Реймская Богоматерь Марье Самойловне Цетлин Vuе de trois-quarts, la Cathédrale de Reims évoque une grande figure de femme agenouillée, en priére. Rodin* В минуты грусти просветлённой Народы созерцать могли Её – коленопреклонённой Средь виноградников Земли. И всех, кто сном земли недужен, Её целила благодать, И шли волхвы, чтоб увидать Её – жемчужину жемчужин. Она несла свою печаль, Одета в каменные ткани, Прозрачно-серые, как даль Спокойных овидей Шампани. И соткан был её покров Из жемчуга лугов поёмных, Туманных утр и облаков, Дождей хрустальных, ливней тёмных. Одежд её чудесный сон, Небесным светом опалён, Горел в сияньи малых радуг, Сердца мерцали алых роз, И светотень курчавых складок Струилась прядями волос. Земными создана руками, Она сама была Землёй – Её лугами и реками, Её предутренними снами, Её вечерней тишиной. …И, обнажив, её распяли… Огонь лизал и стрелы рвали Святую плоть… Но по ночам, В порыве безысходной муки, Её обугленные руки Простёрты к зимним небесам. 1915
* Видимый на три четверти, Реймский собор напоминает фигуру огромной женщины, коленопреклоненной, в молитве. Роден (фр.).
| Какие были виды В садах Семирамиды! Какие пирамиды Умел воздвигнуть раб! Какой владеем речью! Но племя человечье Всегда венчало сечей Любой земной этап. И то, что возвышалось, Со страстью разрушалось, С землёю кровь мешалась. Была бы благодать, Когда б с таким усердьем Учили милосердью, С каким на этой тверди Учили убивать, Под кличи боевые Вставать живым на выю, Кромсать тела живые. Зачем ранима плоть? – Нелепая уступка Вселенской мясорубке, Которой и не хрупких Под силу размолоть. 1975 |