Рейтинг@Mail.ru

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск




Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Меню Фонотеки

Последние поступления

Вечер творчества Юрия Норштейна 15 октября 2024 г. Валерий Байдин. Презентации книги «Быть русским» Творчество Сергея Потапова. Круглый стол 7 августа 2024 г. Вечер памяти Георгия Гачева 14 мая 2024 г. А. Скрябин – А. Немтин. Предварительное Действо Духовные песнопения Армении и органная классика Марина Успенская. О петроглифах Карелии Конференция к 115-летию со дня рождения Даниила Андреева Беженец к Богу. Духовные притчи Александра Введенского. Образы мироздания и человека в русском искусстве Открытие культурного центра «Дом Лычагиной на Арбате» Дом Лычагиной на Арбате Михаил Ромм и его ученики (продолжение) Михаил Ромм и его ученики Григорий Рошаль и его ученики Родоведение и самопознание. Презентация книги Валерия Байдина «Родная быль» Светлана Быченко. «Меня приводит в движение свет» Русская вокальная музыка: опыт эволюции звука Сергей Юткевич и его ученики Сокровенные страницы Достоевского: черновики к роману «Бесы»

Поиск в Замке

1. О структуре и смысле Фонотеки Замка

Автор: Категория: Музыкальная культура Искусствоведение

 

Евгений Морошкин в Сборной Воздушного Замка

 

Фонотека «Воздушного замка» содержит звуковые материалы различного плана. Большая их часть располагается в двух разделах: «Музыка» и «Репортажи и аудиобеседы».

В музыкальном разделе, постоянно пополняемом, представлены образцы музыкального искусства различных стилей, стран и эпох. В отличие от многих существующих сегодня сетевых фонотек, ориентированных преимущественно на один из видов музыки (классика, фольклор и т. д.), здесь предпринимается попытка отразить звуковое творчество человечества во всей его разноплановости, в его постепенном становлении и богатстве внутренних взаимосвязей.

Картина музыкальной культуры различных цивилизаций очень многообразна. У одних народов она ограничивается устными фольклорными формами – от довольно простых до весьма развитых и утонченных. В других культурах, кроме этого, возникала и собственная профессиональная музыка, никак не связанная с европейской традицией (Индия, Китай, Иран, Турция, Индонезия и др.). В еще большем количестве стран можно отметить своеобразные национальные формы культовой музыки (тоже, естественно, развивавшихся в рамках локальных профессиональных традиций). В Европе постепенно сформировались (особенно активно этот процесс проходил в XVII – XVIII веках) универсальные основы профессионального музыкального творчества и основные жанры, играющие ведущую роль по сей день. В орбиту именно европейского музыкального мышления в XVIII веке включилась Россия, а на протяжении  XIX и XX веков – практически все страны мира.

Таким образом в каждой из стран сегодня существуют несколько слоев музыкальной культуры. Это и национальный фольклор (в той степени, в какой он сохранился до наших дней), и собственные профессиональные традиции (в такой же степени), и слой музыкального быта – наиболее подвижный слой, сегодня во многом определяемый средствами массовой коммуникации, но, тем не менее, всегда сохраняющий некоторую инерцию национального вкуса и в силу этого также включенный в процесс накопления непреходящих ценностей; и, наконец – собственно профессиональное композиторское творчество.

Процесс приобщение композиторов к европейской традиции находится в различных странах на разных этапах. То, что кажется при взгляде на уже достигнутые результаты естественным и простым, на самом деле требует в процессе своего формирования длительного исторического времени и огромных духовных усилий. Так, России потребовалось всё XVIII столетие для того, чтобы, войдя в круг европейского культурного влияния, осознать в этом контексте свою собственную сущность, найти и видоизменить жанры европейского искусства (речь идет не только о музыке), и в XIX веке на этой основе включиться в создание культурных ценностей мирового значения. Так и сегодня композиторы многих стран находятся на стадии поиска национального музыкального архетипа, перерабатывая и синтезируя обрушившееся на них многообразие идейных и стилистический влияний и стараясь в то же время сохранить основы национального самосознания.

Дать представление об этих процессах – задача составляемой фонотеки. Работа над ней сейчас находится на стадии первоначального накопления материала. На этой основе пока нет возможности дать характеристику каждой из национальных музыкальных культур и прокомментировать положение в ней представляемых музыкальных примеров. Но постепенно будет складываться объемная картина, некоторые темы будут рассматриваться в интерактивной части «Воздушного замка»: в разделах «Музыка», «Исполнительское искусство», «Этническая музыка», «Аутентичный фольклор», «Дудачество», «Живая Земля», «Современная внеевропейская музыка».

Национальные музыкальные традиции предстают в Фонотеке в разных своих обличьях: здесь есть и собственно этнографические записи, и национальная профессиональная музыка (индийские и непальские раги, индонезийский гамелан, грузинское хоровое пение и др.), и музыка религиозных культов (к ней можно отнести и традицию русского колокольного звона). Включены также записи профессиональных коллективов и исполнителей, работающих в жанре реставрации и сценической адаптации народной музыки (ансамбль Д. Покровского,  С. Старостин и др.).

Среди современных транскрипций народной музыки значительное место занимают обработки с участием электронных звучаний – именно они сегодня в огромном количестве распространяются под названием «этническая музыка». На самом деле подавляющее большинство их не имеет отношения ни к характеру, ни к традиционным формам бытования народного творчества. Тем не менее, некоторые из них представляют музыкальный интерес – в качестве одного из развивающихся сегодня направлений профессионального творчества. Такие примеры также включены в фонотеку (некоторые композиции ансамблей Живая Земля, Хуун-Хуур-Ту и др.).

Панорама музыки академического направления демонстрирует постепенное развитие, взросление европейской и российской культур, все более серьезные и сложные задачи, решаемые профессиональной музыкой; возникновение, развитие и видоизменение отдельных художественных тенденций. Акцент здесь делается на музыке высоких духовных задач, на посильном проникновении композиторов в глубины метакультуры и человеческой души, а также на постоянном диалоге между профессиональным творчеством и народными источниками. Помимо западноевропейской и русской музыкальной классики будут представлены малоизвестные пока имена композиторов разных континентов, по-своему сочетающих европейское музыкальное мышление с особенностями и задачами своей национальной культуры.

 

«Репортажи и аудиобеседы» – проект спонтанно складывающийся и постепенно обретающий свое лицо. Он начался весной 2011 года с записей мероприятий, проводимых на различных площадках Москвы и посвященных творчеству Даниила Андреева. Затем появились записи международного фестиваля «Житомирская музыкальная весна», в которых фиксировались и концертные программы, и выступления в рамках научной конференции и семинаров, и интервью с участниками фестиваля, и наиболее интересные, насыщенные духом творчества моменты общения. Таким образом наметились основные устные жанры, звуковая фиксация которых позволяет перевести словесное общение в степень жанра творческого, представляющего интерес не только для его участников.

Аудиобеседы в большинстве случаев являются представлением нового человека с его своеобразным взглядом на мир, с его творчеством и кругом интересов. Наряду с известными именами (Юрий Норштейн, Лариса Миллер) здесь появляются люди, не отмеченные широким вниманием, однако привлекающие серьезностью своей жизненной позиции и оригинальностью мысли. Сейчас эти беседы инициируются и записываются уже несколькими участниками проекта. Хочется, чтобы постепенно проект стал своеобразной панорамой современной духовной жизни, доносящей через живых свидетелей опыт предшествующих десятилетий и отмечающей в сегодняшних поисках явления светлые и перспективные.

Еще один раздел Фонотеки будет посвящен записям Аллы Александровны Андреевой, которые были сделаны в 2004-2005 годах и включают почти все стихи Даниила Андреева, исполнявшиеся ею в публичных выступлениях. Возможно и появление новых тем и жанров, представленных в аудиозаписи. Каждый из авторов «Воздушного замка» может предлагать свои материалы в Фонотеку и тем самым увеличивать смысловой объем проекта.