Скачать статью одним файлом
Обсудить в интерактивной теме
Андрей Комаров в Сборной Воздушного Замка
УДК 304.9; 008
ГРНТИ 03.23.55, 03.01.39
Текст прислан автором лично для публикации на портале Воздушный Замок. В Сети Интернет публикуется впервые.
В.И. Ленин: дать миру шанс на справедливость
Комаров А. А.
Озёрский технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ
Озёрск, Челябинская область
У нас уже шёл разговор о том, что в силу условий формирования российской цивилизации историческая память нашего народа хромает. Сейчас государство начинает осознавать эту опасность, особенно в связи с событиями на Украине. Ведь по всем параметрам Украина находится в зоне формирования российской цивилизации, сугубо в её лоне (безусловно, со своими особенностями, что характерно для каждого из почти двух сотен народов, входящих в состав этой цивилизации). Украина после развала Советского Союза начала строить свою собственную государственность, и в ходе этого строительства было выбрано основное направление: Украина – не Россия! Это направление – отталкивание от России – вольно и невольно привело к потере исторической памяти, формированию народа-«манкурта» (вспомним роман Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», где показан яркий и страшный образ человека-«манкурта», у которого захватчики отнимают память, превращая его в непримиримого врага своего собственного рода) и, как следствие, формированию неонацистского режима. Такова цена потери народом своей исторической памяти. Опасность, грозящая любому народу, любой нации. Вот почему восстановление исторической правды, понимание взаимосвязи событий делает народ крепким и устойчивым в исторических штормах.
Этими задачами серьёзно озабочено сегодня наше государство, кардинальным образом перестраивая систему преподавания истории в средней и высшей школе, активируя работу Российского исторического общества, Военно-исторического общества и других подобных сообществ. Но развал Советского Союза и последующая тридцатилетняя история России привели к таким сильным смещениям, искажениям и фальсификациям, что восстановление исторической памяти идёт сложно и противоречиво. И если в отношении Великой Отечественной войны, советского атомного проекта и покорения Космоса сделано уже довольно много (не знаю, достаточно ли, но, без сомнения, много – один «Бессмертный полк» чего стоит!), то практически ничего ещё не сделано для выявления истинного лица, подлинной истории того периода жизни нашего народа, который задал новую систему координат развития всего человечества. Опознавательным знаком этого всемирного события стало название – Великий Октябрь. Другое яркое имя, отражающее исторический масштаб события, было дано американским журналистом и свидетелем тех событий Джоном Ридом – свою книгу об Октябрьской социалистической революции он назвал «Десять дней, которые потрясли мир».
Маркером непонимания в обществе социалистической революции и её значения является отношение к величайшему деятелю русской и мировой истории, вождю этой революции – Владимиру Ильичу Ленину. Судите сами: Мавзолей Ленина, этот всенародный памятник и неповторимый символ Красной площади, стыдливо закрывается по праздничным дням и народным мероприятиям, проходящим на Красной площади; 150-летие со дня рождения в 2020 году было встречено, по остроумному выражению, «оглушительным молчанием». Действительно, дата, которую отмечал весь мир, в России прошла с многозначительным замалчиванием. В чем же причина такого замалчивания? Уж не в том ли, что В.И. Ленин совершил титанический подвиг: развернул весь ход, всё направление развития человеческого рода?
В течение тысячелетий человеческое сообщество существовало в условиях острой нехватки жизненно важных вещей: питания, крова, одежды. Когда не то что пряников – хлеба на всех не хватало, распределение благ естественным образом сосредотачивалось в руках сильнейших. Так складывались элиты, эксплуатирующие основную массу населения. Шли века, накапливался опыт, появлялись и развивались науки, изобретались и совершенствовались технологии, многократно возросла полезная отдача физических и интеллектуальных усилий человека, менялись социальные уклады, возникали и исчезали народы, создавались государства и империи – а отношения угнетённых и угнетающих принципиально не менялись. Изменялись формы, методы угнетения, но не общие принципы, данные, казалось бы, от века и навсегда. Бунты и восстания, которыми заполнена история, возникали от отчаяния, от невозможности существовать в нечеловеческих условиях – но они происходили в стандартной парадигме: если проигрывали, то ничто принципиально не менялось; если побеждали, то из руководства восстанием, революцией формировалось новая угнетающая элита (в прежних или новых формах).
И вот производительные силы человечества уже давно достигли такого уровня, что могли полностью обеспечить необходимым всё население планеты, но сохранявшийся вектор развития привёл лишь к новому расслоению: созданию и развитию общества сверхпотребления (так называемый «золотой миллиард») и сохраняющемуся обществу бедности и нищеты среди огромных масс населения нашей Земли. Так по данным FAO, в 2022 году от крайней степени голода в мире страдало от 220 до 330 млн людей в 82 странах мира (2,8% населения планеты), от нехватки продовольствия страдает 30% населения, ежегодно от голода умирает в среднем 20000 человек. И в то же самое время в мире выбрасывается 30% пригодной пищи (в США – 40%), страдает от переедания и ожирения 13% населения планеты (в США – 36%).
В.И. Ленин попытался переломить ситуацию, развернув Россию в направлении движения к справедливости, к построению новых общественных отношений, создающих человеческие условия существования для всех членов общества. Поворот этот происходил в сложнейших условиях: идёт первая мировая война («мировая бойня»); руководящие элиты откровенно предают свой народ; происходит расчеловечение широких масс, при котором страна наполняется вооружёнными людьми, решающими проблемы простым нажатием курка; армия разваливается; в стране фактическое безвластие – каждый спасается, как может; как следствие, сепаратизм всех уровней – от провозглашения независимости различными национальными образованиями до создания автономных областей (например, область войска Донского) и местных республик (типа Гуляй-поля Нестора Махно); идёт интервенция ведущих держав из обеих противоборствующих сторон мировой войны… Степень катастрофичности ситуации сложно себе представить. По сути дела, на территории бывшей Российской империи действовали десятки правительств разного уровня, боровшихся между собой за место под солнцем.
Развал страны был отражением того тектонического процесса, который давно зрел, и теперь напряжение в «земной коре» (в обществе) достигали предела. Ещё в революцию 1905-1907 годов по стране полыхали тысячи помещичьих усадеб. А в 1914 году «полыхнула» ещё и мировая война. Крестьян, составлявших основную солдатскую массу в русской армии (а Россия была крестьянской страной), волновала судьба своих семей, оставшихся без кормильца (кто землю будет пахать, семью кормить?), они мужественно стояли за родную страну, в которую вторгся враг, но им была совершенно безразлична судьба черноморских проливов Босфора и Дарданелл (о которых они, в массе своей неграмотные, вообще не знали), на захват которых (на «войну до победного конца») их гнали три года.
И вот – «кора» лопнула и началось «землетрясение», настоящее «извержение вулкана»: фронт трещал, царь отрёкся, страна разлеталась вдребезги. Когда все партии России признали своё бессилие перед изливающейся «лавой» народного отчаянья и гнева, прозвучал ленинский голос «Есть такая партия!» – партия большевиков, партия, нацеленная на установление народовластия, на достижение неподдельной социальной справедливости.
Нам, из нашего далёка, трудно представить, через какие муки этого тектонического разлома прошла страна, прошёл весь народ. К сожалению, из активного литературного исторического чтения ушли замечательные свидетельства непосредственных участников этих событий: «Чапаев» Д.Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Школа» А.Гайдара, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского, «Железный поток» А.Серафимовича, «Россия, кровью умытая» А.Весёлого. Даже сами фамилии этих авторов мало известны нынешней молодёжи. Только-только принято, наконец, решение о возвращении (реабилитации) романа «Как закалялась сталь» Н.Островского, и каким-то чудом сохранился «Тихий Дон» М.Шолохова – гениальное эпическое полотно, стоящее в мировой литературе в одном ряду с «Илиадой» Гомера, «Божественной комедией» Данте и «Войной и миром» Л.Толстого (по самому автору либералы-космополиты 90-х проехали, конечно, «бульдозерами» и «танками» своих «обличительных» статей).
Пройти жертвенный путь между неисчислимыми Сциллами и Харибдами человеческих страстей, социальных, религиозных, партийных, национальных противоречий, через развал экономики, производства, голод и холод, когда стоят шахты, стоят заводы, стоят поезда, со всех сторон военное вторжение интервентов, болезни, тиф, человеческие жертвы, эмиграция интеллигенции (основного интеллектуального ресурса страны) – и всё-таки выйти единой, цельной и обновлённой страной – это титанический подвиг В.И. Ленина и созданной им партии.
В русской истории я вижу три таких смутных времени, когда на карту истории было поставлено само существование русского народа, русской государственности. И каждый раз воля и разум русского народа сосредотачивались в героях, принимавших на свои плечи эту почти непосильную тяжесть и становившихся подлинными спасителями народа.
XIII век – раздробленность, русские князья воюют друг с другом, в это время с востока обрушивается орда Батыя, а с запада – Тевтонский орден. И – цивилизационный выход, найденный князем Александром Невским, ставший впоследствии основой, фундаментом строительства единого Русского государства.
Начало XVII века – смута, разброд, голод, интервенция, грызня элит, калейдоскоп самозванцев (с приставкой «лже» и без неё), выбор «лучшими» людьми Руси – Семибоярщиной (представителями самых знатных боярских родов) русским царём польского царевича Владислава и вход польского войска в Москву. И – формирование нижегородским купцом Кузьмой Мининым и суздальским князем Дмитрием Пожарским народного ополчения в Ярославле, ставшем временной столицей Московского царства.
И, наконец, начало XX века – все описанные выше события – «Россия, слинявшая в три дня», как охарактеризовал февральскую революцию 1917 года современник и свидетель событий русский философ Василий Розанов, имея в виду тот факт, что тысячелетнее самодержавие рухнуло в одночасье. Даже Русская православная церковь в лице Священного Синода раньше Временного правительства отменила все «царские» праздники... И – вновь Россия успела подготовить личность «огромной духовной силы» и «необыкновенного ума» – Владимира Ильича Ленина, который становится третьим в нашей истории героем-спасителем, без которого сегодня мир мог бы быть без России, без российского народа.
Есть в народе выражения: «Бог любит Россию» и «Бог троицу любит». И хотя Ленин был атеистом, безбожником, во времена революции и гражданской войны Бог был не на стороне белых, а на стороне красных, что гениальным поэтическим чутьём прозрел Александр Блок. Ленин был третьим судьбоносным спасителем русского народа (Минин и Пожарский – в русском сознании единая историческая фигура). А это уже предупреждение – хватит искушать историю, пора её учить и осмысливать. Сам Владимир Ильич и призвал нас к этому: «Учиться, учиться и ещё раз учиться». Но, замылив лозунгами этот важный призыв, мы всё-таки недостаточно хорошо «зубрили уроки», раз в 80-е – 90-е годы чуть не сорвались в очередную страшную смуту, чудом удержавшись на самой грани…
Сейчас «Россия сосредотачивается» (используя выражение последнего канцлера Российской империи, однокашника и товарища Пушкина по Царскосельскому лицею князя Александра Горчакова), поэтому сейчас – самое время очистить имя Ленина от навешанных на него ярлыков «русофоба», «предателя», «агента германской разведки» и прочих. При любом честном и непредвзятом взгляде на его деятельность, на её результаты всё это облетает как шелуха.
Например, про «предательский» лозунг В.И. Ленина «о поражении собственного правительства» можно сказать только то, что это не просто патриотизм, а патриотизм «в квадрате», потому что призывает он не к поражению России, а к поражению всех правительств воюющих стран от своих восставших народов, к прекращению мировой бойни и установлению крепкого мира между народами. Речь в этом призыве идёт о спасении страны и прекращении гибели её сынов. Парадоксальным образом подтверждение патриотизма В.И. Ленина дают современные события на Украине. Величайшую глупость ХХ века – свержение социализма – совершили в 90-е годы вместе – и русские, и украинцы (кстати, «величайшей глупостью ХХ века» назвал антикоммунистические действия крупнейший немецкий писатель, Нобелевский лауреат Томас Манн). Но массовый снос памятников Ленину – «ленинопад» – провели только на Украине, почувствовав, поняв именно в Ленине – символ России, символ русского патриота. «Ленинопад» прошёл не после свержения социализма, а после победы лозунга: «Украина – не Россия!» Призыв «Бей русского!» в неонацистском сознании связан с призывом «Вали Ленина!»
Чтобы снять с Ленина ложные ярлыки, достаточно прочитать слова, высказанные после кончины Владимира Ильича его идейными соперниками – руководителями Русской православной церкви. Патриарх Тихон отметил при этом: «Идейно мы с Владимиром Ильичём Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нём как о человеке добрейшей и поистине христианской души» [1], а в официальном заявлении РПЦ были такие слова: «Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнёта на путь полной свободы и самоустроения. Да живёт же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетённых, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, как его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества… Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе»[2]. Кстати, у первого деревянного мавзолея, построенного 27 января 1924 года по проекту Алексея Щусева для прощания с Лениным, трибуны не было. Но в обращении Синода были строки: «Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья...» [2] И в новом мавзолее (тоже ещё деревянном), сменившем первый летом 1924 года, трибуна уже была, то есть, по сути, оказалась осуществлённой «идея» Священного Синода. Кстати, только после Октябрьской революции в России было восстановлено патриаршество, упразднённое Петром I, и РПЦ стала самостоятельной религиозной организацией, а не государственной службой по церковным делам.
Ленину была дана, по выражению российского поэта и философа Зинаиды Миркиной, «огромная духовная сила, поднявшая целые поколения, осмыслившая их жизнь, вдохновившая в них веру, которая смогла и впрямь сдвинуть горы, – перевернуть мир» [3, с. 289]. Он не только спас Россию, он дал России – и всему миру – шанс. Заложил столь мощный фундамент идее достижимости социальной справедливости, что мир, пройдя в течение XX века через войны и социальные катаклизмы, атаки мощных сил угнетения, при всех победах и поражениях других идей, наступлениях и тяжёлых провалов, продолжает двигаться в направлении этой справедливости для всех, а не для избранных. На этот ленинский курс снова выходит сегодня Россия, и снова на неё с надеждой начинают смотреть народы. А чтобы верно держаться выбранного курса, нужно восстанавливать историческую память по всем направлениям, включая то важнейшее, о котором шла речь в этой статье.
Библиографический список
- «Вечерняя Москва» от 25 января 1924 г. // Сайт КПРФ. URL: https://kprf.ru/rus_soc/101626.html (дата обращения: 23.03.2024).
- «Известия», №20 от 25 января 1924 г. // Сайт КПРФ. URL: https://kprf.ru/rus_soc/101626.html (дата обращения: 23.03.2024).
- Миркина З.А. Мой брат – воробей. // Померанц Г.С., Миркина З.А. В тени Вавилонской башни. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – 368 с.