Людмила Клешнина
Панорама православного храмостроительства в Латвии
VII.
20-й век
Короткое двадцатилетие между мировыми войнами было трудным временем для строительства храмов, так как строить приходилось в основном на пожертвования, из казны поступали небольшие средства. Но и тогда по ходатайствам приходов из государственного фонда выделялись земельные участки для новых храмов и кладбищ. Изменения государственной границы стали причиной больших неудобств для повседневной жизни прихожан. Пришлось строить новые храмы взамен тех, доступ к которым стал невозможен. Творчество арх. Владимира Шервинского (1894-1975), по проектам которого построены десять деревянных церквей, в том числе – в Тюршино (Педедзе 1927), Пыталово (Абрене 1928), Шкильбены (1929), Грешиной Горе (1937), Муравее (Яунскрунда 1938), было ориентировано на традиции северо-русского деревянного зодчества. Архитектор в своих воспоминаниях позже писал, что выбрать такой стиль его побудили известия из Советской России о разрушении там многих древних памятников церковного зодчества. Архитектор решил запечатлеть для будущего прекрасные древние архитектурные формы1. По мотивам древнерусского зодчества им была запроектирована каменная Всехсвятская церковь в Ливанах (1937-1939). Скромный Свято-Никольский храм для латышского прихода в Лиелварде (1928) был задуман В.Шервинским как большой хуторской дом с явными региональными чертами. Монументальный образ получился благодаря удачно найденным пропорциям объема и небольшой колоколенки2.
Церковь св. Николая Чудотворца в Пыталово Псковской обл. (Абрене).
Свято-Никольский храм в Лиелварде, проект арх. В. Шервинского.
Свято-Никольская церковь в Лиелварде после восстановления.
Вторая Мировая война и новые политические реалии надолго прервали естественный ход развития храмостроительства, несколько храмов было снесено. Подводя итоги построенного за 300 лет, можно отметить, что идея православного храма «пришла» в Латвию из России, но на местной культурной почве была глубоко осмыслена и адаптирована местными мастерами, обогатилась новыми нюансами, приобрела региональные черты. К строительству православных храмов привлекались лучшие архитектурные кадры. Местные зодчие умели «духом проникнуть в традицию». Веротерпимость и сосуществование рядом нескольких христианских конфессий не помешали сохранить ясность канонического архитектурного образа – православные храмы узнаваемы среди застройки, они стали неотъемлемой частью городов и ландшафта Латвии. Среди них мы имеем несколько великолепных образцов храмостроительства, не похожих на другие аналоги в православном мире: Всехсвятский храм в Риге, комплекс Свято-Духова монастыря в Екабпилсе, Симеоно-Аннинская церковь в Елгаве, деревянные старообрядческие моленные Латгалии и комплекс Гребенщиковской старообряческой общины.
Сегодня сакральное наследие находится под угрозой евроремонтов и ненаучной реставрации. Примитивные архитектурные образы новых храмов способствуют деградации культурной среды, вносят в нее черты псевдодуховности. Остановить эти тенденции может только вдумчивое, строго научное изучение нашего наследия, которое необходимо продолжить.
2019 г.