Рейтинг@Mail.ru

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск




Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Навигация по подшивке

Категории

Последние поступления

Поиск в Замке

Такой неудачный термин «религия»

Автор: Категория: Диалог религий Эссеистика Файлы: takoy_neudachnyy_termin_religiya.doc
Скачать эссе одним файлом


Константин Волкодав в Сборной Воздушного Замка
Обсудить с автором в интерактивной части портала


Константин Волкодав
Такой неудачный термин «религия»

 

Термин «религия»  –  спорный по этимологии и многозначный по содержанию. Существует множество определений религии, выражающих частное мнение какого-либо мыслителя или же продиктованных культурным контекстом какой-либо эпохи. Но ни одно определение этого термина не отражает во всей полноте ту многообразную роль, которую религия играла и играет в жизни, как её последователей, так и человечества в целом. Даже если перечислить всё многообразие форм и характеристик явлений, причисляемых к религии, то и в этом случае определение религии будет формальным. Адекватное аналитическо-логическое определение религии дать вообще невозможно. В античности латинский термин «religio» имел очень узкое значение, и с ним не связывали те феномены, которые приписываются религии сейчас, а называли их более конкретно. Например, в греческом языке применялись термины «θρησκεία»  –  богопочитание и «λατρεία»  –  служение, поклонение, культ. Отдельно обозначались верования, благочестие, практики и т. п. В современных переводах1 Библии и относящихся к ней текстов термином «религия» зачастую переводят слова, которые в первоисточнике означают «богобоязненность», «благочестие» или что-то в этом роде2. Когда в пятом веке бл. Августин Иппонийский говорил о религии3 (лат. religione), то имел в виду конкретные идеи и связанные с ними практики. Но пока никому ещё не удалось корректно сформулировать объединяющее начало, делающее систему идей и практик «религиозной» (вера в сверхъестественное, «предельная забота» человека или что-то ещё?). Всегда находятся какие-либо исторические парадоксы, не вписывающиеся в теорию и в определение религии.

Широкое и универсальное значение термину «религия» стали приписывать лишь с XVIII века, когда в европейской культуре из гуманизма выросла идеология богоборческого атеизма4. Термин «религия» понадобился как абстракция, обозначающая всё, что противоположно атеизму. Но этот термин является очень неудачным именно по причине своей абстрактности, поскольку абстрактной «религии» не существует. Можно говорить лишь о какой-либо конкретной исторической «религии», о её контексте и особенностях.

Иногда термин «религия» вообще неприменим: феномены, которые считаются религиозными, на самом деле к религии могут не относиться, или наоборот, то, что выносится «за скобки» религии, может иметь религиозную сущность. В этом смысле с термином «религия» такая же проблема, как и с понятием биологического «вида»  –  в ряде случаев они оба неприменимы.

С одной стороны, не всё то, что традиционно называется «религией», является религией по существу. Например, христианство. Вопросу о том, почему христианство не совсем корректно называть религией, будет посвящена отдельная статья. Но ирония заключается в том, что, кроме христианства, «не совсем религией» является и многое другое, обычно причисляемое к религии. Например, индуизм и буддизм.

Индуизм является не религией, а образом жизни согласно определённому закону. Индуизм никто не основывал (не было пророков), и даже неизвестно точное время его возникновения. В нём нет основной доктрины, центральной власти и главной идеи. Да и сам термин «индуизм» в Ведах не встречается. Уже в позднейшее время «индуизмом» стали называть слияние в одной доктрине вероисповедных и культовых особенностей различных практик, т. е. для него характерен синкретизм. В индуизме собрано множество философских и культурных идей, а также традиций с общей верой в законы кармы и перевоплощения, в возможность освобождения от цикла рождений и смертей путём праведности. Конечно, индуисты верят и в сверхъестественных существ. Однако, непосредственно в жизни человека эти божества не участвуют. Карма  –  это философия, которая не связана непосредственно с верой в нечто сверхъестественное. В её основе лежит теория, что на каждое действие человека реагируют некие безличные силы (наподобие законов природы), и рано или поздно человеку приходится сталкиваться с последствиями своих действий. Одно из течений индуизма (философская школа настика, содержащая элементы атеизма) дало начало буддизму, который также можно назвать философией, а не религией.

Ещё большую головоломку для желающих дать определение феномену «религии», классифицировать и разложить всё «по полочкам» представляет конфуцианство. В нём нет чёткой границы между философией, религией и атеизмом. Поэтому оно иногда рассматривается как религия, иногда  –  как философия, иногда  –  как атеизм. Дело в том, что конфуцианство неоднородно: уже с III века до н. э. существует около десяти разных направлений, созданных учениками и последователями Конфуция. С одной стороны, свыше двух тысяч лет конфуцианство в Китае играло роль основной религии. Его значение и влияние аналогично влиянию католической церкви на жизнь европейцев в Средние века. С другой стороны, конфуцианство повлияло на философию5 Германии (монархический либерализм) и Франции (идеология революции, направленной на разрушение), сформировало взгляды «пророков» атеизма (Ф. М. Вольтера, Д. Дидро, Ш. Л. Монтескьё, П. А. Гольбаха и др.) Все конфуцианские доктрины не содержат однозначного учения о Боге-Творце и о сотворении Вселенной. Также они не говорят о бессмертии души, о рае и аде, а посмертное воздаяние за дела человека относят лишь к его потомкам. Некоторые исследователи утверждают, что конфуцианские культы не имеют религиозного смысла. Более того, уже с XVIII века о конфуцианстве говорили (Пьер Пуавр) как об оптимальной модели управления атеистическим обществом, т. к. с точки зрения европейской философии некоторые учения конфуцианцев являются чисто атеистическими. К этому стоит добавить, что и в понимании самих китайцев конфуцианство  –  это учение, которое не должно трактоваться в смысле религии. Коммунистический атеизм китайцев в XX веке имеет много параллелей6 с конфуцианством.

Проблема термина «религия» также в том, что «не религия» (в классификации атеистов) и даже её противоположность может обладать атрибутами религии. Например, платонизм (и его производные формы) можно назвать религией7. Европейский гуманизм и выросший из него богоборческий атеизм  –  это мировоззрения, обладающие многими элементами религии. Вообще понятия «религия» и «философия» имеют много общего. Они оба многозначны, и зачастую невозможно отделить одно от другого. Каждый теолог (или философ) формулирует своё определение в соответствии со своей собственной системой понятий. В бесконечном множестве феноменов, именуемых «религиозными» или «философскими», или «атеистическими», различные черты играют неодинаковую роль, а некоторые и вовсе отсутствуют.

Поэтому любой разговор о религии необходимо предварять длинной преамбулой с объяснением того, какой смысл будет вкладываться в понятие «религия» и о какой именно религии пойдёт речь. Иначе дальнейшие рассуждения окажутся беспредметными и бессмысленными.

Условное «тело»8 религии формируется вокруг центральной идеи. В христианстве центральная идея – личные сыновние отношения с Творцом, в язычестве – использование тех или иных форм магии для того, чтобы задобрить высшие силы или поставить их себе на службу. В буддизме признаётся существование нематериального мира, но человек намеренно дистанцируется, отстраняется от него и замыкается в себе. Такие разные взгляды и мировоззрения было бы некорректно называть одним термином.

В заключение ещё раз подчеркнём, что понятию «религия» искусственно придали широкое и универсальное значение (вопреки этимологии) лишь в XVIII веке. Это было сделано атеистами в полемических целях. По причине своей абстрактности термин «религия» не говорит вообще ни о чём конкретном. К религии стали относить самые разные феномены. Одни из них  –  взаимоисключающие и непримиримые, а другие могут быть синкретическими (слиянием нескольких верований и доктрин). Например, взгляды различных религий на нематериальный мир и духовных существ могут сильно отличаться и быть даже противоположными. Для одних религий основным вопросом являются взаимоотношения Бога (богов) с людьми, другие, хотя и признают существование божеств, но в реальной религиозной жизни человека это никак не отражается (человек живёт сам по себе), третьи религии вообще не признают бессмертия души и граничат с атеизмом.



1 Особенно в английских.

2 Например, Деян. 17:22 «Σταθεὶς δὲ ὁ Παῦλος ἐν μέσῳ τοῦ ᾿Αρείου πάγου ἔφη· ἄνδρες ᾿Αθηναῖοι, κατὰ πάντα ὡς δεισιδαιμονεστέρους ὑμᾶς θεωρῶ».

3 Augustini Hipponensis episcopi. De vera religione. PL 34, 121–171.  –  Paris, 1845.

4 Иными словами, абстрактное понятие «религии» создали атеисты XVIII века для идентификации себя самих. Поэтому термин «религия» такой неточный и чужеродный для людей, верующих в Бога. В христианстве, исламе, иудаизме вместо понятий «религиозный/нерелигиозный» всегда использовались понятия «верный/неверный» (по отношению к Богу).

5 Миссионеры-иезуиты привезли в Европу представление о конфуцианстве, которое в эпоху Просвещения стало одним из ориентиров в идеологии и философии.

6 Эти параллели не идеологические, а методологические. В коммунистическую эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство в Китае порицалось, как учение. Конфуцианских философов принуждали «покаяться в своих заблуждениях» и официально признать себя марксистами, но фактически они продолжали писать то же самое, что и до революции.

7 Во всяком случае, если называть религией индуизм, то тогда и платонизм тоже, т. к. между ними много общего.

8 Под «телом» религии будем подразумевать её внешние проявления в общественных правилах проведения, богослужении, обрядах, ритуалах и т.п.