Обсудить с автором в интерактивной теме
Андрей Комаров в Сборной Воздушного Замка
УДК 008, 930.85, 339.17
ГРНТИ 03.29, 03.23, 06.56.21
Текст прислан автором лично для публикации на портале Воздушный Замок.
В Сети Интернет публикуется впервые.
Формирование духа предпринимательства в российской ментальности
Комаров Андрей Анатольевич
Озерский технологический институт НИЯУ МИФИ
Озёрск, Челябинская область
Где-то в начале 60-х, ещё в школе, прочитал книжку молодого тогда английского писателя Алана Силлитоу «Дорога на Волгоград» [5]. Книга была написана по итогам путешествия автора по Советскому Союзу. Ключевая идея, крепко вошедшая в память — принципиальное отличие менталитетов англичан и русских. Отличие — в самом ядре менталитета. Силлитоу сформулировал его следующим образом: у англичан в основе миропонимания лежит понятие «Я», а у русских — «Мы». И это действительно делает всю оптику восприятия внешнего мира, всю наполненность внутреннего мира человека принципиально различными. Это главная линия расхождения между европейской и русской цивилизациями. И пресловутый «индивидуализм» европейцев, и так называемая «соборность» русских есть не что иное, как отражение этой пары понятий – «Я» и «Мы».
Очевидно, что «индивидуализм» тесно связан с предприимчивостью, предпринимательским духом, а «соборность» — с коллективными усилиями. Посмотрим на формирование предпринимательского духа у русского человека. В сегодняшние времена эта проблема стала очень актуальной. Недаром «реформаторы 90-х» делали ставку на возрождение предпринимательского духа в народе. Они говорили, что были же в истории России знатные предприниматели, купцы, заводчики: вот чем надо гордиться, чьи традиции возрождать. А есть ли эти традиции в крови, в генах русского человека?
Наверное, формирование различия «Я» и «Мы» связано с теми природно-климатическими условиями, о которых речь шла в предыдущих работах [1,3]. Здесь же обратим внимание на основополагающий фактор — бедность почв северо-западной Руси (где формировалось Московское княжество и Московия — будущее государство Российское). Кроме Клязьминской поймы и Суздальского ополья, привлекших внимание своим чернозёмом бежавших от Батыева разорения людей, все обширные территории вокруг — сплошные суглинки, супеси да подзолы.
Совокупность низкой плодородности подзолистых земель с резко-континентальным климатом при архаичных методах земледелия давала среднюю урожайность крестьянских хозяйств на уровне «сам-4» - «сам-5», т. е. на одну посаженную единицу посевного материала приходилось 4-5 единиц собранного урожая. Учитывая, что одну единицу надо отложить на посев в следующем году, объём урожая, предназначенный для потребления крестьянским семейством в течение года до следующего урожая, составляла три-четыре объёма необходимого посевного материала. Это весьма скромный прожиточный уровень. А сколько ещё из этого заберёт государство! Получается, что свободных излишков, которые можно продавать или обменивать в типовом сельском хозяйстве, не остаётся, торговать нечем. Сложившийся уклад жизни характеризовался чётким приговором: «от трудов праведных не наживёшь палат каменных».
Климатические условия Европы позволяли ещё в средние века получать в крестьянском хозяйстве урожайность на уровне «сам-7» - «сам-9», что обеспечивало наличие достаточно развитого рынка продуктов сельскохозяйственного производства. Такие условия, существовавшие в течение веков, способствовали развитию предпринимательских навыков, опыта предпринимательской жизни в европейском обществе и тормозили развитие этих качеств в российском. Кстати, у многих народов, обитающих в природных условиях, дающих большую урожайность, предпринимательские навыки вообще кажутся врождёнными — вспомним красочные восточные рынки и восточных купцов, поражавших европейцев ещё во времена Шехерезады. Купец Синдбад-мореход был культовой фигурой арабских сказок «Тысяча и одна ночь», многочисленные купцы были героями новелл «Декамерона» Боккаччо и «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера, фигура купца многократно присутствует в пьесах Шекспира, Лопе де Вега, Мольера.
А что в русской культуре? Из русских былин среди множества героев мы видим одну заметную фигуру из области предпринимательства — купца Садко, да ещё через несколько столетий проявилась судьба русского купца, совершившего «хождение за три моря» — Афанасия Никитина. Постоянной фигурой жизни русского общества предприниматель-купец становится только во второй половине XIX века в пьесах великого драматурга А.Н. Островского. Кстати, народной характеристикой такого деятеля стало краткое и энергичное слово — мироед! Богатство, если оно не касалось царствующих особ или наследственно закреплённого помещичьего права, вызывало в народе, скорее, подозрение и недоверие.
Русская ширь пространства формировала и ширь души, а какая «широкая душа» будет «считать мелочь» — мелочиться? Это тоже не способствовало развитию предпринимательской жизни. Заморозки, засуха побьют урожай — и вот одна губерния голодает, а другой год — из другой бредут разорившиеся! А пожары («деревянная культура») — и бредут по деревням-городам погорельцы! И это не единичные эпизоды, а постоянный фон жизни на Руси. Излишки, если они вдруг появляются, идут на помощь пострадавшим.
Именно избыточный продукт, создаваемый сверх необходимого прожиточного минимума, даёт возможность появления в обществе людей, не занятых производством жизненно необходимых продуктов потребления. Выделяется армия, чиновничество, внутренняя полиция, судебная система, т. е. люди, обеспечивающие функционирование необходимых социальных институтов. Наконец, появляются личности, профессионально занимающиеся искусством и наукой (Гомеры, Евклиды, Аристотели, которые позволяют обществу не только существовать, но — развиваться). С развитием специализации, в структуре общества появляются виды деятельности, связанные с обслуживанием, посреднической деятельностью (слуги, торговцы, работники сферы питания, финансов и др.).
Вот почему низкая урожайность крестьянских хозяйств в России в течение долгих веков не позволяла обществу выделить из своей среды достаточное количество своих представителей для формирования профессиональных сообществ деятелей науки и культуры. При этом мы не говорим о гениальных потенциях, которые даже в таких условиях реализовывались в великих творениях древнерусских зодчих, в бессмертном «Слове о полку Игореве», выдающихся иконах и храмовых фресках Андрея Рублёва, речь идёт о науке и культуре как развитых сферах деятельности. Сдвиг намечается только с постепенного заселения и хозяйственного освоения богатых черноземных земель «Дикого поля» за «засечной полосой» южнее Тулы. Здесь фактически проходила государственная граница в XVII-XVIII веках после вхождения Украины в состав России и присоединения Крыма, т. е. после ликвидации опасности набегов крымских татар (см. Таблицу 1).
Таблица 1 — Последние набеги крымских татар (краткая историческая справка)
1571 г. | последний успешный поход на Москву (хан Девлет-Гирей сжёг Москву) |
1591 г. | последний поход на Москву |
1659 г | доходили до Тулы |
1676-1682г.г. | доходили до Воронежа |
1717 г. | доходили до Царицына, Пензы, Симбирска, Саратова |
1769 г. | последний поход крымской армии на русские земли |
Высокая урожайность на новых землях дала, наконец, увеличение избыточного продукта в государстве. Не случайно в это же время была создана в Петербурге Академия наук — 1724 г. (сначала исключительно из приглашённых иноземцев, а со временем появился и первый русский учёный — М.В. Ломоносов), открылся первый русский театр в Ярославле — 1750 г. (Ф.Г. Волков), а затем первый в России Московский Университет — 1755 г. и первая Академия художеств — 1757 г. Для сравнения в Таблице 2 приведены годы создания аналогичных структур в Европе.
Таблица 2 — Первые университеты мира (краткая историческая справка)
IX в | Фес (Марокко) и Кордова ( Арабский халифат, сегодня Испания) |
X в | Университет в государстве Корё (сегодня Корея) |
Конец XI в. | Университет в Болонье (Италия), Оксфорд и Кембридж (Англия), Сорбонна (Париж, Франция) |
1490 г. | Академия Леонардо да Винчи (Милан) |
1563 г. | Академия художеств и изящных искусств (Флоренция) |
В Пруссии всеобщее начальное образование было введено с 1717 г. и подкреплено повсеместным открытием общедоступных библиотек. В Швейцарии во второй половине XVIII в. было введено обязательное профессиональное образование, крестьяне получали основы агрономических и животноводческих наук. Это стало предпосылкой развития агрономических наук, повышения культуры земледелия, что, конечно, не происходит одномоментно, а основывается на общей грамотности и культуре народа.
В России первые агрономические и садоводческие научные опыты связаны с именем замечательного учёного А.Т. Болотова: в конце XVIII в. с его подачи началось использование картофеля и томатов в крестьянских хозяйствах. Организация профессиональной подготовки сельхозспециалистов связана с именем народника и агрохимика А.Н. Энгельгардта: в конце XIX в. он организовал образцовое хозяйство и школу «интеллигентных землевладельцев». В конце XIX - начале XX в.в. благодаря деятельности таких учёных, как К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, В.Р. Вильямс, И.В. Мичурин в России сложились сельскохозяйственные науки. А всеобщая грамотность в результате культурной революции 1920-1930-х г.г. сделала достижения этих наук достоянием народа, работающего на земле. Всё это стало предпосылкой развития в стране высокопродуктивного сельского хозяйства.
Встречались публикации, в которых делались попытки энергетического сопоставления условий России, Европы и США, т. е. энергетических эквивалентов на создание либо одной единицы продукции одинакового качества, либо создания равноценных условий существования одной личности. Давались разные оценки, но все они укладываются примерно в такую схему: если в США требуется 1 условная единица энергетических затрат, в Европе 1,5-3 условных единицы, то в России от 4 до 10! Я не эксперт по энергетике и экономике, но корректность таких соотношений не вызывает у меня сомнений, поскольку известно, например, что величина площади гарантированного земледелия составляет ~ 60% в США, 20-50% в странах Европы, 2-3% в России. Другие климатические факторы рассматривал более подробно в своих предыдущих работах [1,3].
Сведя обобщённые энергетические затраты, например, к продолжительности рабочего дня, мы увидим, что если для производства условной единицы продукции заданного качества в США потребуется 8 часов, «усреднённому» европейцу — 12-24 часа, то российскому рабочему — 36-40 часов. То есть для производства единицы продукции одинакового качества за одинаковое время в России требуется обобщённая производительность в разы превышающая производительность в Европе и США. Вот почему нет ничего удивительного в том, что Россия, долгое время торговавшая зерном на уровне государства, не кормила при этом своего земледельца. По законам линейного развития мы должны были с годами и десятилетиями отставать всё больше и больше…
Но здесь включается народная смекалка, выработанная веками в суровых условиях! [1] И становится возможной реализация удивительных потенций, заложенных в народе. XIX в. — золотой век русской литературы, великие имена в русской науке и искусстве. XX в. — масштабный советский проект, давший генеральную навигацию для всей человеческой цивилизации — движение к обществу справедливости. И, конечно, не только смекалка. Вспомним, что нас всегда выручала особая российская комплиментарность — способность выстраивать дружелюбные отношения в интересах других народов [2].
Вывод: Россия не может быть экономической корпорацией. Она не торгуется. Она создаёт для всех. Как сказал известный экономист Вазген Авагян: «Когда русский врач Пирогов придумал анестезию (обезболивание при операциях) — он её придумал не только для русских. Для всех. И Гагарин полетел в космос для всех. И лампочка Лодыгина не только у русских горит в домах, и трактор Блинова не только русские земли пашет, и вертолёты Сикорского, и телевизоры Зворыкина… Тут и назвать все технические русские революции, произведённые в мировой науке, не представляется возможным… Именно русские цари придумали разрядку международной напряжённости, разоружение и международный арбитраж, ныне воплощённые в работе ООН. А если бы они этого не придумали — войны и доселе начинались бы, как во времена Бисмарка…» [4]. Точные слова!
Библиографический список
1. Комаров А.А. Дерево и камень как средовые истоки глубины исторической памяти // XX Всероссийская научно-практическая конференция «Дни науки – 2020». Материалы конференции. – Озёрск: ОТИ НИЯУ МИФИ, 2020 – С. 217-221.
2. Комаров А.А. Комплиментарность как важнейший элемент русской ментальности // XIX Всероссийская научно-практическая конференция «Дни науки – 2019». Материалы конференции. – Озёрск: ОТИ НИЯУ МИФИ, 2019 – С. 179-183.
3. Комаров А.А. Почему Россия – Россия // XVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Дни науки – 2018». Том 2. Материалы конференции. – Озёрск: ОТИ НИЯУ МИФИ, 2018 – С. 105-108.
4. Русофобия — духовная дикость. Беседа публициста Александра Стреле с экономистом Вазгеном Авагяном / Наша молодёжь. 02.04.2021. – URL: http://nasha-molodezh.ru/career/methods/rusofobija_dukhovnaja_dikost.html (дата обращения 02.04.2021).
5. Силлитоу А. Дорога на Волгоград. – М.: Правда, 1964. – Библиотека журнала «Огонёк», № 43. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=625961&p=1 (дата обращения 23.03.2021).