V. Рижская школа православного зодчества. Вторая половина 19 века | Библиотека и фонотека Воздушного Замка – читать или скачать

Роза Мира и новое религиозное сознание

Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

V. Рижская школа православного зодчества. Вторая половина 19 века

Обсудить в интерактивной теме

Людмила Клешнина

Панорама православного храмостроительства в Латвии

V.
Рижская школа православного зодчества. Вторая половина 19 века

Следующее десятилетие 1870-80 годов в православном зодчестве Лифляндской губернии отмечено осмыслением церковного канона и поиском своеобразных региональных форм для его воплощения. Такая задача была поставлена священноначалием Православной Церкви перед местными зодчими в 1870 году, когда на строительство храмов казной было выделено 800 тыс. руб. К поиску нового стиля были призваны архитекторы Янис Бауманис, Роберт Пфлуг, Генрих Шеель1– ученики гениального Людвига Бонштедта, основатели так называемой рижской школы православного зодчества. В эти годы для латышских приходов Робертом Пфлугом были построены храмы в Лидере, Салацгриве, Калнснаве, Ледурге, Янюциемсе, Кокнесе. Архитектурный образ этих церквей в сочетании красного кирпича и грубой бутовой кладки по духу родственен храмам Яниса Бауманиса, возведенным в те же годы, что говорит об общих поисках нового регионального стиля. Они нашли новый стиль, при этом сумели сохранить каждый свое творческое лицо. Работы Р. Пфлуга в рамках канона более рациональны, пропорции колоколен более вытянуты к небу, а работы Я. Бауманиса узнаваемы по наполненности форм символическими смыслами, суггестивности, чему он явно придавал особое значение.

 

Церковь св. Петра и Павла в Кокнесе

Церковь св. Петра и Павла в Кокнесе.

 

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Салацгриве

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Салацгриве.

 

 

Самая значительная работа Р. Пфлуга – пятиглавый Христо-Рождественский собор (1875 – 1883) в Риге, построенный к концу 1883 года в каноническом византийском стиле. Византийский стиль в рижскую архитектуру был внесен как проявление стилизаторства и историзма, в рамках которого в России этого времени происходил поиск национального стиля. Любимый стиль императора Александра II отразил идею славянского единства под эгидой России2. В конкурсе проектов на строительство нового кафедрального собора выбор был сделан в пользу этой актуальной идеи. Лично сам Император Александр II указал место для строительства рижского собора и утвердил его проект. По Высочайшему распоряжению из Государственного Казначейства Рижской епархии были выделены 900 000 рублей, из которых на новый собор были истрачены 2/3 этой суммы. От имени императрицы Марии Александровны собору был подарен колокол весом в 820 пудов. Строительство собора было большим государственным заказом, который требовал точного исполнения с учетом коррекций, вносимых заказчиком по ходу строительства. Строгое следование канону не помешало создать оригинальную пространственную инетерпретацию византийского стиля и придать архитектуре собора региональные черты: сомасштабность рижской застройке, тщательность проработки всех деталей – литого бетонного декора, нарядных майоликовых фризов. Одновременно с собором и в том же византийском стиле Р.Пфлугом была построена Покровская церковь (1879) в Риге. В этих храмах во всей красе рижанам раскрылась каноническая крестово-купольная структура православного храма. Интересный сакральный комплекс с участием зодчих Р. Пфлуга и А. Кизельбаша был возведен в Якобштадтском монастыре, реконструированном в 1885-1888 годах. Здесь византийские мотивы были интерпретированы в рамках малороссийского барокко. Обстоятельства строительства колокольни, часовни, Свято-Духовской церкви были связаны с большом духовном подъемом среди верующих, который «захватил» и зодчих. Внешне храм повторяет прежний сгоревший деревянный, а внутри, в интерьере открывается крестово-купольное пространство. В рамках заданного образца архитекторам удалось создать новый архитектурный образ, формы которого суггестивны, наполнены символическими смыслами. Сакральный комплекс хорошо вписался в масштаб провинциального города.

 

Собор Рождества Христова в Риге

Собор Рождества Христова в Риге.

 

 

План собора Рождества Христова в Риге

План собора Рождества Христова в Риге.

 

 

Церковь Св. Духа и колокольня Свято-Духова монастыря в Якобштадте

Церковь Св. Духа и колокольня Свято-Духова монастыря в Якобштадте.

 

 

В 1856 году было основано латышское культурно-просветительское движение младолатышей, идеолог которого Кришьянис Вальдемарс (1825-1891) и его соратники в течение 30 лет боролись за популяризацию идей национального возрождения, сотрудничая в этом с русскими славянофилами. Надо отметить, что на эти годы приходится и плодотворная деятельность Яниса Бауманиса (1834-1891) – первого латышского архитектора с академическим образованием. Будущим исследователям еще предстоит рассмотреть идеологические истоки его поисков национального своеобразия православных храмов Лифляндии. Должность губернского архитектора Янис Бауманис занимал в 1870-1880 годах. Его вклад в православное храмостроительство Латвии трудно переоценить. За двадцать лет по его проектам в Лифляндии построено около двадцати церквей, в которых ярко проявились характерные черты творческого почерка зодчего. Первая их них в Мали (Цесисский р-н) датирована 1874 годом, одна из последних – Рижская Свято-Троицкая Задвинская церковь освящена в 1895 году, уже после смерти архитектора. Построенные в эти годы маленькие сельские храмы (в Марциене, Нитауре, Бауске и др.) прекрасно вписались в местный ландшафт благодаря точно найденному региональному образу. Сочетание булыжного камня с окантовкой кирпичем или штукатуркой, четкое построение объемных композиций и традиционной анфилады планов, продуманная символика деталей – все в этих храмах говорит об уважении традиции, о глубоком осмыслении канонических форм, об умении творчески их переработать согласно региональному контексту. Экстерьер этих храмов решен, как правило, в неороманском стиле, интерьер перекрыт сомкнутым сводом, иногда поднятом на четверике или восьмерике. Часто свод прорезан в центре круглым отверстием, над которым стоит световая глава. Пятиглавие во многих храмах решено строго канонично – установкой глав на углах основного объема. Зодчий профессионально работал и в русском стиле – в 1885-1888 годах по проекту Я. Бауманиса была реконструирована Гребенщиковская моленная, цельный архитектурный образ которой решен в традициях старообрядческой культуры. Но наиболее яркое произведение зодчего – храм Всех Святых в Риге (1869-1884), где неороманский стиль фасадов органично сочетается с канонической крестово-купольной структурой внутреннего пространства. Великолепно продуманная система естественного освещения, оригинальное завершение купола и колокольни в виде потира говорят о влиянии идей неоромантизма, которые были актуальными в те годы в среде петербургских архитекторов, с которыми рижский зодчий был лично знаком3. Можно предположить, что Я. Бауманису были близки поиски метафизических смыслов исторических стилей и научно обоснованных методов их реконструкции4, которые он умел наполнить региональными чертами.

 

Церковь Рождества Христова в Нитауре

Церковь Рождества Христова в Нитауре.

 

 

Всехсвятская церковь в Риге

Всехсвятская церковь в Риге.

 

 

Высочайшим профессионализмом отмечен и проект Свято-Троицкой Задвинской церкви, над которым зодчий работал до самого последнего дня своей жизни, будучи уже смертельно больным. В этой церкви сомкнутый купол поднят на высоком четверике, который стоит на арках и четырех столпах. Объемная композиция церкви канонически четкая и ясная, рассчитанная на восприятие со всех сторон. Интерьер решен в виде пространственного креста, пропорции которого сомасштабны человеку, создают уютную среду приходского храма. По проекту фасады этого храма были решены в неороманском стиле, архитектурный образ в общих чертах напоминал рижскую Всехсвятскую церковь5. Но после смерти архитектора, случившейся в 1891 году, стройку продолжили гражданский инженер Б. Эппингер, епархиальный архитектор А. Эдельсон и губернский архитектор В. Лунский. Вероятно, им принадлежит новое решение по оформлению фасадов церкви, которые выполнены как стилизация архитектуры московских посадских церквей 17 века, называемых «узорочьем времен Алексея Михайловича». Готовый архитектурный объем был декорирован деталями этого характерного стиля. Имя Я.Бауманиса отсутствует на памятной доске строителей, установленной в храме. Вероятно, такая несправедливость была допущена в связи с политическими реалиями конца XIX века.

 

Задвинская Свято-Троицкая церковь в Риге, проект Я. Бауманиса

Задвинская Свято-Троицкая церковь в Риге, проект Я. Бауманиса.

 

 

Задвинская Свято-Троицкая церковь в Риге, реализация

Задвинская Свято-Троицкая церковь в Риге, реализация.

 



1 К поиску нового стиля был приглашен также А. Эдельсон, но он отказался участвовать. Генрих Шеель большую часть проектов выполнил для эстонской части Лифляндии.

 

2 Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России», Санкт-Петербург, «Искусство-СПБ», 2007.

 

3 Kampe P. «Architekts Jānis Fridrichs Baumanis», 1927.

 

4 Подробнее см. Клешнина Л. «Два храма в неороманском стиле», «Православие в Латвии. Исторические очерки». Выпуск 6, Филокалия, Рига, 2007, с. 120-135.

 

5 «Rīgas dievnami. Arhitektūra un māksla», Zinātne, Apgāds mantojums 2007, с.476.