Обсудить с автором в интерактивной теме
Наталия Подзолкова в Сборной Воздушного Замка
Наталия Подзолкова
Слово о Вечной Женственности
1
Чайке, кружащей над бескрайней равниной моря, безразлично, что в изгибе ее белых крыльев, в солнечных зайчиках, пробегающих по воде, когда она пикирует вниз за рыбой, в радужных переливах волнующегося моря воплощается в этот момент идея Красоты, Свободы и Полета. Воплощается, значит, облачается в плоть, оживотворяется, осуществляется здесь, в нашем мире, на нашей планете Земля. И правильнее будет сказать, что не идея, а сама Красота является миру в этом полете, что Красота эта "не зависит от наших субъективных представлений, а связана с действительными свойствами, присущими видимому нам мировому пространству". Так писал о ней Владимир Сергеевич Соловьев. И хотя многие, наверное, захотят возразить ему, вряд ли кто из возражающих столь же глубоко сумел угадать животрепещущее Ее, то есть Красоты, существо, как этот величайший философ и пророк XIX века.
Однако парящая чайка, будучи воплощением Красоты, воплощением иного, "достойного бытия", внутри себя – существо чуждое и этого бытия, и этой Красоты. Хищно заглатывая выхваченную из воды рыбу, она ничуть не задумывается, как ее животный инстинкт сочетается с просвечивающими вокруг отблесками мировой гармонии. Но,.. именно это несоответствие между одухотворенной, осуществленной в Красоте формой природного мира и его духовно-безразличным, диким содержанием полагает путь, цель и смысл нашего, не животного, но человеческого бытия. Слово Божье произнесено изначально, нужно только уметь расслышать Его. И Замысел Божий уже присутствует в мире, но раскрыть Его удается пока лишь избранным.
"В природе, - писал В.Соловьев, - темные силы только побеждены, а не убеждены всемирным смыслом, самая это победа есть поверхностная и неполная, и красота природы есть именно только покрывало, наброшенное на злую жизнь, а не преображение этой жизни." В человеческом творчестве, в искусстве Красота может быть, наконец, освобождена от вещества как "косности и непроницаемости бытия", и написанная рукой гениального мастера чайка никогда уже не превратится в прожорливую хищницу или гниющий комок перьев. Но освобождая и увековечивая Красоту, искусство не касается самого существа чайки. Не в силах внушить ей идею духовного совершенствования, оно только рисует идеальный образ - ту прекрасную Чайку, которая должна появиться в свете будущего мира.
Наверняка найдется немало скептиков, которые спросят, о каком это "будущем мире" здесь идет речь? И что это за отстраненная от человека "воплощенная" Красота? Не слишком ли высокопарно это звучит для наших натруженных, привыкших к суровой повседневности ушей? Место красоты - быть декоративным придатком высокоразвитого человеческого сознания, так стоит ли придавать ей самостоятельное значение? Давайте лучше поговорим о серьезных вещах, которые действительно могут повлиять на дальнейшие судьбы человечества. Кто-то вспомнил, что Красота спасет мир? Полноте, разве время сейчас ссылаться на Достоевского! Мир рушится на глазах! Политики, экономисты, экологи сбиваются с ног в поисках выхода, а тут какие-то эссе по эстетике. Это, конечно, очень хорошо, но не сейчас. Вот наступит в мире безопасность и изобилие, тогда и поговорим о красоте... А что касается Владимира Соловьева, то что в нем такого особенного? Или он не человек? И потом, что значит пророк? Что он предсказал?
"Великим духовидцем - вот кем был Владимир Соловьев". Один из крупнейших мыслителей своего времени, общественный деятель, поэт, в чем-то даже святой, этот человек трижды пережил опыт духовного общения с Мировой Женственностью - изумительным и недосягаемым существом, которое уже предвосхищается нами повсюду, где только сквозь косный покров вещественного мира пробиваются лучи негасимого сияния Божественной Красоты. Человек, сумевший при жизни подняться на недосягаемую высоту для свидания с Мировой Женственностью и возвестивший миру о возможности Ее нисхождения и воплощения на Земле, не мог переоценить в своем творчестве значение и смысл Красоты.
Все видел я, и все одно лишь было -
Один лишь образ женской красоты...
Безмерное в его размер входило, -
Передо мной, во мне - одна лишь ты.
Пожалуй, только в уникальном по своему содержанию и масштабности труде Даниила Андреева, повествующем о грядущей мировой религии - Розе Мира, во всей глубине раскрыто неоценимое пока для человечества пророчество Владимира Соловьева. "Как изумились бы миллионы и миллионы, если бы им было показано, что тот, кто был позабытым философом-идеалистом в России, теперь досягает и творит в таких мирах, куда еще не поднялись даже многие из святил Синклита. (Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Толстой...)"
2
Красота как провозвестница Мировой Женственности ищет для своей прекрасной формы столь же прекрасное содержание. Ведь лишенное внутреннего огня духовного совершенствования Ее бытие является преходящим и поверхностным. Но возможно ли мириться с преходящим свойством Красоты? Нет, и еще раз нет. Мир наш потому и держится до сих пор, что в нем неотвратимо и как будто исподволь зреет необходимость обретения Красотой бессмертной сущности. И необходимость эта уже давно проникла в нас, в человеческое самосознание, способное понимать и стремиться к совершенству. Мы - и есть возможность воплощения Мировой Женственности. Мы - и есть содержание, способное стать достойным своей формы. Мы - и есть будущая реальность бессмертного существования.
Прекрасное существо, если оно столь же осмысленно прекрасно изнутри, как и снаружи, не может умереть. Спросите у Ричарда Баха, где покоится тело Джонотана Ливингстона - чайки, которая всю жизнь стремилась к совершенству? И через его изумительную притчу станет, наконец, очевидным, что Джонатан не умер и не может умереть. Наоборот, чем дальше чайка учится, тем сильнее, крепче и лучезарнее становится ее тело, живое тело из плоти и крови. Это тело уже не знает границ пространства и времени, ибо Джонатан есть действительное "воплощение идеи безграничной свободы, воплощение образа Великой Чайки."
Представление Вечной Женственности именно как живой личности, прекрасной и совершенной - идея не новая для человечества. Скажу даже больше - она стара как мир. Нездешнее, всепроникающее и утешительное сияние Мировой Женственности наполняет собой мистические прозрения Данте, изливается с полотен Боттичелли и Рафаэля, угадывается в небесной гармонии античных статуй. Русская живопись, русская литература, музыка, театр дышат единым ритмом с Ее волшебным дыханием. Вспомните Татьяну Ларину, изумительные образы тургеневских женщин, Снегурочку, чеховскую "Чайку". Да и возможно ли исчерпать этот список до конца?
Отзвуки идеи Вечной Женственности слышатся в богословских трактатах о Церкви Христовой, в канонических писаниях о Богоматери, в гностических учениях о Софии. Именно эта последняя, то есть София Премудрая, оказалась наиболее близка к живой сущности Воплощенной Красоты, к истинному существу Мировой Женственности. "Только София, - писал величайший русский философ и богослов Павел Флоренский, - одна лишь София есть существенная Красота во всей Твари; а все прочее – лишь мишура и нарядность одежды."
Но вот речь уже не об идее, а о живом факте, о возможности личного общения с софийной Красотой. Что такое человек перед лицом Вечной Женственности? Какая роль предначертана ему в этом общении? Пристально всматриваясь в себя, что может он отдать прекрасному существу, жаждущему своего воплощения? Владимир Соловьев увидел это назначение в смысле человеческой Любви. "Человека как такового вовсе нет, - писал философ, - он существует лишь в определенной односторонности и ограниченности, как мужская и женская индивидуальность". Но главное, что Человек может появиться, потому что эти две разные индивидуальности способны друг друга любить.
Любовь тождественна Воссоединению. Воссоединение тождественно Совершенной Целостности. А Совершенная Целостность тождественна Вечной Жизни. Воплощаясь на Земле, Мировая Женственность раскрывает врата Вечной Жизни, завершая собой живое триединство Истины, Добра и Красоты. Распознав в любимом живое воплощение Красоты, мы тем самым утверждаем его Истинность в этой Красоте и стремимся осуществить эту Истинность в свете Мирового Добра. Так замыкается триединое кольцо Любви. И два существа, осмысленно и добровольно преодолев свою разъединенность, возвращаются в отчее лоно Божие, которое они покинули когда-то, избрав для себя тернистый путь личного познания.
Очевидно, что не мы создаем Красоту в собственном воображении, а Она создает нас, побуждая нашу внутреннюю духовную сущность тянуться к соответствию внешней прекрасной форме. Но "человек уже не только участвует в действии космических начал, он способен знать цель этого действия и, следовательно, трудиться над ее достижением осмысленно и свободно". Осуществить на Земле воплощение Мировой Женственности, одухотворяя открытую нам природную красоту светом истинной Любви, - это ли не достойная цель для существования? То "идеальное единство, к которому стремится наш мир", предполагает восстановление человеческой целостности, а возможна ли такая целостность в мире, лишенном всеобъемлющего и самостоятельного значения Красоты? По-моему, нет.
Кто-то может назвать все сказанное здесь теоретической болтовней или пустой выдумкой. Но вообще-то, если попристальней вглядеться в голубую гористую даль Иртяша, вдруг да и покажется на мгновение через это распахнувшееся в идеальный мир окно лучезарная улыбка Вечной Женственности...
1995 г.