Евгений Морошкин в Сборной Воздушного Замка
Проект «Перекличка вестников» представляет собой попытку осмыслить русскую поэтическую традицию под тем углом зрения, который был предложен Даниилом Андреевым в его размышлениях об искусстве сквозящего видения. Этому посвящена X глава «Розы мира», где выдвигается понятие художника-вестника и на материале русской классической литературы рассматривается вестничество как культурное, духовное и метаисторическое явление. Известно, что Андреев намеревался продолжить разработку этой темы: планировался, в частности, большой поэтический цикл «Крест поэта», в числе героев которого должны были появиться М. Цветаева, О. Мандельштам и другие выдающиеся поэты XX века.
Тем более интересно проследить вестническую тенденцию, приняв к рассмотрению весь опыт завершившегося уже XX века. А для начала – очертить границы этого явления, наметить главные имена, основные темы и смысловые переклички в творчестве поэтов. В связи с этим в первой части проекта представлены избранные произведения (стихотворения, иногда – крупная поэтическая форма) тех авторов, в поэзии которых обнаруживается связь с трансфизическими источниками духовного опыта. Тем самым через их творчество расширяются наши представления о возможностях человека, о его способностях постигать многогранность мира, творчески преобразовывать и одухотворять материю. Прозрения художников-вестников – наряду с опытом научным, с достижениями философской мысли – дают ничем не заменяемый материал для постижения глубин человеческой души, для освоения природы в ее духовной ипостаси, открывающейся только наиболее чутким человеческим сердцам, для познания трансфизических истоков жизни народов и исторических движений.
В этих направлениях, по преимуществу, раскрыто сознание вестников в искусстве, и их свидетельства уже невозможно отнести только по разряду субъективных воззрений и личных пристрастий. Напротив: при рассмотрении вестнического творчества в его максимально концентрированном виде, освобожденном от явлений, отражающих не более чем перипетии земного существования авторов, очевидным становится огромный пласт надличностных идей и образов, сближающих поэтов совершенно различных психологических складов и культурных ориентиров. Здесь явственно проступает запредельная природа их вдохновения, здесь они наиболее близки к универсальной, вневременной правде о человеке и мироздании.
Есть ли объективные, ясно формулируемые критерии, по которым можно причислить то или иное произведение искусства к вестническим? Наверное, здесь невозможно обойтись без интуиции, без определенной настроенности слуха на сквожение художественной ткани. Ориентиром может стать и работа самого Д. Андреева, его умение отследить истоки мировоззренческих и стилистических особенностей творчества художника и выделить среди этих истоков трансфизическую составляющую. Конечно, в каждом конкретном случае невозможно все свести к набору готовых признаков-индикаторов: специфика каждого вида искусства, каждой эпохи, каждой самостоятельной личности рождает бесконечное разнообразие творческих задач и художественных решений. Пожалуй, именно многоплановость и непредсказуемость творчества автора, несводимость его к рационально постижимым схемам более всего убеждает в его открытости запредельным вдохновляющим силам.
Возникает, таким образом, возможность выделить огромный пласт вестнических явлений среди всего объема накопленной человечеством художественной культуры. Каждое искусство, обладая собственным кругом выразительных средств, собственными традициями и сформировавшимся местом в структуре общества, выполняет свою неповторимую роль в деле связи человека с высшими духовными иерархиями. При этом различные виды творчества в разных странах и эпохах в неодинаковой степени брали на себя эти задачи. Так, в «Розе мира» приводится пример русского средневекового церковного зодчества, имевшего первенствующее значение при выражении образа российского затомиса, тогда как в других культурах он отражался преимущественно в других творческих формах.
Круг наиболее значительных поэтов-вестников XIX века очерчен Андреевым: это М. Лермонтов, А.К. Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет. Здесь уже можно проследить основные темы, сообщающие русской поэтической традиции вестническое звучание. Это отношение к жизненному пути человека как к небольшому отрезку космического становления личности, пристальное внимание к грани, отделяющей земную жизнь от предсуществования и посмертия; таинство вдохновения, ощущение творческого состояния как момента установившейся связи души с надмирными духовными процессами; размышление о месте поэта в человеческом обществе, о его необходимости быть вне обыкновенных, суетных людских интересов, и, с другой стороны, ощущать свою жизнь в неразрывной связи с нравственным измерением всего происходящего в мире. Постоянно присутствует мысль о непостижимой сложности человеческой природы, невыразимой тайне человеческих помыслов и чувств, и в то же время желание соизмерить их с критерием высшей красоты и гармонии, внутренне ощущаемым поэтом. В окружающей жизни взгляд поэта неизменно отмечает те моменты, когда его представления о гармонии реализуются в действительности, хотя бы кратковременно, хотя бы только под преображающим лучом поэтического видения. Зафиксировав внимание на этих моментах, художник из них складывает свое представление о далеком, за гранью земного существования находящемся идеале (словами Н. Заболоцкого: «из этих, как солнце, сияющих нот составлена песня небесных высот».) Здесь в свои истинные права вступает красота поэтического слова, здесь ритм и музыкальность не столько «оформляют» речь, сколько сами принимают на себя жизнестроительную роль, так как при их участии творятся новые, прежде не существовавшие, духовные единицы (можно сказать – новые поэтические монады).
Таков, в самых общих чертах, облик русской вестнической традиции, какой она сформировалась у названных авторов, и какой, в целом, она сохраняется до настоящего времени. Круг тем, интересующих поэтов, бесконечно разнообразен; самые простые жизненные впечатления могут становиться основой для вестнического произведения – если к ним незримо прибавляется нечто окрыляющее, смещающее угол зрения автора, дающее в итоге взгляд на нашу жизнь из другого, более высокого и духовно насыщенного плана.
Ориентация на этот высокий, установленный классиками XIX века поэтический тонус позволяет разглядеть вестнические явления и в поэзии следующего века. Конечно, в проекте «Перекличка вестников», как и во всяком авторском проекте, есть доля субъективных предпочтений автора-составителя, тем не менее такой взгляд на русский поэтический XX век не может не открыть некоторые новые закономерности в движении культуры и, с другой стороны, указать на прочные преемственные связи, ее пронизывающие, несмотря на разрушающее действие многих исторических факторов.
Эта часть проекта еще не завершена и в перечне поэтов пока отсутствуют некоторые важнейшие имена. О них, однако, можно получить представление из второй части проекта, где стихи разных авторов объединяются в небольшие циклы по 2-3 стихотворения. Сейчас они появляются в виде интернет-рассылки, а все уже появившиеся выпуски собираются в Библиотеке.
Каждый мини-цикл строится вокруг какой-нибудь одной темы, или сходного душевного состояния, или объединяется общей поэтической интонацией. Такому объединению не мешает различие индивидуальностей, художественных темпераментов и разный спектр отражаемых ими сегментов культуры. Напротив, контраст между рядом стоящими произведениями делает их неповторимость более четко распознаваемой, а каждому циклу придает больший смысловой объем.
Отмечаются связи и между циклами в целом: из каждого выпуска ведут ссылки к другим выпускам, что позволяет проследить развитие избранной темы у поэтов разных поколений, отметить авторов, которые эту тему разрабатывают особенно интенсивно и заинтересованно. Таким образом, развитие русской поэзии на протяжении двух веков предстает единым живым процессом, никогда не терявшим своей серьезности и глубины, наполненным многообразием смыслов и индивидуальных почерков.
«Перекличка вестников» – проект открытый, он продолжает пополняться новыми выпусками и, соответственно, обогащаются взаимные связи между ними. Идет также обсуждение проекта в его интерактивной части, там же будет иногда появляться информация о его сценических, музыкальных и других внесетевых отражениях.