Рейтинг@Mail.ru

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск




Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Навигация по подшивке

Категории

Последние поступления

Поиск в Замке

К вопросу: кто за мир?

Автор: Категория: Эссеистика История Файлы: К вопросу: кто за мир (скачать статью в формате doc)


Обсудить с автором в интерактивной теме
Андрей Комаров в Сборной Воздушного Замка

 

УДК 304.9; 327.8; 355.013.1

ГРНТИ 03.23.55

Текст прислан автором лично для публикации на портале Воздушный Замок.

В Сети Интернет публикуется впервые.

 

К вопросу: кто за мир?

Комаров Андрей Анатольевич

Озерский технологический институт НИЯУ МИФИ
Озёрск, Челябинская область

 

 

  1. Как сохранялся мир после Второй мировой войны

От противников СВО постоянно звучит сегодня лейтмотивом: мы за мир! Попробуем разобраться. Лозунги: «Мы за мир!», «Миру-мир!», «Мир победит войну!» были самыми главными лозунгами советских людей. И это естественно, потому что советский народ был наиболее пострадавшим народом в ходе Второй мировой войны. Именно по нему был нанесён основной удар силами объединённой Европы под гитлеровским руководством, именно он понёс наибольшие потери в ходе этой войны и именно он нанёс основной, сокрушительный удар по мировым завоевателям. Достаточно однажды услышать великую песню «Хотят ли русские войны» (композитор — Эдуард Колмановский, поэт — Евгений Евтушенко) в исполнении Марка Бернеса или ансамбля им. А.В. Александрова, и никаких сомнений не останется: самой сокровенной мечтой советских людей был мир.

Но при этом в Советском Союзе было четкое представление, что для сохранения мира страна должна быть сильной, способной дать отпор любому агрессору. Люди понимали, что союзники по Второй мировой войне — Англия и США — союзники вынужденные, а потому временные. Ведь тот же сэр Уинстон Черчилль смыслом своей жизни считал свержение большевизма и являлся одним из основных идеологов британской интервенции в Россию в годы гражданской войны (со времен которой, кстати, прошло всего 25 лет — и за это время он своих взглядов, как мы дальше увидим, не изменил). А вице-президент США Гарри Трумен, ставший после смерти Рузвельта в конце войны президентом, откровенно выражал свою позицию после нападения Гитлера на Советский Союз: «Если мы увидим, что войну выигрывает Германия, нам следует помогать России, если будет выигрывать Россия, нам следует помогать Германии, и пусть они как можно больше убивают друг друга, хотя мне не хочется ни при каких условиях видеть Гитлера в победителях» (О помощи СССР в начавшейся Великой Отечественной войне Источник: New York Times, 24.06.1941).

Это были не домыслы и не игра воображения. Откровенно о своих «опасениях» в отношении нашей страны высказался Черчилль в Фултонской речи 1946 года: «В целом ряде стран по всем миру, хотя они и находятся вдалеке от русских границ, создаются коммунистические пятые колонны, действующие удивительно слаженно и согласованно, в полном соответствии с руководящими указаниями, исходящими из коммунистического центра. Коммунистические партии и их пятые колонны во всех этих странах представляют собой огромную и, увы, растущую угрозу для христианской цивилизации, и исключением являются лишь Соединенные Штаты Америки и Британское Содружество наций, где коммунистические идеи пока что не получили широкого распространения» [4]. Эта речь Черчилля, полная лицемерных оговорок о добром отношении к Советскому Союзу, открыто призывает наращивать против него «мускулы мира»: «Если народы Великобритании и Британского Содружества наций объединят свои усилия с народом Соединенных Штатов Америки, — перечисляет Черчилль новых властителей мира, — на основе тесного сотрудничества во всех областях и сферах — и в воздухе, и на море, и в науке, и в технологии, и в культуре,— то мир забудет о том неспокойном времени, когда пресловутое, но столь неустойчивое равновесие сил могло провоцировать некоторые страны на проведение политики непомерных амбиций и авантюризма, и человечество наконец-то сможет жить в условиях полной и гарантированной безопасности» [4].

А ещё до этого США и Англия начали готовить реальные действия по войне с Советским Союзом: США разработали план «Дропшот» по уничтожению нашей страны с помощью атомной бомбардировки (сейчас после открытия архивов этот факт хорошо известен), а Англия начала собирать в своей зоне оккупации Германии сдавшиеся в плен гитлеровские военные части в качестве ударной силы для совместного наступления на советские войска.

Планы сорвались. Советский атомный проект сыграл в этом определяющую роль. США развязали гонку вооружений для ускоренного накопления ядерных боевых средств, а Англия использовала гитлеровских вояк в гражданской войне в Греции (которая вошла по итогам войны в зону влияния Англии, а затем США) для окончательного разгрома Народно-освободительной армии Греции — антифашистских сил Сопротивления, спасших свою страну от итальянских фашистов и немецких нацистов и противостоящих возвращению в страну короля, который всю войну прятался за границей. В современном информационном пространстве присутствует укоризненная формулировка «коммунисты Греции проиграли, потому что не пришла помощь из Советского Союза». Действительно странно, где же был в 1944 году Советский Союз? Вот Англия, например, нашла ресурс и перекинула в Грецию часть своих войск, сражавшихся с фашистами в Италии, чтобы усмирить победителей этих же фашистов в Греции. Война-войной, а думать о послевоенном господстве над миром нужно сразу…

В общем, у нашего народа были все основания вспоминать знаменитую светловскую «Каховку»: «мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути», а по результатам Великой Отечественной войны появилась новая любимая солдатская песня «Солдаты, в путь» из фильма «Максим Перепелица» (поэт Михаил Дудин, музыка Василия Соловьёва-Седого):

 

Пусть враги запомнят это,

Не грозим, а говорим:

Мы прошли, прошли с тобой полсвета,

Если надо — повторим!

 

То есть при агрессии против своего народа советские люди не собирались сдаваться, а готовы были дать отпор, как это делали наши отцы и деды.

 

 

  1. Тектонический сдвиг начался…

И вот через семьдесят лет мирной жизни в головах некоторых наших сограждан произошла идеологическая подмена: после событий на Украине (киевский майдан, возвращение Крыма в «родную гавань», СВО) появившиеся на многих автомашинах наклейка «Если надо — повторим!» стали этими согражданами восприниматься как милитаристские, призывающие к войне. «Тёмный» период идеологического, социального и экономического провала, последовавший после развала Советского Союза, период тотального искажения и опошления родной истории и культуры не прошёл даром — у значительной части нашего народа исчезло чувство сопричастности с родной страной, её великой культурой, её многотрудной (как и у всех народов) историей.

А ведь Россия и русский народ в силу сложившихся обстоятельств и своего менталитета [1-3] оказались наиболее чутким барометром тех тектонических сдвигов, которые тысячелетиями копились в человеческом обществе. Когда сто лет назад мировая цивилизация взорвалась мировой войной, именно русский народ предложил человечеству принципиально новый путь к справедливому обществу взамен господствующих до того в течение столетий и тысячелетий отношений постепенно совершенствовавшихся «законов джунглей»!

Глубину и мощь этого тектонического сдвига в народе показывает тот факт, что ещё до мировой бойни, в годы первой русской революции 1905-1907 годов, в российской глубинке было сожжено 15% (!) помещичьих усадеб, а в 1916-1917 годах они полыхнули повсеместно! К сведению сегодняшних «знатоков» истории — большевики тут были ни при чем, численность партии составляла на тот момент 24 тысячи человек, большинство из которых сидело в тюрьмах, на каторге или пребывало в эмиграции. Сложен и трагичен крёстный путь первопроходцев. Для сохранения традиционных отношений хозяевами старого мира были сформированы новые общественные течения типа фашизма и нацизма, которые стали ударной силой сопротивления первопроходцам нового мира. Но тектонический сдвиг к новому типу братских отношений между людьми уже начался…

Да, в первой фазе горячего противостояния фашизм и нацизм были повержены. Рухнули колониальные империи. Однако мирная передышка очень быстро превратилась в изнурительное экономическое противостояние. И в народе стала накапливаться «историческая усталость». 70 лет постоянной боевой готовности, необходимости отстаивать и доказывать новый тип человеческих отношений перед всем миром. При этом нельзя забывать и о внутренних противоречиях — последствиях того мощного, вулканической силы выброса природно-социальной энергии, который произошёл в стране в 1917-1920 годах. Они несколько десятилетий трясли страну, как автошоки после землетрясения (нэп, фракционная борьба и оппозиции, коллективизация, репрессии и т.д.). Это необходимо было сначала осознавать, а потом и находить ресурсы для исправления ситуации — сложнейшие социальные задачи, не имеющие единственного решения. Не будем забывать о той морально-психологической нагрузке, которую испытывали думающие неравнодушные советские люди в эпоху застоя, когда перестройка новых идеологических перекосов год за годом откладывалась. Невозможно без ошибок строить по-настоящему новое, по-настоящему никогда небывалое в истории человечества. Современные «демократы» из-за этих внутренних ошибок, трагедий и перекосов пытаются «обнулить» весь социалистический проект, но это невозможно. Тектонический сдвиг уже не остановить…

В какой-то момент мы всё-таки пошатнулись и, казалось, изменили той новой логике человеческих отношений, которая через социалистический проект входила в мир. Историческая усталость привела к попытке выхода из перманентного противостояния и сопровождалась глобальной сдачей не только экономических, но и политических, и, что особенно важно, духовных позиций. А элиты «золотого миллиарда», воспользовавшись удачей, решили, что пора  возвращать мир в его «первородное» состояние: в природных координатах это отношения между хищниками и их жертвами, в общественных — это уголовные отношения банды во главе с «паханом» и терроризируемым ею населением. Последовали шаги по блокаде России, военному разгрому и развалу Югославии, разгрому забастовочного движения в экономически развитых странах Запада (в первую очередь в США и Англии) и усиление в них реваншистских настроений (Германия, Польша), военная интервенция и уничтожение национально-ориентированных режимов в развивающихся странах, освободившихся от колониальной зависимости (Гренада в Америке, Ирак в Азии, Ливия в Африке — чтобы весь мир знал, «кто в доме хозяин»), и, наконец, создание новых ударных отрядов террористической и нацистской направленности: «Аль Каида», ИГИЛ, «Армия освобождения Косова», «Правый сектор» на Украине. Казалось, дело сделано, «смирительная рубашка» всемирного террора на мир накинута, но пробудившуюся энергию социальной тектоники всё же не одолеть…

Россия опять восстала против глобального мироустройства. Запад ответил ударом с Украины. Мобилизованный Западом «Правый сектор» захватил власть на Украине, установил в стране оккупационный нацистский режим над своим народом и начал войну против русского народа. Военный ответ России перевёл этот конфликт из локального в экзистенциальный как для России — вопрос о праве на существование государства, народа и цивилизации российской, так и для всего мира — вопрос о праве народов мира на выход из американского концлагеря (Pax Americana) и на создание более справедливых, более человечных отношений между народами и государствами.

В связи с проблемами сегодняшнего осмысления мира в мире вспомнилась картина Т. Яблонской «Юность»: безбрежный луг, в который мы вглядываемся вместе с героем картины — юношей, стоящим перед нами спиной, — постепенно проявляется перед нашими глазами, и всё яснее и яснее проступают его неровности, что они значат? Обвалившиеся, заросшие окопы и траншеи минувшей войны? Лик Земли, переболевшей тяжёлой болезнью — войной, с оставшимися надолго после этой болезни «оспинами»? А что видит это юноша? А какой мы видим свою Землю сейчас? Взрослеют дети, растут внуки, приходят новые студенты — все они задают вопросы о мире, о войне, о справедливости. И настойчиво возвращается подзабытое в наших компьютерных реалиях понимание одного из главных предназначений мужчины — быть защитником. Защитником Семьи! Родины! Стоять на страже Мира! Быть воином! И это не парадокс, не противоречие, а та вековая культура, которая передавалась из поколения в поколение: воины-богатыри Земли Русской всегда надёжно стояли на защите этой Земли, своих детей, жён, сестёр, матерей, обеспечивали мир. Как передать нынешним поколениям этот код? И вспоминаются наши юношеские споры о пацифизме, и направленные друг к другу и к себе вопросы: а мы — молодёжь 60-х — сможем так, как смогли наши отцы? Потому что опасность возрождения агрессивного фашизма была тогда очевидна. И вот пришло время повторить подвиг наших отцов и дедов…

Вот что я думаю: может, мы и проиграли информационную войну, и лавина лжи и исторических подлогов захлестнула сознание людей, но глубже любых информационных пластов залегает пласт Духа — пласт братских отношений между людьми. И тектонический сдвиг именно в этом пласте, несущем на себе большую человеческую семью, начался… Его не остановить. И я верю, что завеса лжи падёт, и тогда радостный труд свободных людей принесёт всем долгожданный мир. А пока мирное небо вновь идет защищать российский солдат.

 

Библиографический список

  1. Комаров А.А. Комплиментарность как важнейший элемент русской ментальности // XIX Всероссийская научно-практическая конференция «Дни науки – 2019». Материалы конференции. – Озёрск: ОТИ НИЯУ МИФИ, 2019 – С. 179-183.
  2. Комаров А.А. Почему Россия – Россия // XVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Дни науки – 2018». Том 2. Материалы конференции. – Озёрск: ОТИ НИЯУ МИФИ, 2018 – С. 105-108.
  3. Комаров А.А. Новые старые вызовы российской цивилизации // XXII Всероссийская научно-практическая конференция «Дни науки – 2022». Материалы конференции. – Озёрск: ОТИ НИЯУ МИФИ, 2022 – С. 258-262.
  4. Фултонская речь Уинстона Черчилля в Вестминстерском колледже // Сайт Российского исторического общества. Открытый архив: электронные публикации архивных документов. – URL: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives/fultonskaya-rech-uinstona-cherchillya-1946-goda.html (дата обращения: 30.03.2023).