Рейтинг@Mail.ru

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск




Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Навигация по подшивке

Категории

Поиск в Замке

III. Лифляндия. 18 век

Обсудить в интерактивной теме

Людмила Клешнина

Панорама православного храмостроительства в Латвии

III.
Лифляндия. 18 век

Несколько по-другому складывалась культурная среда в Лифляндии. После присоединения к Российской империи в 1710 году, Балтийские губернии в течение 18 века жили своей обособленной жизнью, в которую центральная власть мало вмешивалась. Сохранялась местная прибалтийско-немецкая администрация. Усилия по колонизации и направленной миграции русского православного населения российским правительством не предпринимались. Миссионерская работа не проводилась. Нелегально переселявшиеся в XVII и XVIII веках на новые места жительства старообрядцы свою веру исповедовали прикровенно и численно не могли повлиять на перемену вероисповеданий региона. На территории нынешней Латвии православные храмы в этот период строились, главным образом, в Риге и в местах компактного проживания русских – для окормления российских воинских частей, квартировавших в Лифляндии, немногочисленных семей православных чиновников, купцов и мастеровых, временно пребывавших в городе. Духовенства не хватало. Поэтому храмов, в основном деревянных, построенных в XVIII веке, было мало. В 1715 году была обустроена домовая Успенская церковь в Рижском замке1. Несколько раз в 1715-1774 годах возводились деревянные строения Благовещенской церкви. Для военнослужащих в 1731 году была построена гарнизонная госпитальная церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Когда возникла необходимость в кладбищенских храмах, были построены Всехсвятская часовня (1774) и Покровская церковь (1777). Для мастеровых и семей военнослужащих в 1791 году возведена Троицкая церковь на Кливерсале2. Некоторые из этих деревянных зданий были сожжены в 1812 году в связи с угрозой нашествия Наполеона, другие обветшали и не сохранились. По архивным источникам можно представить себе облик этих скромных церквей, совершенно лишенных декора, с высокими колокольнями, увенчанными шпилями, без глав. Возводили их местные мастера, не имевшие опыта строительства православных храмов, поэтому церкви были похожи на местные кирхи.

 

Общий вид Рижского замка с домовой Свято-Успенской церковью

Общий вид Рижского замка с домовой Свято-Успенской церковью.

 

 

Гарнизонная госпитальная церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Риге

Гарнизонная госпитальная церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Риге.

 

 

Свято-Троицкая церковь на Кливерсале, в Риге. Рисунок И-Х.Броце

Свято-Троицкая церковь на Кливерсале, в Риге. Рисунок И-Х.Броце.

 

Каменные храмы XVIII века внесли новые черты в рижское зодчество. Первой в 1751 – 1761 годах в стиле барокко была реконструирована гарнизонная Алексеевская церковь3. Затем в стиле классицизма в Риге были возведены два храма – Преображенская церковь Даугавгривской крепости (1771-1776)4. и самая значительная постройка этих лет – гарнизонный собор св. Петра и Павла в цитадели (1781 – 1785). Новый план и обновленные фасады Алексеевской церкви были для Риги первым примером создания высокохудожественного сакрального пространства, отвечающего требованиям православного богослужения. К выполнению этого проекта был привлечен Николай Васильев, ученик Бартоломео Растрелли, а проект крепостной Преображенской церкви выполнил петербургский архитектор Александр Вист. Оба проекта отмечены высоким профессионализмом, выполнены в стилях, актуальных для русского храмостроительства того времени. Храмы были предназначены для ограниченного контингента верующих, располагались на закрытых территориях военного ведомства. Несмотря на это, наравне с храмом св. Екатерины в Пярну (1768 г., арх. П.Егоров), этот опыт способствовал ознакомлению прибалтийских мастеров со столичными образцами православного храмостроительства.

 

Гарнизонная Свято-Алексиевская церковь в Риге (в барочном облике)

Гарнизонная Свято-Алексиевская церковь в Риге (в барочном облике).

 

 

Свято-Преображенская церковь Даугавгривской крепости в Риге. Проект арх. А. Виста

Свято-Преображенская церковь Даугавгривской крепости в Риге. Проект арх. А. Виста.

 

 

Свято-Преображенская церковь Даугавгривской крепости в Риге. Общий вид

Свято-Преображенская церковь Даугавгривской крепости в Риге. Общий вид.

 

Новые художественные и конструктивные приемы были творчески осмыслены рижскими зодчими Сигизмундом Зеге и Кристофом Хаберландом при строительстве Петро-Павловского собора. Высокая колокольня со шпилем и детали фасада делали собор похожим на лютеранскую церковь, но принципиальным отличием собора от других культовых зданий Риги, стоявших в тесной средневековой городской застройке, было пространственное решение нового храма, богатое объемами и ярусностью построения, расчитанное на восприятие здания во всех сторон. Все фасады храма одинаково выразительны, колокольня имеет явную и богатую ярусную структуру. Эти новые для Риги, но характерные для русского зодчества приемы объемной композиции в местном исполнении получили особую тщательность профилировки, ясную пропорциональную систему, изысканность. Конструктивным новшеством для рижан был шпиль, выложенный из кирпича, а также приплюснутый купол над основным объемом, каноническая крестово-купольная структура внутреннего пространства, русская система пропорций. Получился сплав нового для Риги композиционного решения, излюбленного в древнерусском зодчестве, с западной «визуальной логикой» – точным и логически обоснованным исполнением всех архитектурных деталей, что в дальнейшем стало характерной чертой православного храмостроительства в Латвии. При всех новшествах и художественном родстве с русским зодчеством «...стройность форм колокольни позволила ей прекрасно вписаться в исторически сложившийся силуэт Риги, в котором она являлась крайней северной вертикалью. Колокольня оказалась родственной ажурным иглам шпилей рижских средневековых церквей»5.

 

Собор св. Петра и Павла в Рижской цитадели.

Собор св. Петра и Павла в Рижской цитадели.

 



1 Caune M. «Rīgas pils – senā un mainīgā», Jumava 2004, с. 97.

 

2 «Rīgas dievnami. Arhitektūra un māksla», Zinātne, Apgāds mantojums 2007, с. 451, 465, 489, 529, 475.

 

3 Там же, с. 318

 

4 Там же, с. 410.

 

5 Васильев Ю. «Классицизм в архитектуре Риги», издательство Академии наук Латвийской ССР, Рига 1961, с. 120 -123.