Рейтинг@Mail.ru

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск




Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Навигация по подшивке

Категории

Поиск в Замке

О генезисе церковных институций

Автор: Категория: Диалог религий Эссеистика Рекомендуем к ознакомлению: Христианство и религия Файлы: genezis_cerkovnyh_instituciy.doc
Скачать статью одним файлом


Константин Волкодав в Сборной Воздушного Замка
Обсудить с автором в интерактивной части портала
Текст статьи передан автором лично для публикации на портале «Воздушный Замок».

 

Константин Волкодав

О генезисе церковных институций

 

Как должны возникать церковные институции, и кто имеет право их создавать? Вопрос довольно каверзный и задевает за живое сознание многих верующих.

Хрiстосъ и апостолы оставили по этому поводу указания: «Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам» (Ин. 16:13), «И вы помазание имате от Святаго, и весте вся» (1 Ин. 2:20), «И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем» (1 Ин. 2:27). Поэтому ответ на вопрос довольно «простой»: поскольку «от святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы» (2 Пет. 1:21), они и должны (по идее) создавать институции.

Слово «простой» взято в кавычки потому, что этот метод давно уже не работает. Здесь ситуация совершенно аналогична (гомологична) ситуации с другими словами Писания: «Знамения же веровавшым сия последуют: именем Моим бесы ижденут: языки возглаголют новы: змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужныя руки возложат, и здрави будут» (Мк. 16: 17-18), «Болящыя изцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите» (Мф. 10:8).

Дары Духа и дары исцелений изливались в изобилии в апостольскую эпоху, а затем стали убывать по экспоненте. Со временем христиане были вынуждены смириться и признать очевидным тот факт, что исцелять физические болезни одними лишь молитвами они больше не могут. И тут возникла некая духовная шизофрения. Церковные наставники стали говорить: «Несмотря на то, что исцелять мы не можем, зато в духовной области мы сильны! У нас и Соборы (или Римский папа), согласие св. отцов и Предание!» Слова, конечно, могут быть и другие, но всегда подразумевается что-то типа этого.

Но «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (Мф. 9:5; Мк. 2:9) Исцелить тело гораздо легче (проще), чем исцелить душу. Так почему же врач, не могущий вылечить вросший ноготь, смело берётся делать операцию на головном мозге? И почему многие пациенты ему доверяют? В отношении Церкви это можно объяснить психологическим феноменом «доступности». Благодаря этому феномену процветают все лотереи и азартные игры. Некоторые желаемые события (крупный выигрыш, исцеление, точное пророчество) действительно иногда имеют место. Но вероятность их повторения очень мала. Однако людям очень хочется их повторения, вдобавок эти события широко освещаются (рекламируются). В результате, верующие легко убеждают себя, что, например, стоит епископам собраться вместе, и Святой Дух тут же снизойдёт и наставит их на всякую истину.

История Церкви (с IV века и далее) наглядно показывает, что наличие или отсутствие даров исцелений среди клира параллельно сопровождается точно таким же наличием или отсутствием Духа истины в церковных институциях. Были и разбойничьи соборы, и подлоги документов на соборах, названных Вселенскими, и противоречия и ошибки у св. отцов и многое другое.

Как в случае телесных болезней христиане стали обращаться к светским врачам, так и за разрешением церковных проблем они стали прибегать к помощи государственной власти. Конечно, и врачи могут ошибаться и неправильно лечить. И правители могут, желая принести пользу Церкви, на деле принести ей большой вред. Случаи в истории были разные. Но Церковь не имеет никаких «экспресс-тестов» для их оценки. Только спустя века можно попытаться оценить ту или иную институцию по её плодам.

Например, Пётр I упразднил в Русской Церкви патриаршество и ввёл синодальную систему управления. Двести лет все иерархи были с этим согласны (включая и Восточных патриархов), но как только династия Романовых пала, сразу решили восстановить патриаршество. Однако лучше было бы ничего не менять, так как в условиях последовавших гонений на Церковь синодальное управление имело бы гораздо больший «запас прочности». Но на Поместном Соборе 1917 г. никто не думал, что коммунисты в России это всерьёз и надолго! Да и вообще, 90% решений этого весьма представительного Собора оказались неосуществимыми на практике. Значит, Св. Дух не открыл участникам глаза на реальность!

А вот свежий пример. В условиях пандемии коронавируса некоторые православные, имеющие «ревность не по разуму» (Рим. 10:2), стали делать заявления типа: «Нам не страшен серый вирус, сейчас как помолимся о его упокоении, как ударим автопробегом (облётом на самолёте, вертолёте) с иконой, так он и исчезнет!» Нет, не исчез. Более того, вирус не сделал исключений ни для каких «самых святых» монастырей и клириков.

История повторяется. Уже было немало эпидемий (чумы, холеры, оспы, испанского гриппа), и ни одна из них ещё не отступала перед церковными Таинствами и молитвами святых. Как и столетия назад, вирус будет побеждён усилиями врачей, и если каждый на своём месте будет соблюдать все гигиенические и санитарные правила, и если каждое из правительств будет вкладывать максимум ресурсов в здравоохранение и науку. А все устроители убогих шоу с облётом городов с иконами будут посрамлены.

Профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже протоиерей Николай Афанасьев, читавший лекции по каноническому праву, начинал свои лекции так: «Господа студенты! Мне поручено читать вам предмет, который обычно называют "каноническое право", хотя я вам сразу должен сказать, что такое название является недоразумением, потому что самому праву в Церкви места нет. Право проникло в Церковь только тогда, когда оскудела любовь». Тем не менее, это недоразумение под названием "каноническое право" уже давно и прочно вошло в общецерковную практику. И никто его не ставит под вопрос. А ведь точно так же в общецерковную практику вошли и многие другие недоразумения.

Конечно, делать широкие обобщения и говорить сразу обо всех институциях было бы неверно. Но и для подробного их анализа здесь нет места. Поэтому ограничимся лишь краткими замечаниями.

Оценивать ту или иную институцию следует по её духовным плодам и по тому, насколько она лежит в русле и в контексте Нового Завета. Если ни то, ни другое не ясно (тема новая и не упоминается в Новом Завете), то институция должна иметь статус относительной и время от времени пересматриваться.

Также и в личном плане. Если какой-либо духовник слишком высокого мнения о себе и начинает ломать судьбы людей, то стоит попросить его: «Исцели прокажённого (или больного раком в терминальной стадии), да выпей яду». Если он этого сделать не может, то и над его духовными советами надо подумать много раз.

В заключение можно сказать, что церковные институции начали зарождаться в апостольскую эпоху. Тогда это было некое Таинство Церкви, некая богочеловеческая синергия (совместное действие). Впоследствии появились и чисто человеческие элементы, в которых лишь иногда попадались «вкрапления» божественного. Поэтому каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно.