Скачать статью одним файлом
Обсудить с автором в интерактивной теме «Поколение, которое мы не должны потерять»
Наталия Подзолкова в Сборной Воздушного Замка
УДК 37.017, 37.013.2, 37.03, 13
ГРНТИ 14.01.07, 14.01.11
Текст прислан автором лично для публикации на портале Воздушный Замок. В Сети Интернет публикуется впервые.
Типология преподавательских задач
с точки зрения структуры внутреннего мира человека
Подзолкова Наталия Андреевна
Озёрский технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ
г. Озёрск, Челябинская область
В этой статье мы будем рассматривать основные концепты педагогической деятельности, такие как «учитель», «ученик», «урок», «учебник» в свете метафизики внутреннего мира человека. Для этого возьмём за основу трёхчастную структуру онтологических регионов С.А. Борчикова [3], чтобы по аналогии представить себе внутреннее измерение человека. Предположим, что человек как микромир обладает подобными регионами, но со своей спецификой. Необходимость брать внутренний мир в качестве точки отсчёта вытекает из поставленной ранее автором задачи восстановления соразмерности внутреннего и внешнего миров [6], а также из положений мирологии В.И. Моисеева — новой области знания, позволяющей рассматривать Всемир как многоединство больших и малых миров, обладающих своими собственными мерами полноты и замкнутости [4].
1. О регионах внутреннего мира
Рисунок 1. Регионы «большого» мира и их подобия в «малом» мире человека.
Регион материально-сущего отображается во внутреннем мире в качестве региона предметного Ума, который воспринимает вещи извне и превращает в свои референции-интроекты. Этот регион находится на периферии нашего внутреннего измерения. Красивый и яркий образ для прояснения его специфики можно найти в статье Н.Я. Ягодинцевой: «Предметный мир стал для человека толстой и прочной скорлупой, отделяющей его от Природы, и поскольку расти стало некуда, изнутри этой скорлупы постепенно накопилось критическое напряжение, грозящее сегодня взрывом, и уже во все стороны по жёсткой оболочке ползут роковые трещины» [9]. Действительно, пора «вылупиться», а вместо этого Ум продолжает «замазывать трещины», подгоняя огромный и сложный внутренний мир под несоразмерную ему скорлупу, сжимая и упрощая его, забывая про остальные регионы. А между тем, во внутреннем измерении есть область живого внутреннего огня и неподдельного сочувствия ко всему такому же живому и чувствующему — регион Души. В общей модели регионов ему соответствует регион Бытия. Это область переживания, которая не может быть описана в категориях Ума, кантовская «вещь-в-себе» каждого живого существа. И наконец, в самой глубине нашей самости есть выход в Целое, в беспредельный внутренний космос интерсубъектного измерения [5] — сфера универсального Духа. В общей модели регионов — регион Сущности, в котором находится Абсолют. Было бы правильнее изобразить эту сферу не плоской окружностью, а своеобразным «колодцем» в глубину (см. Рис. 1, справа). Это нечто внутри нас, что превышает нас самих. Таким образом, преодолеть скорлупу предметного Ума можно, не только «взламывая» её изнутри силами творческого огня Души, но и «жертвуя» её уникальностью — углубляясь в сферу Духа, чтобы вновь найти себя частью Его беспредельности. «Нащупай лестницу — не ввысь, а вглубь тюрьмы» [2, с. 86], — символически писал об этом поэт Даниил Андреев.
2. О типологии преподавательских задач
Что же представляют собой задачи педагогической деятельности в каждом из названных регионов? Как преломляются в них роли учителя и ученика, цели урока и назначение учебника?
В регионе предметного Ума учитель представляет из себя, скорее, Менеджера. Его задача — передать полезные навыки: счёта, философского анализа, токарного дела, игры на фортепиано, стихосложения — разницы нет. Всё на таком уроке подчинено слаженному функционированию: укреплению способности интеллекта реализовать себя во всём своём многообразии (от вычислений до телесных практик). Задача очень нужная и важная, но имеющая свои «подводные камни». В теории изобретательства есть понятие «идеальная вещь». Это такая вещь, которой нет, а её функция выполняется. Предметом (вещью) образовательного процесса является ученик. Если оставить только функциональный подход, то Человек-ученик «сокращается из уравнения», так же, как и Человек-учитель. Они не обязательно исчезают физически, хотя, действительно, их функции всё чаще можно заменить механизмами, роботами, искусственным интеллектом. Они исчезают как внутреннее измерение, как жизненность. Так можно развить сферу предметного Ума до удивительных высот, ни на шаг не приблизившись к сущности человеческого.
Мартин Хайнидеггер писал, что «есть два вида мышления, причем существование каждого из них оправдано и необходимо для определённых целей: вычисляющее мышление и осмысляющее раздумье» [8, с. 104]. Далее, он отмечает, что «пока (и мы не знаем, как долго это будет продолжаться) человек на этой земле находится в опасном положении <...>, потому что подкатывающая техническая революция атомного века сможет захватить, околдовать, ослепить и обмануть человека так, что однажды вычисляющее мышление останется единственным действительным и практикуемым способом мышления» [8, с.110-111]. Это было сказано полвека назад, а сегодня мы вплотную подошли к необходимости не просто развивать, но буквально спасать осмысляющее раздумье, спасать человеческое в человеке.
Для этого нужен другой тип учителя. Нужен учитель-Друг, обладающий сильным и развитым измерением Души, являющий собой пример глубокого сердечного отношения. Он несёт ответственность за второй регион внутреннего мира человека. Его задача —- «зажечь» Душу ученика, пробудить в нём интерес к познанию Другого (других живых миров). Особенность этого типа обучения ещё и в том, что «зажигая», Учитель всегда «загорается» сам, меняет и растит свою собственную Душу. Если мы обратимся к книгам Шалвы Александровича Амонашвили, то сразу почувствуем, насколько этот вид обучения взаимный. Урок Амонашвили — всегда Встреча, всегда Отношение, всегда Открытие для обеих сторон. Слова Амонашвили звучат в унисон с предостережением Хайдеггера: «Боюсь сказать что-то опрометчиво о необходимости усвоения научных знаний, выработки разносторонних умений и прочих навыков. Знания, умения, навыки… Как они важны в жизни человека, в его работе, творческой деятельности! И как они недостаточны, чтобы своей, пусть даже большой суммой, выражающейся в многозначных цифрах, составить личность. Без определённых знаний нет личности, но и богатые знания тоже не составляют личность. Не составляют потому, что человека личностью делает его отношение к действительности, к людям, к окружающему, в том числе и к знаниям» (курсив мой — Н.П.) [1, с. 71-72].
Но за регионом Души, нас ждёт новая работа — регион универсального Духа. А значит и новый тип учителя — Духовный учитель, учитель ведущий ученика к духовной трансформации. Ведь для чего необходимо постоянное наращивание внутреннего измерения бытия? Для того, чтобы оживить бытие внешнее, бытие-в-целом, чтобы весь мир (Всемир) оказался изнутри освещённым переживанием подлинных Отношений. Но могут ли отношения двух, трёх или даже тысячи людей, которым удалось прорваться через скорлупу собственного Эго и оживить область предметного Ума (безразличного интеллекта) своими трепетными сердцами, переломить чудовищную несоразмерность внешнего и внутреннего, очевидную отчуждённость и замкнутость живых миров? Для этого нужна работа Целого, превышающего видимую разобщённость. Такой единящей силой не обладают уникальные души, но только универсальный Дух — тот самый Дух, который дышит, где хочет, в котором Единое преобладает над Многим.
«Быть нищим духом значит быть готовым всегда воспринять всюду веющий и никогда не застывающий в окончательную форму Дух… Дух нельзя накопить и присвоить. Нельзя «накопить» Дыхание. Дух — не мой. Он — ничей и всех. Он тот, кто проходит сквозь всех и единит всех» [7, с. 80-81], — написали в своём Учебнике «Великие религии мира» два мудреца Григорий Померанц и Зинаида Миркина. Они смогли написать о Духе, потому что имели в глубине своего опыта переживание Просветления — прекрасного и тихого как весеннее утро. Особенность данного региона в том, что Духовный учитель не может научить своего ученика Просветлению или пережить Просветление вместе с ним — это работа исключительно самого ученика — трудная работа созерцания и внутреннего очищения. Но учитель может быть рядом и может разворачивать ученика вглубь самого себя, пока тот не перестанет быть мелким заливом собственной души, но вольётся в безбрежный океан Духа. Сравнение с заливом и океаном придумал в своё время Григорий Померанц.
Размер статьи не позволяет подробно описать все особенности, которые обретают привычные образовательные концепты в разных регионах внутреннего измерения, поэтому я попыталась собрать самое основное в небольшую таблицу.
|
Регион предметного Ума |
Регион живой Души |
Регион универсального Духа |
Учитель |
Учитель-Менеджер, обучающий функциям «знать», «уметь», «владеть». |
Учитель-Друг, культивирующий нравственные ценности в душе Ученика и в своей душе. |
Духовный Учитель, направляющий ученика на путь духовной трансформации. |
Ученик |
Ученик-приёмник, ловящий знания, приходящие извне, и закрепляющий их в предметной оболочке своего мира. Орган познания — интеллект во всех своих многообразных проявлениях. |
Ученик-Сотворец, выполняющий работу любви, то есть открывающий для себя Другие живые миры и готовый творчески взаимодействовать с ними. Орган познания — Сердце как метафизический центр самости. |
Ученик-Победитель (своего Эго), готовый принести накопленные богатства собственной души в дар Целостной Жизни. Орган познания — Око внутреннего созерцания («око Духа» по К.Уилберу). |
Урок |
Урок-Функция Задача: наполнение предметной области внутреннего мира знаниями и навыками. |
Урок-Встреча Задача: приращение души, выход за пределы ограниченной оболочки предметного ума через сочувствие и сотворчество. |
Урок-Просветление Задача: углубление в область универсального Духа и выход в интерсубъектное измерение для встречи с Вечным Ты (Богом). |
Учебник |
Учебник-Инструкция Путеводитель по внешней Вселенной, помогающий понять закономерности её функционирования и стать полезной частью этого процесса. |
Учебник-Книга Путеводитель по бесконечным мирам Другого, вызывающий сочувствие и сострадание, а также побуждающий принять участие в сотворении культурных ценностей Всемира. |
Учебник-Книга книг Путеводитель по бесчисленным тропам, ведущим к измерению Целого. Книга-ключ, открывающий врата в Вечность, бессмысленный в руках существа, не победившего свою эгоическую замкнутость. |
3. Зачем понимать специфику внутренних регионов для решения задач образования и воспитания?
В первую очередь, для осознания своего положения во внутреннем измерении. Осознанность позволяет выполнять задачи полнее и эффективнее. Так художник, знающий анатомию лица, нарисует портрет живее, чем художник, отображающей на бумаге лишь внешние наблюдаемые глазами черты.
Кроме того, нам следует прочувствовать взаимную связность всех регионов. Они находятся в отношении холархии (термин К. Уилбера), то есть органической, а не механической вложенности. Холархия (в отличие от иерархии) всегда живая. Никакой элемент нельзя исключить без ущерба для остальных. Мы уже увидели, что если оставить только урок-Функцию, то из образования исчезнет человеческое измерение. Но если оставить только урок-Встречу, то случится ещё большая беда — профанация образования. Потому что невозможно обязать ко Встрече, регламентировать живое отношение. Как невозможно всем преподавателям достигать уровня Амонашвили на каждом своём уроке. Если же оставить только урок-Просветление, то образование и вовсе исчезнет. Ведь в ожидании озарения свыше, наполнения Духом, учителя и ученики будут просто сидеть с пустыми головами и душами. Просветление не бездействие, а тяжёлая работа (и пусть даосский термин «недеяние» не сбивает с толку). Чтобы опустошиться, нужно сначала наполниться. Чтобы принести в Дар свою полноту, нужно её сначала заработать. Не случайно в Индии существовала система ашрамов (периодов жизни), последовательно сменяющих друг друга: сначала ты Ученик (перенимаешь функции), затем Домохозяин (строишь отношения) и только потом Отшельник и Странник (переживаешь духовное освобождение).
В заключение хочется отметить, что совсем иначе с точки зрения сказанного выглядит проблема религиозного обучения в школах и вузах, которая ставится сегодня в системе образования. Ведь предмет обучения в данном случае принадлежит третьему региону, а значит и способы его подачи и его раскрытия должны будут выстраиваться, исходя из понимания холархии регионов. Но эта тема находится уже за пределами данной статьи.
Библиографический список
- Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: Часть 1. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1993. – 224 с.
- Андреев Д.Л. Русские боги: Поэтический ансамбль. / Андреев Д.Л. Собр. соч.: в 3 т. – М.: Московский рабочий; Фирма Алеся, 1993. – Т.1. – 463 с.
- Борчиков С.А. Бытие как предикат и предикаты бытия / Борчиков С.А. и др. Философия в малых формах. Т.7. – Екатеринбург: «СВ-96», 2019. – С.65-106.
- Моисеев В.И. Мирология. – М.: Издательская группа URSS, 2022. – 599 с.
- Подзолкова Н.А. Мирология как путь к диалогу между мирами // Интегральная философия. Выпуск 12, 2022. – [электронный журнал] – С.69-98. – URL: https://allunity.ru/journals/J12.pdf.
- Подзолкова Н.А. О соразмерности внутреннего и внешнего как важном принципе биологоса // Философские проблемы биологии и медицины: Феномен биорациональности. Вып.13. – М.: ЛЕНАНД, 2019. – С. 70-74.
- Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. – 208 с.
- Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге: сборник. – М.: «Высшая школа», 1991. – 192 с.
- Ягодинцева Н.А. Смыслы и ценности эпохи Водолея // Альманах «Литературный курс», 2023, №9. – URL: https://журнальныймир.рф/content/smysly-i-cennosti-epohi-vodoleya-0 (дата обращения 17.03.2024).