Обсудить с автором в интерактивном разделе «Искусство слова»
Рубрика Романа Перельштейна в Сборной Замка
Роман Перельштейн
Я слышу Бога там, где лес шумит
* * *
Вчера мне рассказали про кита,
которого никто не понимает.
Он одинок от носа до хвоста.
Не узнает его родная стая.
Таинственный, как замок под водой,
и в замке ни души, но замок дышит.
Он тенью проплывает голубой.
Он все зовет, зовет… Его не слышат.
Не знает он о смерти на миру,
о вожаке. Ни друга, ни подруги.
Он издает непостижимый звук:
бездонный, словно баховские фуги.
Локаторы настроили киты:
нет никого. Киты не виноваты.
Он говорит на частоте звезды.
Напрасно… Звезды не признали брата…
Душа подобна синему киту –
изгнаннику, отступнику, пророку.
Затягивает песню, да не ту.
Душа, подобно Богу, – одинока.
Кáк синий кит, зовущий столько лет,
поймет, что не один на белом свете?..
На глубине глубин забрезжит свет.
И Бог ему как синий кит ответит.
* * *
Роняет лист озябшая осина.
Он долго кружится и забывает всё.
И память о листе наполовину
стирается со мной: не вспомню я о нем.
Однако он кружил и жил недаром,
и так неслышно слился с палою листвой.
Еще не черный, но изрядно ржавый,
с изнанки траченый, но все же золотой.
* * *
Покуда ноги носят,
в груди кипят ключи,
мой посошок, не посох,
по камешкам стучит.
Шаги чеканю звонко,
как перышки, легки.
Мне крупная щебенка
милее, чем пески.
И ляжет луч на пашню,
и туча набежит.
Когда погода пляшет,
с полудня ворожит,
то солнце не помеха –
и дождь идет косой.
Как птица под застрехой,
нахохлился песок.
Ты мнешь его и месишь,
и вязнешь, но идешь.
И чуден, и чудесен
промытый солнцем дождь.
Огнем играют капли.
Темнеет неба прядь.
Нет, я докосолаплю.
Да тут рукой подать!
* * *
Зашумела июльская роща.
За стволами таятся стволы.
И становишься глубже и проще,
тише облака, легче золы.
И осиновый свет невесомый,
до земли наклонившийся свет, –
незаметная жизни основа.
И опоры надежнее нет.
* * *
Светило ходит по равнине
в сосновой шапке набекрень.
И столько золота и сини!
В разгаре августовский день.
Но я-то знаю, я-то знаю,
Чьё сердце эти льёт лучи.
Оно в груди, и это – тайна.
Пусть говорит. А ты – молчи.
* * *
Колонны деревянные айвана
отбрасывали тень на мудрецов
Аравии, Ирака и Ирана,
стянувшихся сюда со всех концов.
Их встретила святая. Улыбнулась,
улыбкой разрешая всякий спор.
Кивнула розам, потрепала мула.
Узнала ветер, налетевший с гор.
«Ты ненавидишь дьявола?» – спросили
подвижницу. Ответила: «Ничуть».
«Но как же так?» – «Мне это не по силам, –
призналась. – От любви не продохнуть».
Потупили глаза единоверцы.
Заметно поредело их число.
«Ты только любишь, Рабия?» – «Всем сердцем!
Где взять мне время ненавидеть зло?»
Лишь несколько паломников остались
у ног ее. И эти отошли,
когда заговорил дамасской стали
клинок, и брызнул черный сок земли.
В сердцах кипела ненависть к шайтану.
И каждый правду насаждал свою.
А Рабия молилась неустанно
за тех и этих, внемля соловью.
* * *
По сосне заповедной
топором саданули.
Ах ты бедный мой, бедный!
Дети улиц.
Был ты пьян, не иначе,
молодой работяга.
Словно плетью казачьей
бил с потягом.
Или это подросток
сгоряча или сдуру,
тот, кто чувствует остро,
всею шкурой.
Но сосна, истекая,
кровью белой, густою,
зла не помнит, прощает
нас с тобою.
* * *
Плутая, ходят между сосен
в рубахе мокрой небеса.
Комар проснулся, скоро осень,
а он проснулся, заплясал.
Дуб зеркала свои развесил
резные, влажные, в буграх.
Но свету лист волнистый тесен –
блестит дубовая кора,
разлапистый лоснится комель,
сверкает бор, бегут ручьи.
Промокший свет все невесомей.
Свет от воды не отличить.
Прошили струи дождевые
весь мир, и где мерцает нить,
там все и навсегда живые.
Дождь от души не отделить.
Дождь все идет и долго будет
идти, как принято в раю.
Он голову мою остудит
и душу распрямит мою.
* * *
Уже тополя на ветру не трещат.
И запах бурьяна слабее бензина.
Прощай, густолистое небо. Прощай,
сорняк, запустение, город старинный.
Газонокосильщик сотрет в порошок
пустырь подзаборный: пырей, повилику,
полыни кивающей брачный чертог.
Жить в городе голом никак не привыкну.
Люблю колокольню, огонь в небесах;
пустынные улицы и переулки;
собор Петропавловский весь в изразцах,
литья ярославского колокол гулкий.
Но стоит спуститься на шумный бульвар,
не здесь ли я был молодым и беспечным,
теряется, нет, замутняется дар
певучей приподнятой внутренней речи.
И я ухожу в облетающий лес.
Где с каждой березой могу быть собою.
Где меньше всего ожидаю чудес.
Где новому зареву душу раскрою.
* * *
Когда посередине леса
ты в середине сердца встал,
и прошептал: «Отец Небесный»,
и весь покой в себя вобрал,
тогда тебя уже не сдвинуть,
не опрокинуть, не разъять.
Ты – тишина и сердцевина,
отец и сын, сестра и мать.
И мир спасти еще не поздно,
но только сердцем, изнутри.
Как тихо! Мир еще не создан,
да мы сейчас его творим.
* * *
В душе живет Божественный Младенец.
Он беззащитен, Он тобой храним.
У колыбели этой не заменит
тебя ни человек, ни херувим.
Нет Бога, говоришь, раз был Освенцим?..
Еще не поздно взять Его ладонь
в свои ладони. Ты забыл Младенца
укрыть от бури, развести огонь.
Не отходи, послушай как Он дышит.
И ты Его оставишь одного?
Бог не на небе, Он гораздо выше.
Он в колыбели сердца твоего.
О чем тебе просить Его?.. Вот хворост.
Ты в этом доме сам сложил очаг.
Он не окреп еще, твоя опора.
Тебе за все придется отвечать.
Не забывай, с тебя Младенец спросит.
И будет прав… и некого винить…
Буди семейство и беги, Иосиф.
Твое дитя царь хочет погубить.
* * *
Я слышу Бога там, где лес шумит,
и где весь день один хожу теперь я.
На солнце лист – и вот уже в тени:
вдруг потемнеют облачные перья.
Тáм сердце тихо правду говорит,
где облетают медленно деревья.
Я слышу Бога там, где куст поет;
где лес рукой невидимой прорежен;
где сонмы душ пускаются в полет
с листом багряным; но обличьем прежним
смущать не станут, нет, наоборот,
незримые, вселяют в нас надежду.
* * *
И траками разбитая,
и травами укрытая,
дорога, в лес бегущая,
заманивает пущами.
Гони меня и гни меня,
но окликай по имени.
Ты выстоишь и выведешь,
не бросишь ведь,
не выдашь ведь…
И берега древесные,
и струги поднебесные,
над ельником плывущие,
за горизонт зовущие,
чащобы эти мглистые,
стволы твои тенистые,
что встали за обочиной,
одной рукой сколочены.
И лужа одинокая,
и колея глубокая,
и мотылек мятущийся,
и черный ворон вьющийся,
и белый куст анисовый
одной рукою писаны.
Одною волей вызваны,
на нить одну нанизаны.
Все тянешься, извечная,
пути подобна млечному…
Дорога, ты не пройдена.
Сорвется слово «Родина».