Людмила Клешнина
Панорама православного храмостроительства в Латвии
VI.
Строительный бум. Рубеж 19-20 веков
После 1881 года политика правительства Александра III, основные положения которой были сформулированы обер-прокурором Св.Синода К. П. Победоносцевым, была направлена на русификацию местного населения прибалтийских губерний. На русский язык было переведено народное образование и официальное делопроизводство. К реализации идей развития русского национального самосознания было призвано и массовое строительство храмов, развернутое к концу столетия. Однако, реалии этого своеобразного строительного бума свидетельствуют, что культурная среда в те годы складывалась не так однозначно, как в наши дни оценивается политика тех лет: во всех ветвях местной культуры проявлялось взаимное влияние востока и запада, обогощавшее друг друга.
Во-первых, «молодая» Рижская епархия наконец-то обрела свои монастыри, что было большим духовным достижением. В XIX веке материальное положение монастырей в Рижской епархии было очень тяжелым. Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь после войны с Наполеоном находился в бедственном состоянии и в 1817 году был закрыт. Илуксткий мужской монастырь был заштатным. Монастырская жизнь обновилась лишь в конце века. В 1880-1890 годы в Рижской епархии были основаны три монастыря – женский Свято-Успенский в Пюхтице (Эстония), мужской Свято-Алексеевский Рижский и женский Свято-Троице-Сергиев в Риге. При преобразованной Илукстской женской обители было открыто духовное училище для девочек. Проблемам народного образования и просвещения в рамках новой политики уделялось очень большое внимание. Правительственная помощь оказывалась для укрепления православных церковно-приходских школ, шла работа над подготовкой и изданием на латышском языке учебников, а также богослужебной литературы. В 1887 году началось издание «Рижских Епархиальных Ведомостей», в которых стало возможным публиковать исторические и археологические исследования прибалтийского края. В 1896 году были собраны описания всех церквей епархии. В начале 20 века массовым явлением стало паломничество местного населения в Спасо-Преображенскую пустынь. Широко развернулась благотворительность частных лиц. Семья Мансуровых, кроме духовных сил и материальных средств, отданных созданию рижского женского монастыря, щедро жертвовала на поддержку школ, детских приютов и богаделен. Многие новые храмы строились на пожертвования, собираемые по всей России. Каждый из храмов, построенных на рубеже XIX и XX веков, своеобразен, имеет собственный «лик», что существенно обогатило местное культурное пространство.
В эти годы полностью перестроены церковь св. Симеона и Анны в Митаве (1890-1892, арх. Н. Чагин), Свято-Вознесенская церковь в Риге (1897-1903, арх. В. Лунский), которые приобрели своеобразный и интересный облик. Многие храмы были построены в русском стиле – церкви в Кемери (1892-1893, арх. В. Лунский) и в Дзинтари (1894-1896), храмы в Спасо-Преображенской пустыни (1899 и 1908, арх. В. Лунский), Вентспилсе (1899-1901), Стамериене (1902-1904), Вецслободе (1906-1908, арх. Коршиков), Крустпилсе (1908) и другие. Военным ведомством были возведены величественные Свято-Никольский собор в Либаве (1900-1903, арх. В. А. Косяков) и Борисо-Глебский собор в Двинске (1905, арх. М. Позаров), небольшой, но яркий образец ропетовской национально-фольклорной линии – Александро-Невская церковь в Двинске (1897). По проекту В. Лунского в русском стиле началось строительство грандиозного Иоанновского храма на Ивановском кладбище в Риге (1913). Интересная местная интерпретация канонических форм с элементами стиля модерн появилась на территории Свято-Троице-Сергиевой обители – Свято-Троицкий собор (1902-1907, арх. К.Пекшенс). В этом величественном храме получился сплав пространственных идей храма Святой Софии Константинопольской и официального пятиглавия. В особую группу можно выделить ряд небольших церквей с прибалтийским рационально четким построением объемов, сдержанным декором фасадов и уютным внутренним пространством, как например, работы арх. А. Эдельсона – кладбищенская церковь Нерукотворного Образа Спасителя (1891-1892) и единоверческая церковь Архангела Михаила в Риге (1894-1895).
Симеоно-Аннинский собор в Митаве.
Церковь Петра и Павла в Кемери.
Свято-Троицкий собор на территории Свято-Троице-Сергиевой обители в Риге.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи на Ивановском кладбище в Риге.
Борисо-Глебский собор в Двинске.
Кладбищенская церковь Нерукотворного Образа Спасителя в Риге.
Нарядные новые храмы вписались в культурную среду Лифляндии, так как в каждом из них можно увидеть характерные региональные черты, возникшие в результате взаимодействия культур – подчеркнутая правильность объемных композиций, точность линий, строгий подбор символических деталей. Облик новых храмов подсказывает, что обращение к формам русской архитектуры не было механическим копированием, а понималось как приобщение к православному канону, к соборному творчеству Церкви, что не препятствовало его творческой адаптации в региональном контексте. Такое развитие храмостроительства следует признать удачным, ведь местная паства признала эти храмы «своими», а Церковь сумела сохранить своих прихожан даже в тяжелые годы войны и революции.
В 1883 году был утвержден новый закон о старообрядцах, ослабивший репрессивные меры к ним со стороны правительства. Манифестом 1905 года была провозглашена веротерпимость. К этой эпохе относится расцвет строительства моленных, который позволил во всей красе проявиться творческому потенциалу староверия. Толерантность и вдумчивое осмысление православного наследия были присущи работам известных рижских зодчих Рейнгольда (1840-1917) и Александра (1877-1961) Шмелингов, много сил отдавших комплексу Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Забор с воротами и часовней, школа-приют, новая колокольня (1906) сложились в цельный архитектурный образ с оригинальной интерпретацией традиционных форм. Несколько каменных моленных были построены в Латгалии, в том числе – храмы Новостроенской (1908-1926) и Гайковской (1886-1907) общин в Двинске, а также множество деревянных моленных. Стилистика этих зданий решена в русле стиля модерн с элементами русского декора. Культурный импульс был так силен, что вплоть до 1940-х годов в Латгалии процветало плотницкое искусство и продолжалось возведение деревянных храмов, суровая и своеобразная красота которых была органичным выражением староверской традиции.
Староверская моленная Успения Пресвятой Богородицы и св. Николы в Риге.
Староверская моленная Благовещения Пресвятой Богородицы и св. Николы в Двинске.
Староверская моленная Покрова Пресвятой Богородицы в Данишевке.
Староверская моленная Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николы в Фольваровке.