Рейтинг@Mail.ru

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск



Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Навигация по подшивке

Категории

Поиск в Замке

Какой же он – В.И. Ленин?

Автор: Категория: Эссеистика История Файлы: Ленин_триптих_3_Алексеев

Скачать статью одним файлом

Обсудить в интерактивной теме

 

УДК 32.019.5, 929

ГРНТИ 11.09.15, 03.23.55

Текст прислан автором лично для публикации на портале Воздушный Замок. В Сети Интернет публикуется впервые.

 

Какой же он – В.И. Ленин?
Алексеев В. С.

Озёрский технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ
Озёрск, Челябинская область

 

Прежде чем рассматривать столь важную историческую фигуру, следует разъяснить, что в разные промежутки времени образ Ленина был значительно искажён: от культа личности, начавшегося ещё при жизни самого вождя, до чрезмерной критики, последовавшей после распада Советского Союза. Противопоставленные друг другу мнения об истинном лице Владимира Ильича так или иначе не были полностью пустыми словами и основывались на каких-либо фактах. Поэтому мы попытаемся использовать обе позиции и составить максимально правдоподобный портрет интересующего нас человека, поговорить о его достоинствах, при этом не забывая и о недостатках.

 

Жизнь Ленина и путь к революции

Чтобы как можно точнее понять, кем на самом деле являлся человек, следует, на мой взгляд, в первую очередь, обратиться к его детству, ведь именно там мы все и формируемся. Владимир Ульянов рос в большой дружной семье инспектора народных училищ, получившего потомственное право на дворянство. В 9 лет Володю определили в Симбирскую гимназию, где он хорошо учился и получал постоянные поощрения за свои успехи. «Способности он имел совершенно исключительные, обладал огромной памятью, отличался ненасытной научной любознательностью и необычайной работоспособностью… Воистину, это была ходячая энциклопедия… Он пользовался среди всех его товарищей большим уважением и деловым авторитетом, но… нельзя сказать, чтобы его любили, скорее – ценили… В классе ощущалось его умственное и трудовое превосходство… хотя… сам Ульянов никогда его не выказывал и не подчёркивал» [2, с. 43], – так писал о нём один из одноклассников и по совместительству будущий министр царского правительства – Александр Наумов. Интересным кажется то, что за все гимназические годы за Владимиром не было замечено никаких бунтарских или политических склонностей. Ничто «того самого Ленина» в маленьком Ульянове не предвещало.

В 1887 году Ленин оканчивает гимназию с золотой медалью и поступает в Императорский Казанский университет. После трёх месяцев обучения его исключают за участие в студенческих беспорядках. Можно сказать, этот год стал отправной точкой для формирования его радикальных коммунистических взглядов. До конца не известно, что именно заставило образцового гимназиста-отличника, выходца из дворянской семьи, рекомендованного как «замкнутого» и «необщительного» молодого человека, встать на путь революции. Была ли тому причиной казнь старшего брата – Александра – участника народовольческого движения, или Владимир сам к этому пришёл, глядя на нестабильную ситуацию в стране. Главным же стало то, что, начиная с этого периода, Ульянов полностью, вместе со всей своей одаренностью, тягой к знаниям и неиссякаемым трудолюбием, тратит себя на изучение марксистских трудов, объединение разбросанных по стране социал-демократических организаций и написание собственных идеологических работ.

 

Октябрьская революция и мировой капитализм

Ряд общественно-политических событий, начавшихся 25 октября 1917 года и вошедших в историю как Великая Октябрьская социалистическая революция, был прямым продолжением революции февральской, положившей конец самодержавию в стране. Лицом октябрьской революции, конечно же, стал Владимир Ильич Ленин, на тот момент уже имевший статус лидера большевистской партии. С первого дня революции большевикам под руководством Ленина удалось изолировать Временное правительство, захватить мосты, почту, телеграфы и Государственный банк. В ночь 26 октября уже само правительство оказалось под арестом. А буквально через час после ареста началось заседание II Съезда Советов (второй ветви власти, образовавшейся после февральских событий), на которой были подписаны декреты «О мире» и «О земле» – документы, написанные и предложенные Лениным. Те самые решения, которые годами не мог принять император Николай II, были осуществлены Владимиром Ильичом уже в первые дни революции в виде этих самых декретов. Ленин искренне сочувствовал самым бесправным классам России – трудовому народу и крестьянству, потому и понимал, в чем на самом деле нуждаются эти люди (Кстати, именно его искренность снискала ему народную любовь, вылившуюся посмертно в культ личности вождя). Однако одного только понимания было бы мало: полная отдача делу, гениальный ум и верность своим идеям – вот то, что, на мой взгляд, стало решающими факторами для победы и в революции 1917 года, и в гражданской войне.

Октябрьская революция не зря названа «Великой», ведь последующие за ней события в итоге повлияли на весь мир. Как писал И.В. Сталин: «победа Октябрьской революции означает коренной перелом в истории человечества, коренной перелом в исторических судьбах мирового капитализма, коренной перелом в освободительном движении мирового пролетариата, коренной перелом в способах борьбы и формах организации, в быту и традициях, в культуре и идеологии эксплуатируемых масс всего мира» [3, с. 72]. И действительно, мировой капитализм, глядя, на что способен объединившийся рабочий класс во главе с сильным лидером, осознал свою «смертность» и предпринял меры. Повышение уровня жизни рабочих и крестьян во многих странах Европы и Америки и в результате повышенное благосостояние этих стран на сегодняшний день – отчасти заслуга социалистической революции, а значит и самого В.И. Ленина.

 

Ленин, какой он есть

Владимир Ильич Ленин был, в первую очередь, политиком и, как и любой другой политик, стремился заполучить в свои руки власть, и порой методы по получению этой самой власти переступали черту гуманности. Невозможно отрицать его участие в Красном терроре. Ленин лично давал указания о проведении беспощадного террора против «кулаков», «попов» и «белогвардейцев». Особенно жестоким моментом при изучении ленинских трудов мне показался фрагмент из его письма А.К. Пайкесу: «Сейчас буду по телефону говорить с военными о всех ваших требованиях. Временно советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты…» [1, с. 165]. Тот факт, что для вождя пролетариата вопрос жизни людей, пусть даже вероятных врагов, является «идиотской волокитой», лично у меня, думаю как у многих, вызывает нравственную неприязнь. Однако не стоит забывать, что классовая борьба и вытекающая из неё в периоды острых экономических и политических кризисов гражданская война – часть марксистской идеологии. Также не стоит забывать о том, что в период гражданской войны все стороны проявляли по отношению друг к другу чрезмерную агрессию, и каждая сторона при этом полагала, что это лишь вынужденная самозащита: большевики защищали свою Революцию, белогвардейцы свою Россию, а многочисленные бандитские объединения свою Свободу. Целью этой статьи, в первую очередь, является не обсуждение правильности или неправильности поступков В.И. Ленина. Мы стремимся понять намерения человека, определить насколько искренними и бескорыстными они были. Намерения В.И.Ленина были безусловно честны и благородны, ему не нужна была власть сама по себе, власть ради самой власти, но только ради реализации конкретных социальных изменений.

Владимир Ильич Ленин был очень умным человеком, не имел вредных привычек, с юности ставил себе целью помогать окружающим, как никто другой стремился добиться социального равенства и справедливости в мире; смог повести за собой миллионы людей,  вдохновив их своими идеями, в которые верил сам. Ленин бесконечно много трудился, выступал и участвовал в съездах партии до тех пор, пока здоровье окончательно его не подвело. Он резко негативно относился к возвеличиванию своей личности, считал это чем-то досадным и вредным. А ещё Ленин очень любил детей и животных (особенно кошек), а это ведь много значит, особенно когда кругом рушатся устои, меняется мир. Найти время поговорить с ребятами, сходить к ним на Ёлку, обсудить их ребячьи проблемы, а потом ещё подкрепить своё общение новыми постановлениями правительства – не у многих политиков хватало на это души и сердца. В моём понимании, такой человек, как Владимир Ленин, не мог иметь злых намерений. Мы имеем дело с настоящим искренним человеком – тем, кто обывательской дворянской жизни предпочёл вечную борьбу с неправильным жестоким мироустройством.

 

Библиографический список

  1. Ленина В.И. Полное собрание сочинений. 5-е издание. Т. 50. / Онлайн-библиотека marxism.online. URL: https://marxism.online/lenin-v-i/volume-50/165/ (дата обращения: 23.03.2024).
  2. Наумов А.Н. Из оставшихся воспоминаний: мемуары. В 2 книгах. Кн. 1 / Некоммерческая библиотека Internet Archive. URL: https://archive.org/details/1868-1917-.-2-1954 (дата обращения: 23.03.2024).
  3. Сталин И.В. Сочинения. Т. 6. / Некоммерческая библиотека Internet Archive. URL: https://archive.org/details/B-001-026-014-ALL/page/n53/mode/1up (дата обращения: 23.03.2024).