Прикровенный смысл церковной главы | Библиотека и фонотека Воздушного Замка – читать или скачать

Роза Мира и новое религиозное сознание

Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Прикровенный смысл церковной главы

Рекомендуем к ознакомлению: 

Статья прислана редакции портала автором лично.
См. также альбом «Православная архитектура как пространственный образ вероучения» в Галерее Воздушного Замка.


Обсудить в интерактивной теме

 

Людмила Клешнина

Прикровенный смысл церковной главы

 

Русский православный храм узнаваем по церковному верху, который всегда завершается главой. На византийских храмах, архитектурные решения которых послужили основой нашей традиции, есть купола, но глав нет. Почему же на наших православных храмах есть не только купола, но и главы1? Этот вопрос задавали себе многие. Чтобы ответить на него, надо понять смысл этой символической формы, ведь главы на храмах – не украшения, а результат осмысления христианского вероучения. Милый нашему сердцу силуэт характерен особой формой глав. Большие или малые, изящные или величественные, вознесенные на высоких барабанах или «вырастающие» из кровли – в православном храме они имеют особую форму, это так называемые «маковки». Символика внешней формы церковной главы многозначна, трактовка многовариантна (молитвенное горение, свеча, шлем и т. д.), этой теме посвящены многие литературные источники, но в этой статье рассмотрим смыслы, спрятанные внутри главы.

Традиционная конструкция, образующая внешнюю форму главы и скрытая от наших глаз, совершенствовалась веками и представляет собой гениальное по простоте и красивое по символическому смыслу архитектурное решение. Именно глава является достойным завершением цельной объемно-пространственной композиции православного храма, ведь согласно учению об иерархии нашей Вселенной, глава в целом символизирует ее творца – Господа Вседержителя, крест над главой – победное знамя Церкви Христовой. Внешние формы церковной главы издалека привлекают наши взгляды, когда мы приближаемся к храму. Глава подобна компасу пути Спасения, указывая нам его цель. Мы входим в храм, последовательно проходим этот путь через анфиладу сакральных пространств и символически взлетаем по вертикальной оси к небу, где обОженные души обретают свой утраченный божественный образ и примиряются с Богом2. Глава устанавливается над средокрестием сакрального пространства храма, там, где совершается таинство Причастия. Примирением завершается сугубо личный путь для каждой души, поэтому его архитектурный образ воплощается тихо и прикровенно, во внутреннем пространстве главы.

В храмах инженерные решения «неслиянно» и «нераздельно» связаны в одно целое с архитектурным решением. Если конструкция и не видна, традиционно она всегда исполнялась благоговейно, в соответствии с символическим смыслом. В центре главы обычно находится мощный несущий столб, который опирается на свод, чердачное перекрытие или основание главы. Этот прочно закрепленный столб несет крест, венчающий храм. Конструкция собственно главы представляет собой каркас из четного количества криволинейных изогнутых стоек, называемых «журавцами», установленных на «шее» главы и примыкающих верхним концом к столбу. Поверхность главы образуется сплошной или разреженной обшивкой досками по внешней поверхности журавцов, которая затем покрывается кровлей (деревянной, металлической и др.). Как правило, сложная форма стоек-журавцов выполняется из досок в два слоя, перекрывающих друг друга.

 

 

Конструкция деревянной церковной главы
Конструкция деревянной главы. МДС 31-9.2003. Том 2.

 

 

Внутреннее пространство церковной главы
Внутреннее пространство церковной главы.

 

Журавец по силуэту удивительно походит на журавля. Так как все древние строительные термины имеют очень глубокий смысл, можно предположить, что и происхождение этих слов журавль и журавец от одного корня – неслучайно.

 

 

Конструкция журавца
Конструкция журавца.

 

 

Журавли
Журавли.

 

Чтобы выявить не только внешнее сходство с силуэтом журвлей, но и внутреннюю схожесть образов, являемую нам конструкцией глав, следует обратиться к символике изображений птиц в церковном искусстве. Мы увидим, что, во-первых, иконография с птицами неразрывно связана с глубокой по смыслу темой живительных источников, от которых пьет всякое существо. "Как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже" (Пс.41).

 

 

Индития с птицами, пьющими из животворящей чаши
Индития с птицами, пьющими из животворящей чаши.
Церковное шитье. 21 век, мастерская «Убрус».

 

Во-вторых, иконография птиц связана с темой жервенности. В католической церковной символике часто встречается пеликан, раздирающий себя клювом в кровь, чтобы этой кровью оживить птенцов. Эти изображения толкуются как образ Спасителя: "Его называют пеликаном, ибо он разъял себе грудь ради нашего спасения, подобно пеликану, воскрешающему умерших птенцов кровью своей груди" (толкование Бенвенуто де Имола3).

 

 

Пеликан. Церковное шитье
Пеликан. Церковное шитье.

 

Можно вспомнить, что из библейской истории о Ное в христианское искусство пришел образ голубя – символ Духа Святаго и милости Божией к человеческому роду. Голубя можно увидеть на иконах Крещения Господня, над царскими вратами иконостаса, на фасадах храмов.

 

 

Икона «Богоявление»
Икона «Богоявление».

 

 

Образ Духа Святаго над царскими вратами иконостаса
Образ Духа Святаго над царскими вратами иконостаса.
Церковь Всех Святых в Риге, конец 19 века.

 

 

Образ Духа Святаго на фасаде Свято-Дмитриевского собора во Владимире
Образ Духа Святаго на фасаде Свято-Дмитриевского собора во Владимире.
12 век, каменный декор.

 

С раннего христианства в церковном изобразительном искусстве встречается и птица павлин – символ возрождения к новой жизни4, бессмертия человеческой души, райская птица, пребывающая в Царствии Божием.

 

 

Павлины в pайском саду. Церковная вышивка
Павлины в pайском саду. Церковная вышивка.

 

Cогласно верованиям многих народов, начиная с глубокой древности, душа умершего человека улетает в небо в виде птицы С дохристианских времен мистический смысл имел и журавль, как священная птица, связанная с жизнью и смертью. Христианская культура адаптировала этот образ как символ духовного возрождения души. В нашем климатическом регионе нет павлинов, а эти перелетные птицы наглядно являли караваны душ, устремленных в Рай. Не только в церковном искусстве, но и в светской жизни укоренен этот яркий возвышенный образ. Вспомним известные поэтические строчки и песню (стихи Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля):

 

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле.

Из-под небес, по птичьи окликая,

Всех вас, кого оставил на земле.

 

Символику журавлей несут многочисленные меморалы в честь павших воинов, построенные в 20 веке, а также новый мемориал 2020 года во Ржеве.

 

 

Монумент павшим воинам в Осетии
Монумент павшим воинам в Осетии, 20 век.

 

 

Мемориал Советскому солдату во Ржеве, 2020 г.
Мемориал Советскому солдату во Ржеве, 2020 г.

 

В течение столетий совершенствовалась конструкция глав, чтобы в гениально простых формах воплотить основные аспекты православного вероучения – представления о Боге как Живительном Источнике вечной жизни, о милосердии и жертвенности, о бессмертии души. Эти идеи были известны всем христианам, но только в русском зодчестве удалось их воплощение в такой полноте и совершенстве.

Например, наглядную интерпретацию образа птиц, как душ христиан в Раю, мы видим очень высоко в небе, на башнях католического собора Саграда Фамилия в Барселоне.

 

 

Птицы – души христиан на башнях собора Саграда Фамилия в Барселоне
Птицы – души христиан на башнях собора Саграда Фамилия в Барселоне.
Конец 19 века, арх. Антонио Гауди.

 

И в русских храмах журавцы тоже являют нам образ обОженых человеческих душ, но наши главы пониже расположены, чем башни Саграда Фамилиа. Спрятались души от глаз людских внутри главы – такое прикровенное решение более тонкое, интересное, возвышенное. Святые в Раю находятся вокруг Бога (см. учение о Небесной иерархии св. Дионисия Ареопагита), и в главе журавцы тоже расставлены по кругу в главе у самого подножья Креста. Вытянулись вверх, как журавли, и, примирившись, приникли к животворящему центральному столбу с крестом. Интересно, что традиционное деревянное покрытие главы лемехом тоже напоминает птичьи перья.

 

 

Покрытие главы осиновым лемехом
Покрытие главы осиновым лемехом. Церковь Рождества Христова в с. Большая Шалга Архангельской обл., 18 век.

 

Примыкание журавцов к столбу традиционно выполнялось на врубке, что требовало довольно большого умения, так как в месте примыкания журавцы теснятся вокруг столба, но это не заставляло плотников искать другое решение. В традиционных памятниках церковной архитектуры нет ни хомутов, ни проволочных обмоток, «насильно» притягивающих и удерживающих журавцов у столба. Столетиями все главы наших деревянных и каменных храмов выполнялись именно так, согласно возвышенному смыслу конструкции, идею которой подсказывает строительный термин «журавец». Этот термин есть только в русском языке, в других славянских языках он употребляется повтором, как «калька» с русского, а в языках неправославных культур вообще отсутствует его перевод, так как у храмов нет глав, и символический смысл журавцов не известен.

Если глава возводится как покрытие купола или при большом диаметре самой главы, по техническим причинам ее конструктивная форма выполняется в металле, при этом направляющие по форме тоже слегка напоминают журавцы, хотя и не так красивы, а холодный металл – материал явно не животворящий.

 

 

Металлическая конструкция купола и глав
Металлическая конструкция купола и глав при больших габаритах. МДС 31-9.2003. Том 2.

 

Современные строительные технологии не противоречат созданию традиционной конструкции, но облегчают ее монтаж и установку на храм в готовом виде. Главу можно выполнить в удобных условиях мастерской, перевезти на стройплощадку и поднять на храм краном.

 

 

Монтаж главы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Балви, Латвия
Монтаж главы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Балви, Латвия, 21 век.

 

Увы, в наши дни красивая архитектурная идея журавцов забыта. Стало правилом, что соединения журавцов и столба выполняются при помощи стандартных накладных металлических деталей. Традиционная деревянная конструкция даже небольших глав порой без нужды заменяется металлической, тогда журавцов вообще нет, вместо них – пластинки по кругу. Центральный столб становится ненужным (!) и упраздняется.

 

 

Металлическая конструкция новой главы взамен старой, лишенная символических смыслов
Металлическая конструкция новой главы взамен старой, лишенная символических смыслов. Церковь св. Александра Невского в Краславе, Латвия, (замена в 21 веке).

 

Изысканная форма журавцов ныне бездумно искажается, а для кровельной поверхности глав применяются современные нитрид-титановые покрытия, которые в пасмурную погоду выглядят тускло, а главное, хаотично отражают городской контекст, окружающий храм, что иллюзорно искажает традиционную архитектурную форму и даже маскирует ее, то есть символически лишает храм главной идейной доминанты.

 

 

Новая глава с современным нитрид-титановым покрытием, имитирующим золото.<br>Церковь св. Александра Невского в Краславе
Новая глава с современным нитрид-титановым покрытием, имитирующим золото. Церковь св. Александра Невского в Краславе, Латвия, (замена в 21 веке).

 

Кощунственным перерождением формы и конструкции является «глава», выполненная из полимерных матералов. Такая форма подобна бутылке, она легкая и пустая внутри, благодаря чему несет совсем другие символические смыслы, напоминающие нам образы из сказок «Тысячи и одной ночи».

 

 

«Бутылки» вместо глав для нового храма
«Бутылки» вместо глав для нового храма. .
Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Юрмале, Латвия, 21 век.

 

В отличие от мнимых «усовершенствований», традиционное золото на главах всегда «горит» постоянным, неизменным, животворящим светом, а мягкая светотень нижней части выявляет точно найденную форму, скрывающую от любопытных глаз возвышенную символику традиционной конструкции.

 

 

Московский Кремль, 15 век. Позолоченные главы церкви Ризположения
Московский Кремль, 15 век. Позолоченные главы церкви Ризположения.

 

Забывая и намеренно искажая традиционное решение такой важнейшей символической формы как церковная глава, определяющей наш культурный код, мы поворачиваем вектор культуры в сторону, противоположную Богу.

 

Рига, август 2020 года.

 

 

Примечания



1 Важно не путать эти профессиональные термины:
Купол – пространственная несущая конструкция большого пролета для перекрытия или покрытия помещений.
Церковная глава — ненесущий элемент покрытия, установленный над крышей или куполом храма, завершающий архитектурную композицию здания и являющий символические смыслы вероучения.

3 РАМБА́ЛЬДИ ДЕ ИМО́ЛА (Rambaldi de Imola) Бенвенуто деи (1338—90), итальянский историк, один из первых исследователей и комментаторов «Божественной комедии» Данте.

5 Фотоиллюстрации автора статьи или взяты из доступных интернет-источников