Статья прислана редакции портала автором лично и в Сети Интернет публикуется впервые.
См. также альбом «Православная архитектура как пространственный образ вероучения» в Галерее Воздушного Замка.
Обсудить в интерактивной теме.
Людмила Клешнина
Забытые смыслы христианской архитектуры
В отличие от строительства, архитектуре свойственно триединство – Firmitas, Utilitas, Venustas (Польза, Прочность, Красота). Старая истина Витрувия актуальна и сегодня, но если единство первых двух членов триады наглядно воплощается в объектах современной архитектуры, то красоту рационалисты стали отождествлять с декором и, следуя принципам минимализма, вообще изгонять из архитектурного образа. Понятие красоты до сих пор полностью не исследовано, но мы можем утверждать, что красота немыслима без идей, наполняющих своим содержанием архитектурную форму, так как именно без идей красота и превращается в красивость. Наиболее яркое проявление метафизических смыслов красоты мы видим в сакральной архитектуре, но в наш рациональный век и здесь эти смыслы уже забыты. Не потому ли архитектура современных храмов, лишенная метафизических смыслов, кажется нам ущербной?
Такие мысли приходят в голову у стен старинных соборов. Загадкой казались скрученные листочки и цветы, в обилии покрывающие стены, вимперги, шпили и фиалы готических храмов. Странные для русского слуха названия этих форм – краббы или кроссы (нем. Krabben, Bossen, Kriechblumen; франц. Crosses, Crochets)1 терминологические словари трактуют лишь как «фигурные крючки, в виде загибающегося немного книзу листка или почки растения», игнорируя прекрасные символические идеи, воплощенные в этих формах. Чтобы раскрыть их смысл и восстановить ход мыслей средневековых зодчих, следует обратиться к Священному Писанию.
Как известно, массивные стены средневековых соборов сложены из камней. Чем обусловлен выбор этой технологии? – Не только техническими характеристиками материала, думается, что символические смыслы этой конструкции имели не меньшее значение. Согласно вероучению, камень – символ Самого Христа, и верующие суть «живые камни», из которых построена Вселенская Церковь, которую наглядно являют соборы. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.» (Еф. 2, 19-22)
Прежде чем камни кладут в стены, их обрабатывают инструментами. Подобным образом «отесываются» и души христиан. По мере духовного восхождения душа очищается от грехов, стремясь к святости, получает духовные плоды на пути к вечной жизни. Об этом пишет евангелист Иоанн: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» (Иоанн.6, 54) «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.» (Иоанн. 15, 16)
Апостолы Петр и Павел уподобляют верующих христиан ниве возделанной и засеянной, растущей и дающей духовные плоды. «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.» (1. Кор. Пав. 3,9). «.... но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.» ( 2. Петра 3, 18).
Эти многозначные символические смыслы получили свое воплощения в архитектурных формах. Очевидно, что кроссы – это почки, а краббы – никакие не «крючки», а живые ростки нивы духовного пробуждения, еще нераскрывшиеся липкие листочки, распускающиеся на «живых камнях». Архитектурные образы наглядно являют нам, что духовное пробуждение направлено от земли к небесам. Именно поэтому распускающиеся листочки стремятся вверх, все более распускаются, развертываются по мере возвышения стен соборов, ими покрыты все венчающие формы готических храмов, которые ближе к небу, а высокие шпили завершаются духовным плодом – крестоцветом. Крестовый цвет (цветок в форме креста) – это процветший Крест, аналогичный излюбленному образу животворящего процветшего Креста в православном искусстве, где он выражен другими художественными средствами – не в горизонтальной проекции, а изображается фронтально и с побегами-ростками, поднимающимися от подножия креста.
Интересно, что технология обработки строительного материала стен соборов тоже отвечает символике, которую этот материал должен явить. Краббы – это не декоративные детали или аппликации, механически наложенные на подготовленную поверхность камня, нет, они в прямом смысле прорастают из камней. Каменные блоки, из которых выкладывали стены, вимперги и другие элементы, вытесывались целиком с неразвернувшимися листочками как скульптурные образы.
Кафедральный собор в Страсбурге (11-15 век), Франция. Общий вид главного фасада – проповедь вероучения.
Страсбург. Входной портал собора. Входящим явлены святые и события Священной истории. Высокие двери открыты для всех грешников, «отягченных грехами». Нижняя часть стен гладкая, только выше уровня дверей мы видим первые листочки, проклюнувшиеся из «живых» камней.
Страсбург. Эти же листочки-краббы в крупном ракурсе. Это не накладные детали, они вырезаны камнетесами цельно с глыбой камня. С экспрессией показано, с каким напряжением прорастают ростки праведной жизни, изживая грехи. Не ленились вытесывать.
Фиалы пинаклей находятся еще выше, сплошь покрыты почками ростков и завершаются маленькими крестоцветами.
Крестоцвет – это не декоративное завершение (как пишут в Википедии), а прекрасный цветок, из которого будет получен духовный плод святости.
Страсбург. На вимпергах уже кудрявые «живые» ростки.
Страсбург. Еще выше – святой пророк. На консоли уже полностью распустившиеся листья с благоухающими бутонами цветов – признаки святости.
Страсбург. Сень над боковым порталом – с кудрявыми листочками и молодым деревцем, как обещание духовных плодов входящему. Стилистика деталей говорит о более позднем времени реализации. Здесь листочки уже наложены на архитектурную форму как декор, но идея не забыта.
Монастырь Домского собора в Риге, 13 век, Латвия. Столп веры – колонна с капителью, из нее прорастают свернутые листочки святости.
Костел св. Франциска в Риге, 1889-1892, арх. Флориан фон Вигановский, Латвия. Процветший крест венчает вимперг. Ниже трехчастный медальон символической формы, заполненный трилистниками, пышными листьями и плодами духовных подвигов во Христе.
Собор Саграда Фамилия в Барселоне, 1882-1926, арх. Антонио Гауди, Испания. Высоко в небе уже проросшие камни превратились в Древо жизни с птицами – крылатыми душами праведников.
Собор Саграда Фамилия в Барселоне, 1978-2000, эпоха модернизма, Испания. Отсутствие метафизических идей : гладкие грани вимперга, безсодержательная форма странного декора в завершении. Все забыто.
И это лишь один из прекрасных метафизических смыслов, которыми наполнена сакральная архитектура Средневековья. В отличие от модернистских храмов, эти формы не выдуманы архитекторами, а пришли из Священного Писания и поэтому с такой силой являют «Сверхсущественно-Прекрасную Красоту»2 Божественных идей.
2012 год.
Фото: автора статьи или взяты из открытых источников интернета.
Латышский вариант статьи опубликован в журнале «Latvijas arhitektūra» Nr. 104, 2012/2013.
1 В переводе с французского – крестики, крючки, а в немецком языке эти термины образованы от глаголов krabbeln (ползать) и kriechen (ползти, пресмыкаться, раболепствовать, вылупляться), что довольно неуважительно по отношению к возвышенному смыслу архитектурных форм. Вероятно, эти термины были введены в научный оборот атеистическим искусствознанием.
2 Дионисий Ареопагит «О божественных именах», глава 4, 7.