Рассылка «Перекличка вестников», выпуск № 683
Музыка Дом высился, как каланча. По тесной лестнице угольной Несли рояль два силача, Как колокол на колокольню. Они тащили вверх рояль Над ширью городского моря, Как с заповедями скрижаль На каменное плоскогорье. И вот в гостиной инструмент, И город в свисте, шуме, гаме, Как под водой на дне легенд, Внизу остался под ногами. Жилец шестого этажа На землю посмотрел с балкона, Как бы её в руках держа И ею властвуя законно. Вернувшись внутрь, он заиграл Не чью-нибудь чужую пьесу, Но собственную мысль, хорал, Гуденье мессы, шелест леса. Раскат импровизаций нёс Ночь, пламя, гром пожарных бочек, Бульвар под ливнем, стук колёс, Жизнь улиц, участь одиночек. Так ночью, при свечах, взамен Былой наивности нехитрой, Свой сон записывал Шопен На чёрной выпилке пюпитра. Или, опередивши мир На поколения четыре, По крышам городских квартир Грозой гремел полёт валькирий. Или консерваторский зал При адском грохоте и треске До слёз Чайковский потрясал Судьбой Паоло и Франчески. 1956 | Концертный зал С. М. Вступаю в духовные волны, Под свод музыкальной вселенной, Причастник её вечерам, Где смолкшими звуками полны И воздух, и купол, и стены, Как хорами стихшими – храм. Не скрытые маскою чёрной, Мерцают глубины роялей Таинственным золотом дек – Пучиною нерукотворной, Кипеньем магических далей, Творящих на миг – и навек. Люблю эти беглые блики На струнах и лаке, а справа – Сверканье серебряных жерл, Когда океан многоликий Замкнуть берегами октавы Готов демиург – дирижер. Люблю этот трепет крылатый Пред будущей бурей аккордов Вокруг, надо мной и во мне, И этот, закованный в латы Готических образов, гордый И тихий орган в глубине. Он блещет светло и сурово, И труб его стройные знаки Подобны воздетым мечам Для рыцарской клятвы у Гроба, – Подобны горящим во мраке Высоким алтарным свечам. А выше, в воздушных провалах, Над сумраком дольним партера, Над сонмами бронзовых бра, Блистают в холодных овалах Гонцы Мировой Сальватэрры – Алмазной вершины Добра. На дальних эфирных уступах Отрогов её запредельных Есть мир гармонических сфер, Для нас составляющих купол Свободных, бесстрастных, бесцельных Прозрений, наитий и вер. И слушают молча колоссы В своих вознесённых овалах Сквозь отзвуки жизни былой – Что здесь, на земле стоголосой, Ещё никогда не звучало: Эдем, – совершенство, – покой. 1950 |