офицеры бывшей царской армии, отпущенные новой властью и давшие обещание не выступать с оружием против советской власти, и формируют «белую» армию, которая и начинает зимой 1917-1918 года поход против новой народной власти, начинает гражданскую войну. Действительно, какое значение имеет «честное офицерское слово»(!), данное этому взбунтовавшемуся «быдлу», то бишь народу. Они же присягали когда-то императору, а не народу. Таким образом, всегда нужно помнить, что Рабоче-крестьянская Красная армия – РККА – была создана в ответ на действия белогвардейцев только в конце февраля 1918 года. Вот тогда и началось…

Крайнее ожесточение, охватившее борющиеся стороны, проявлялось повсеместно и охватывало все стороны жизни. Тома художественной литературы и мемуаров, исторических трудов и документальных материалов свидетельствуют об этом. Подробное изложение событий Гражданской войны, глубокий анализ политической обстановки тех тревожных лет можно найти у непосредственного участника событий – «белого» генерала Антона Деникина [3].

Деникин очень подробно рассказывает, как в разных частях страны формируются белые армии, воюющие против новой власти. Как одновременно с этим начинается интервенция: против новой власти выступают армии 14 государств, поддерживающие «белое» движение и надеющиеся при этом «урвать свой кусок» (в том числе, и территории России). Как различные партии формируют также местные правительства (например, КомУч – Комитет членов Учредительного собрания в Самаре), борющиеся с Советской властью и имеющие сложные отношения с «белым» движением – так называемая «демократическая контрреволюция». Кстати, большинство членов Комуча было уничтожено службами «Верховного правителя России» адмирала Колчака, а немногие уцелевшие признали Советскую власть и перешли на её сторону. Сам же Колчак при отступлении был выдан в Иркутске белочехами (воевавшими, конечно же, против Советской власти) Иркутскому Совету, по приказу которого он и был расстрелян.

Националистические организации поднимают мятежи и восстания, формируют армии и провозглашают независимость тех или иных территорий России. Многочисленные отряды, банды и армии анархистов воюют со всеми подряд, а на местах – в городах и сёлах – происходят многочисленные выступления против тех или иных мероприятий власти. Так, очень критичным для Советской власти являлся вопрос о продразвёрстке, которая была введена, как мы помним, ещё царским правительством в 1916 году в виду критичности продовольственного снабжения во время войны. Естественно, что во время гражданской войны эта критичность возросла (в 1920 году – последний год гражданской войны – было вспахано и засеяно всего 20% от пахотных земель России!). Хлеба становилось всё меньше, крестьяне его пытались прятать, а городам и армии грозил тотальный голод. Получалось, что советская власть, с одной стороны, дала крестьянам землю, а, с другой – продразвёрсткой забирала у них хлеб. Протесты против продразвёрстки продолжались в течение всей гражданской войны, завершившись с её отменой в 1921 году, когда война закончилась и можно было начинать налаживать хозяйственные связи между городом и деревней.

Русская Православная церковь официально предаёт новую власть анафеме и встаёт на путь вооружённой борьбы с нею в январе 1918 года, став одним из зачинщиков гражданской войны и активно поддерживая иностранную интервенцию. Вот как восторженно встретило духовенство начавшуюся весной 1918 года интервенцию стран Антанты против Советской России: «Мы, русские, гордимся тем, что благородная Великобритания, великодушная Америка, давно любимая нами, испытанная в честности прекрасная Франция и мужественные друзья наши, народы иных союзных с нами стран, протягивают нам в горе нашем сильную руку братской помощи» («Северное утро», Архангельск, 1918, 22 августа) [5]. А с каким энтузиазмом встретили церковники инспирированный Антантой мятеж чехословацкого корпуса, который начался 25 мая 1918 года: «Что осталось бы от России, если бы не пришли чехи для нашего спасения. Бог спас нашу родину! Явились родные наши братья – чехи и словаки, для того, чтобы спасти нас. Теперь будут подходить союзники русских: англичане, французы, американцы и японцы» («Уфимский церковно-народный голос», 1918, №23-25, с.3) [5].

Моя бабушка, будучи родом из семьи священника, в юности стала свидетельницей ярославского мятежа 1918 года против советской власти. Она видела, как монахи мужского монастыря, расположенного в центре города, с монастырских стен стреляли по горожанам. Это так её потрясло, что, оставаясь до конца жизни глубоко верующим человеком, она не переступила больше порог ни одной церкви и не имела дел ни с одним священнослужителем.

Что касается нейтральных по отношению к советской власти верующих, а таких было тоже немало (ведь дела веры и дела политического устройства для многих людей находятся в разных измерениях), то в разгар гражданской войны в 1919 году, в ответ на обращение мирных верующих Ленин поддержал резолюцию об открытии на три дня кремлёвских соборов для проведения пасхальных богослужений. Помним, что Кремль уже был в это время местом расположения советского правительства. И нет ничего удивительного, что после поражения в гражданской войне, оценив ход и методы произошедшего противостояния, церковь сама признала вождя революции В.И.Ленина «христианской души человеком» и «освободителем народа от царства великого насилия» [4, с. 251].

 

Итак, мы видим, что в годы гражданской войны под угрозой находилось само существование государства и народа, и советскому правительству приходилось решать неимоверно сложные задачи (недаром первое советское правительство на международном уровне было признано самым образованным и интеллектуальным правительством в мире) и применять для решения этих задач меры чрезвычайного характера – порой, жёсткие и даже жестокие.

Долгие годы шла работа историков по оценке людских потерь в гражданской войне. Сейчас появились некоторые средневзвешенные результаты, которые говорят, что самые большие потери произошли от голода и эпидемий – более половины от общего числа погибших 6 млн человек из 10,5 млн [1]. Эти потери – следствие отрыва хлебопашца от его работ в течение 6 лет, начиная с 1914 года. Так «трещит по швам» миф о вине советской власти в организации голода 1921 года – ведь «ноги растут» у этой беды от войны, развязанной в 1914 году! Шесть лет невспаханной земли, не выращенного и не собранного хлеба! А вот соотношение потерь от боевых действий и от террора (уничтожение противника вне боевых действий без суда) ярко показывает степень ожесточённости людей: 2,5 млн потерь от боевых действий и 2 млн – от террора, то есть цифры потерь от террора почти такие же, как и цифры потерь от боевых действий. Боевые потери не несут какой-то идеологической окраски: потери белых – 650 тысяч, красных – 950 тысяч, зелёных – 900 тысяч [1]. Понятно, что белая армия с самого начала формировалась из профессиональных кадров, а Красная армия лишь постепенно приобретала профессионализм (боевую выучку) и воинскую дисциплину, изживая партизанщину и разболтанность (вспомним гайдаровскую «Школу»). Поэтому потери белой армии в полтора раза меньше. Велики потери зелёных, то есть партизанских, анархистских армий, отрядов, банд (помните «Свадьбу в Малиновке»?) с минимальным профессионализмом и самой низкой воинской дисциплиной.

А вот цифры погибших от террора полностью опровергают сложившиеся в 90-е годы и вошедшие в моду «страшилки» о «красном терроре». В результате красного террора погибло 300 тысяч человек, а вот в результате белого террора погибло 1200 тысяч красных. То есть жертв от красного террора в 4 раза меньше, чем жертв белого террора [1]. Говоря сегодняшним языком, белые армии были в первую очередь «террористическими формированиями»: большую часть своих противников они уничтожали не в открытом бою. Даже «зелёных», которых били и «красные» и «белые», погибло от террора меньше, чем «красных» – 500 тысяч. Но даже и здесь красного террора было меньше, чем белого. Например, генерал Уильям Грейвс – командующий американским экспедиционным корпусом в Сибири – впоследствии писал, что именно карательные методы Колчака сделали «зелёных» сибирских крестьян «красными»: «Я не ошибусь, если скажу, что в Восточной Сибири на каждого человека, убитого большевиками, приходилось сто человек, убитых антибольшевистскими элементами» [2]. Далее Грейвс писал: «Лично я никогда не думал, что у Колчака был хоть какой-то шанс установить правительство в Сибири, но вера Нокса [главы британских интервентов, военного атташе России при царском режиме] и подобных ему в то, что народные массы были свиньями, и обращаться с ними можно было как со свиньями, ускорила падение Колчака» [2, курсив внутри цитаты мой А.К.].

Действительно, основной удар со стороны красных приходился по дотоле правившим слоям населения, а они составляли считанные проценты населения. А со стороны белых удар шёл по основной массе населения, по презираемому, непонятному и взбунтовавшемуся трудовому «быдлу», которое надо было вернуть, загнать опять в положенное ему «стойло». И тут, нужно отметить, что миф о «чудовищном красном терроре» начал формироваться уже тогда, потому что писали об этом пишущие, то есть относящиеся к верхним, привилегированным слоям, писали о своих потерях и своей рушащейся жизни. На многократно большие потери малограмотной непишущей массы им было наплевать. В «Окаянных днях» Бунина этот ужас, это презрение, ненависть к «толпе», к поднявшемуся для новой жизни народу описаны очень красочно. Но это легко понять: на извержение вулкана издали смотреть можно, удивляясь грандиозности события, но, оказавшись рядом, в эпицентре извержения, испытываешь другие чувства, в первую очередь, естественный страх и ужас. Понять и принять эту неизбежность, находясь внутри, сложно, а то и невозможно. Но сейчас, отойдя на историческое расстояние, мы должны это сделать.

А далее закончилась гражданская война, но вошедшая в психофизику поколения привычка решать проблемы жёсткими (и даже жестокими) способами сохранилась. Первопроходцы нового общества на каждом шагу сталкивались с новыми вопросами, и «стальные» характеры помогали «брать крепости» (Сталин: «Нет таких крепостей, которые не взяли бы большевики!»). Но была и оборотная, теневая, трагичная сторона этого. Когда была провозглашена политика НЭПа, позволившая стране выйти из послевоенной разрухи, прокатилась волна самоубийств среди коммунистов, а также волна выхода из партии – «железные» люди ломались, переживая НЭП как предательство, возврат к прошлому: «За что же боролись?» Яркую картину этого нарисовал А.Н. Толстой в своём рассказе «Гадюка».

Вообще в первые годы после революции сложилась парадоксальная ситуация: основными строителями нового, справедливого, гуманного общества стали люди, вышедшие из периода абсолютной потери ценности человеческой жизни и с наличием огромного количества оружия на руках. Их противники имели аналогичный жизненный опыт. А на каждом новом шаге нужно было делать выбор, опыта для которого в истории ещё не было. Это и индустриализация, и коллективизация, и борьба с неграмотностью, и культурная политика, и ускоренное развитие науки, и формирование новых дипломатических отношений с окружающим миром, и формирование новых отношений между классами и стратами общества, и национальная политика в многонациональной стране, и религиозная политика в многоконфессиональной стране… По каждому вопросу возникали разные мнения, появлялась оппозиция, и поэтому процессы этого выбора часто проходили в форме очень жёсткой (чистки) и жестокой (террор) борьбы как с явными противниками, так и с союзниками (попутчиками) и со своими сотоварищами.

В фильме Ю. Карасика «Шестое июля» ярко показано противостояние в советском правительстве между левыми эсерами и большевиками по вопросу о Брестском мире. Невозможность договориться демократическим, парламентским путём (на Всероссийском съезде Советов) приводит к вооружённому восстанию: левые эсеры идут на провокацию (убивают посла Германии барона фон Мирбаха для того, чтобы спровоцировать германские войска на наступление), а сами поднимают мятеж. А ведь это многолетние соратники в революционной борьбе, многих связывают дружеские узы. Вспомним и политические процессы 30-х годов над оппозицией – это же вчерашние соратники и сотоварищи по партии. Да, путь строительства нового общества оказался усыпанным не цветами, а часто шипами и трагедиями. Не каждое принятое решение оказывалось лучшим, могло быть и ошибочным, и даже преступным. Такова реальная жизнь.

Так, например, казачество Дона в массе своей первоначально поддержало советскую власть. Но в Москве правительством было принято постановление о «расказачивании». Ведь в центре России у трудового народа о казачестве ходила «дурная слава»: верные слуги престола, жёстко с саблями и нагайками разгонявшие крестьянские сходы и рабочие демонстрации. Казаки были объявлены «врагами трудового народа», и, как результат: лояльные массы казачества отшатнулись от новой власти и начали антисоветскую борьбу.

Прошло уже почти 35 лет со времени распада Советского Союза, но до сих пор бытуют, а то и активно распространяются мифы об особой «жестокости» и «кровожадности» советской власти. И мы сегодня попытались понять, что же является основой для этих мифов, если советская власть объявила о своей народной гуманной сущности первыми же действиями по своему мирному установлению и первыми декретами: «О мире» и «О земле». Советский проект не исчерпан, ибо его глобальная идея о справедливости – бессмертна. В этой идее – само сердце русской цивилизации. Произошло крушение некоторой исторически сложившейся формы этого проекта, которая была обусловлена определёнными, сугубо историческими обстоятельствами. Но в настоящее время в мире успешно существуют и развиваются пять социалистических государств, то есть как минимум пять других форм – Китай, Северная Корея, Вьетнам, Лаос, Куба – занимающие 7% мировой территории, составляющие 17,5% населения и дающие 18% мирового производства. А в России запрос на социальную справедливость остаётся более чем актуальным для поиска путей дальнейшего развития страны.

 

 

Библиографический список

  1. Бутаков Я. Гражданская война в России: у кого на самом деле погибло больше солдат // Блог «Русская семёрка». URL:https://russian7.ru/post/grazhdanskaya-voyna-v-rossii-u-kogo-na-sa/ (дата обращения: 28.03.2025).
  2. Грейвз У. Сибирское приключение Америки // Сайт «Военное обозрение». URL:https://topwar.ru/90014-spasibo-general-greyvs.html (дата обращения: 28.03.2025).
  3. Деникин А.И. Очерки русской смуты. В 3 кн. – М.: Айрис-пресс, 2013.
  4. Комаров А.А. В.И.Ленин: дать миру шанс на справедливость // XXIV всероссийская научно-практическая конференция «Дни науки – 2024»: Материалы конференции. – Озёрск: ОТИ НИЯУ МИФИ, 2024. – С. 247-252.
  5. Церковная контрреволюция стала причиной Гражданской войны // Блог «Сказы истории». URL:https://dzen.ru/a/Z-Gta4Ei73d6lk_b (дата обращения: 28.03.2025).