Обсудить с автором в интерактивной теме
Андрей Комаров в Сборной Воздушного Замка
УДК 93, 91
Текст прислан автором лично для публикации на портале Воздушный Замок.
Комплиментарность как важнейший элемент русской ментальности
Комаров Андрей Анатольевич
Озерский технологический институт НИЯУ МИФИ
Озёрск, Челябинская область
Статья является продолжением темы, представленной автором в цикле лекций об особенностях ментальности Российской цивилизации. В этот раз основным сюжетом повествования становится вопрос об отношении России к другим народам. Делается вывод, что опыт российской истории, в котором реализовалось такое специфическое качество ментальности как комплиментарность к разным народам, может оказаться полезным в условиях напряжённой международной обстановки.
Ключевые слова: комплиментарность, расселение народов, позитивная дискриминация, российская ментальность, межнациональное взаимодействие.
Complimentarity as the most important element of the Russian mentality
Komarov Andrey Anatolevich
OTI NRNU MEPhI, Ozersk
The article is a continuation of the topic presented by the author in a series of lectures on the peculiarities of the mentality of the Russian civilization. This time, the main plot of the story becomes the question of Russia's attitude to other peoples. It is concluded that the experience of Russian history, in which such a specific quality of mentality as complementarity to different nations was realized, can be useful in a tense international situation.
Key words: complementarity, resettlement of peoples, positive discrimination, Russian mentality, interethnic cooperation.
В статье «Почему Россия – Россия?» мы начали разговор об особенностях формирования русского народа, русской ментальности, российской цивилизации [2, с. 105-108]. Одной из явно выраженных особенностей этой цивилизации нужно отметить также особую комплиментарность русских в отношениях с другими народами – то, что Ф.М. Достоевский назвал «всемирной отзывчивостью русского народа». Понятие «комплиментарность» (от фр. compliment – приветствие, любезность), которое использует в своих работах Л.Н. Гумилев, подразумевает «неосознанную симпатию к людям», акт понимания, выходящий за пределы эмпирического опыта конкретной культуры или цивилизации.
Прослеживая историю расселения восточных славян и начало формирования ещё древнерусской общности, можно видеть, что именно эта часть общеславянского племени оказалась на Восточно-Европейской равнине внутри кольца нулевой изотермы, опоясывающей территорию современной России (понятие «нулевая изотерма» принципиально важное для нашей работы, рассмотрено в статье «Почему Россия – Россия?» [2, с. 106]). Особая суровость условий обитания в этой области человеческой ойкумены обусловила редкое расселение, низкую плотность населения, большие свободные пространства, чересполосицу обитания племён различного происхождения. Обширность земель позволяла сводить борьбу за место под солнцем к минимуму, не способствовала развитию захватнических инстинктов, и это закреплялось в генах народов, населявших данную обширную территорию.
В естественной борьбе племён восточные славяне весьма удачно вписывались в калейдоскоп соседствующих иноязычных племён – и в лесной среде угров (вспомним основание Ярославля в угорском крае), и в степях, сотрудничая с половцами (вспомним дружбу князя Игоря с ханом Кончаком), и на водных просторах, приглашая на службу варягов, от которых по древнерусским землям шёл путь «в греки» (вспомним Рюриковичей). Разнообразие ландшафта этих земель, борьба и противоречия между народами леса и народами степи уравновешивались в формировании русской ментальности. Лес и степь мирились в русском сознании: лес давал укрытие и материал для жилья, степь давала землю для землепашца-оратая. Трудности выживания в сложных климатических условиях делали главным условием существования упорный труд, а не войну. Основным устремлением народа становился мир. Не найти в русских былинах героев в роли завоевателей и покорителей – сильна была Земля Русская былинными богатырями-защитниками. Но при этом герой русских былин – землепащец Микула Селянинович превосходил силою даже гороподобного Святогора.
Последующее движение русских людей с европейской равнины через Пермь Великую, через Камень (Урал) в Сибирь, Забайкалье, Чукотку, Дальний Восток шло так же с расселением внутри «нулевой изотермы» на огромных пространствах с редким населением и максимально миролюбиво. Достаточно сравнить это освоение земель с историей покорения Южно- и Центральноамериканских государств Испанией, завоеваниями колоний в Азии и Африке европейскими державами, геноцидом индейского населения Северной Америки. Конечно, в этой великой исторической эпохе было всякое, но речь идёт о главном, стержневом. Например, когда русские в XVIII в. осваивали Чукотку, весьма частыми были вооружённые столкновения с чукчами. Но дело в том, что чукчи тогда вели войны со многими соседними племенами, т.е. не появление русских явилось причиной военных стычек. Заселение Чукотки русскими людьми в конечном счёте утихомирило край, прекратило междуусобные войны. У чукотского народа появилась возможность мирного развития. И уже в XX в. одним из известных советских писателей был чукотский писатель Юрий Рытхэу. По словам самого Рытхэу, своей заслугой он считал не то, что создал чукотскую литературу – а то, что утвердил её как часть русской.
Поэтому многие народы, оказавшиеся соседями русского, добровольно присоединялись к Руси-России, просили принять в своё подданство, искали и находили поддержку и покровительство у русского государства. Так добровольно вступили в состав Русского государства башкиры, чуваши, удмурты – XVI век, Кабарда – 1557 г., Якутия – 1632 г., Украина – Переяславская Рада – 1654 г., казахи присягнули на верность русскому царю в 1731 г., Грузия – 1783 г., Киргизия – 1853-1862 г.г., Тува в 1944 г. вошла в состав СССР. Эти народы получали все возможности для развития, которые могли быть предоставлены русским государством. Даже присоединения, происходившие в военной форме (а войны в те времена были естественной формой существования и проходили по всевозможным причинам: междуусобным, национальным, религиозным, классовым и др.), не приводили к межнациональной вражде и геноциду.
В русскую историю естественным образом вписались выходцы и их потомки из Казанского ханства (множество знатных фамилий, например, замечательный поэт и государственный деятель Г.Р. Державин), Молдовы (господарь и российский государственный деятель Дмитрий Кантемир и его сын русский поэт Антиох Кантемир), Литвы (потомок литовского рода – Ф.М. Достоевский). Жители Восточной Пруссии в 1758 г. с готовностью присягнули русскому престолу (в их числе знаменитый философ И. Кант). Классическая русская литература запечатлела комплиментарно-уважительное отношение к противнику в таком сложном историческом явлении XIX в. как Кавказская война (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Л.Н. Толстой «Казаки», «Хаджи Мурат» и др., где созданы замечательные образы представителей горских народов).
Если в результате европейской и американской экспансии многие народы сходили с исторической арены или просто исчезали, то при расширении Русского государства народы не исчезали, а получали возможности даже для ускоренного развития. Россия формировалась как «империя наоборот»: метрополия не высасывала все соки, а способствовала развитию входящих в неё народов. В некотором смысле к этому процессу применимо геополитическое понятие «позитивная дискриминация».
При этом сама Россия принимала инокультуру и легко включала в свой ареал выходцев из других народов. Легко вошли в элиту государства выходцы из татарских, украинских, польских, грузинских, армянских, еврейских и других родов. Русским офицером стал первый казахский учёный-просветитель Чокан Валиханов, соратником Емельяна Пугачёва был национальный башкирский поэт Салават Юлаев, знаменитый русский полководец – Пётр Багратион из рода грузинских царей, выдающийся историк Российского государства – Николай Карамзин из татарского рода Карамурза, князья Юсуповы из ногайского княжеского рода Юсуфа и т.д.
Широкое распространение межнациональных браков в XX в. было продолжением традиций, закладывавшихся во времена расширения Российского государства. Первопроходец Семён Дежнёв, первым достигший «пределов Земли Русской» в XVII в., дважды был женат, и обе супруги были якутками, а Иван Гончаров в своей книге очерков «Фрегат «Паллада» рассказывает о совместном русско-якутском быте сибирского казачества XIX в., имеющего к тому времени двуязычную основу.
Недавно в одном из политических ток-шоу эксперт из США Н. Злобин сделал примечательное заявление: американские советологи тщательнейшим образом изучали национальную политику в СССР и в дореволюционной России, считая её наиболее успешной и толерантной среди всех многонациональных стран мира.
Обращают на себя внимание отношения с внешним миром, естественным образом подтверждающее комплиментарные качества русской ментальности. Легендарный Садко и реальный Афанасий Никитин жадны в своём интересе к разным народам, культурам и странам. Великий Николай Миклухо-Маклай оставил такую благодарную память среди племён Новой Гвинеи, что когда в наши дни его пра-правнук Николай Миклухо-Маклай туда приехал, то собрались все многочисленные потомки туземца Туя, вступившего в контакт с «человеком с Луны», и основными именами в его роду до сих пор являются Миклухи и Маклаи. Именно с русским путешественником Николаем Пржевальским согласился встретиться тибетский далай-лама, до этого категорически отказывавшийся вступать в какой-либо контакт с европейцами: слухи об отношении великого исследователя Центральной Азии к местным народам дошли до «верховных ушей». Во времена наступившей всеобщей грамотности в нашей стране с середины XX в. мы знали о жизни, обычаях, культуре зарубежных стран значительно больше, чем они о нас.
Особенности русской ментальности ярко проявились в XX веке. Русская цивилизация предложила миру самую высокую цивилизационную форму развития, достигнутую человечеством на сегодняшний день – социалистическую, и реализовала её в советском варианте. Весь XX век прошёл в активном противостоянии политических систем: капиталистической – социалистической. В советской цивилизации реализовался гуманистический идеал «человек человеку – друг, товарищ и брат». Это было радикальное духовное восхождение от господствующей до сих пор формулы «человек человеку – волк». Здесь не место вдаваться в исторические тонкости (в каждое время и в каждом народе наличествует всё – и плохое, и хорошее, но всегда важно отделить зёрна от плевел, генеральное направление и обочину), но факт остаётся фактом: именно Советская цивилизация разгромила самое чудовищное порождение капиталистической цивилизации – фашизм, именно она поставила щит от уничтожения мира в атомном огне (американский план «Дропшот» атомной бомбардировки и фактического уничтожения Советского Союза). Советская в ментальном смысле – это русская, российская цивилизация. Недаром легендарный президент Франции генерал де Голль в официальных и неофициальных случаях пользовался термином «Россия», «русский народ». Именно под воздействием советского опыта было радикально скорректировано развитие высокотехнологичной европейско-американской цивилизации, в результате чего появилось такое социальное государство как «капитализм, облагороженный социализмом».
В советское время в наибольшей степени проявилась положительная комплиментарность русских в отношениях с народами, входящими в СССР. Фактом нашей истории стала помощь русского народа в ускоренном экономическом, социальном, культурном развитии бывших национальных окраин Российской империи. В русскую культуру вошло естественным образом творчество киргизского писателя Чингиза Айтматова, грузинского кинорежиссёра Марлена Хуциева, азербайджанского певца Муслима Магомаева, дагестанского поэта Расула Гамзатова, белорусского писателя Василя Быкова, молдавского композитора Евгения Доги... Перечислять можно бесконечно...
Ярчайшим образом комплиментарность нашего народа проявилась после Великой Отечественной войны в отношении к поверженной Германии, немецкому народу. Именно наша страна, понёсшая самые страшные потери в борьбе с фашизмом, спасла Германию и немецкий народ, предотвратив её разделение на массу мелких государств с полным уничтожением промышленности, как того требовали союзники по антигитлеровской коалиции. За две недели до капитуляции Германии военным комендантом Берлина был назначен генерал Николай Берзарин. Занимая эту должность всего 54 дня (погиб 16 июня 1945 г.), он сделал очень многое для жителей города. Федеральный министр ФРГ Эрнст Леммер вспоминал: «Берзарин настолько серьёзно относился к своему поручению и воспринимал его так естественно, как будто он должен был его проводить в своей стране». За май – начало июня в Берлине частично возобновилось энергоснабжение, движение на автобусных линиях, метро, состоялись первые концерты, спектакли Берлинского камерного оркестра, Филармонии, Оперного театра, Немецкого театра, прошёл первый футбольный матч, заработало радио, вышла на дежурство полиция, возобновились занятия в школах. Уже 13 мая суточный рацион выдачи хлеба населению был такой же, как в СССР (400-500 г).
В 1946 г. одна из площадей Берлина и улица были названы именем советского генерала Николая Берзарина, в 1975 г. магистрат Восточного Берлина присвоил ему звание Почётного гражданина города. После объединения Германии в 1992 г. его лишили почётного гражданства под предлогом, что Берзарин был «наместником кровавого диктатора Сталина». 12 лет жители Берлина бились за возвращение Берзарину почётного звания. В экспертном заключении указывалось, что он «проявлял удивительную терпимость и милосердие, занимался благотворительностью, лично способствовал возрождению духовной и культурной жизни города. Благодаря этому человеку пищу и воду в разрушенном Берлине получили тысячи голодных немцев». В 2003 г. первый военный комендант был возвращён в список Почётных граждан, а в Берлине появился мост имени Берзарина [3]. Это было проявление истинно русского характера.
Об этом же свидетельствует и судьба спасённых Советской Армией и советскими художниками-реставраторами шедевров мирового искусства Дрезденской галереи. В 1945 г. они были вывезены в СССР в качестве трофеев, восстановлены в Москве, Ленинграде, Киеве, а в 1955 г. возвращены в Германию. В истории мировой культуры это единственный случай добровольной и безвозмездной передачи после уникальной реставрации целой музейной экспозиции страной-победительницей своему бывшему противнику. Речь идёт о сотнях шедевров Рубенса, Рафаэля, Тициана...
Теперь понятно, почему в Берлине в Трептов-парке стоит памятник советскому воину-освободителю, а не американскому или английскому солдату. Понятно, почему в одном из немецких музеев стоит памятник русской женщине в платочке, протягивающей кусок хлеба, собранный из деревянных фрагментов, изготовленных немецкими военнопленными в советском плену [1]. Понятно, почему сами немцы считают своих соотечественников, прошедших советский плен, самыми искренними друзьями России.
В современном мире комплиментарность российской цивилизации может оказаться одним из спасительных мостов, которые помогут человечеству преодолеть глобальный цивилизационный кризис. Конечно, наиболее развитой и мощной на данный момент европейской цивилизации, включающей США, Канаду и Австралию, трудно понять, как можно защищать свои интересы без агрессии и подчинения других цивилизаций своей воле. Вся её история развивалась в парадигме «права силы» по отношению к другим странам и народам. Но тупик, в котором она оказалась, потребует искать выход из создавшегося положения. И опыт российской истории и проявления российской ментальности дружелюбного отношения ко всем народам без исключения, выстраивания отношений между странами в интересах всех, а не отдельно избранных, показывает выход из существующего кризиса.
Библиографический список
1. Аннинский Л.А. Русские плюс… – М.: Алгоритм, 2003 г. – 608 с.
2. Комаров А.А. Почему Россия – Россия? /XVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Дни науки-2018». 70 лет ФГУП ПО «Маяк»: Т.2. Материалы конференции. – Озёрск: ОТИ НИЯУ МИФИ, 2018. – 164 с.
3. Скоробогатов В.Е. Берзарин – [Серия «Жизнь замечательных людей»] – М.: Молодая гвардия, 2012. – 364 с.