Обсудить работу с автором в интерактивной теме
Наталия Подзолкова в Сборной Воздушного Замка
Текст прислан автором лично для публикации на портале «Воздушный Замок».
Публикуется впервые.
Н.А. Подзолкова
Русская философия всеединства: традиции школы
Глава 1
Философия всеединства: зарождение новой всемирной Идеи
В России была создана единственная в мире по масштабу, глубине, проработанности, по степени проникновения в сущность явлений философия, которая и сегодня является настоящим кладом человеческой мысли. Возрождение и разработка этой философии есть путь к обретению подлинной духовной свободы и достойному завершению настоящего этапа нашей истории.
Русскими философами была промыслена до своего логического завершения вся предшествующая парадигма философии. Ими были найдены основания нового знания, «цельного», которое снимет и разрешит, наконец, неизбывное противоречие западного мышления.
Тем не менее, стиль академической философии в России, в том виде, в каком он сейчас существует, задаётся общим курсом развития философского знания, в котором с одной стороны, существует ничем не обоснованное забвение основополагающих путей русской философской мысли, и с другой стороны – чрезмерное соблюдение, навязанных западноевропейской философской традицией, правил.
Давайте ещё раз оглянемся на Запад. Философия Хосе Ортега-и-Гассета, а также вся громадная практика околофилософской психиатрии, начиная с Фрейда и заканчивая Антонио Менегетти, есть необходимое продолжение философии после Фридриха Ницше. А философия Сартра и Камю естественна после философии Гуссерля или Витгенштейна. Все они вместе суть необходимое следствие Канта. А сам Кант есть завершение Декарта и Спинозы. Так мы можем протянуть эту цепочку до самого Аристотеля, до того знаменитого «Платон мне друг…", когда путь Платона был оставлен ради истины. Но не Истины с большой буквы, т.е. Истины Абсолютной, Иррациональной, Божественной, а ради истины с буквы маленькой — истины методологической, наукообразной, сиюминутной. Именно наукообразность философии и завершилась «смертью» Бога. Именно из-за неё всё исключительно высокое и многообразное содержание западной мысли вульгаризировалось до современного кризиса.
Другая ветвь западноевропейской философии: философия Плотина, Экхарта, Бёме, Гёте, Шеллинга в ХХ веке вылились в миросозерцание Шпенглера, Тейяра де Шардена, Бубера и Хайдеггера. Именно эти философы сформулировали признаки назревающего опустошения. Не предложив, как по существу, воскресить Бога в мире высокоцивилизованных людей, они доказали невозможность этого воскрешения изнутри существующей парадигмы мышления. Освободить место новому мирочувствованию, новому менталитету, непосредственному и по-своему первобытному живознанию — вот задача сегодняшнего дня. И единственная философия, которая смогла бы удовлетворить поставленным требованиям, это русская философия всеединства.
Поскольку я имею в виду вполне конкретную цельную систему философского знания, естественно, что далеко не все русские философы являются её носителями. Мамардашвили, Щедровицкий, Библер – по сути дела, крупные западноевропейские философы. Так же как в Х1Х веке: Лавров, Михайловский, Кавелин, Бакунин. Как в начале ХХ века: Шпет, Введенский, Плеханов и т.д. Если оглянуться на истёкший век, то мы увидим, пожалуй, единственную действительно новую фигуру, в полной мере поддержавшую и развившую философию всеединства. Это Даниил Андреев.
Конечно, тот факт, что философия всеединства родилась в России, не случаен. Но следует совершенно чётко понимать, что она России не принадлежит, что она не продукт особенной русской самобытности, поэтому её нельзя трактовать как противопоставление западной парадигме мышления в духе идеи славянофильства. Русская философия всеединства есть именно мировое явление, возникшее на планете благодаря коллективному порыву человеческой мысли. Значение Запада в её появлении столь же неоценимо, как и непосредственное творческое провиденье её создателей.
«Но, по закону разделения исторического труда, один и тот же культурный тип, одни и те же народы не могут осуществить двух мировых идей, сделать два исторические дела, и если западная цивилизация имела своею задачей, своим мировым назначением осуществить отрицательный переход от религиозного прошлого к религиозному будущему, то положить начало самому этому религиозному будущему суждено другой исторической силе»1.
Кто открыто назовёт эту «другую историческую силу»? Кто возьмёт на себя ответственность назвать свою страну колыбелью новой всемирной Идеи? Только тот, кто увидит своими глазами процесс Её (т.е. этой Идеи) зарождения. Известно, что нет пророка в своём отечестве. И сегодня мы читаем у Шпенглера о том, что предвидел в прошлом веке Соловьёв. Но важно не то, кого мы скорее услышим, а то, что предсказания уже сбываются. Западная Идея переживает свой последний кризис, тогда как новая «осевая» Идея человечества распускает свои лепестки. И в России эта Идея уже проявила себя – она воплотилась в форме уникальной и действенной философской системы.