IV. Остзейская провинция. Первая половина 19 века | Библиотека и фонотека Воздушного Замка – читать или скачать

Роза Мира и новое религиозное сознание

Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

IV. Остзейская провинция. Первая половина 19 века

Обсудить в интерактивной теме

Людмила Клешнина

Панорама православного храмостроительства в Латвии

IV.
Остзейская провинция. Первая половина 19 века

Строительство православных храмов получило несколько новых импульсов в следующем, XIX веке. Культурная среда, в которой развивалось храмостроительство, была очень многоплановой. В первой трети столетия в основном устранялись последствия войны с Наполеоном. В Риге в эти годы восстанавливаются храмы, сожженные вместе с предместьями в 1812 году, это Благовещенская церковь (1818, арх. Т.Г.Шульц), церковь св. Александра Невского (1825, арх. К.Ф.Брейткрейц), Всехсвятская деревянная церковь (1815). Все три храма построены в стиле классицизма, интересны конструктивными решениями. В них идея православного храма ярко выражена в интерьерах, а снаружи декоративное оформление фасадов решено в рамках стиля, не вникая в символические смыслы форм. Подобным образом были решены в силе ампир и фасады четырех одинаковых деревянных церквей округа пахотных солдат в Латгалии – Граверской, Липинишской, Малиновской и Шкельтовской (1836), из которых первоначальный облик сохранила до наших дней только Свято-Никольская церковь в Шкельтове.

 

Бывшая Всехсвятская деревянная церковь в Риге (ныне - церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы на Ивановском кладбище)

Бывшая Всехсвятская деревянная церковь в Риге (ныне - церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы на Ивановском кладбище).

 

 

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Риге

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Риге.

 

 

Александро-Невская церковь в Риге

Александро-Невская церковь в Риге.

 

 

Церковь св. Николая Чудотворца в Шкельтове

Церковь св. Николая Чудотворца в Шкельтове.

 

После присоединения Инфляндии к России (1772) в этом крае стали актуальными вопросы ограничения католического влияния и воссоединения униатов с православными, появилась необходимость миссионерской работы по искоренению раскола. В 1800 году императором Павлом было узаконено единоверие. В 30-х годах усилились репрессии по отношению к старообрядцам, строить моленные было запрещено. Однако эти новые задачи не послужили причиной строительства новых православных храмов, единоверческие приходы и воссоединенные бывшие униатские располагались в переданных им старых зданиях. Период интенсивной миссионерской работы в Латгалии наступил гораздо позже – в 1870-е годы, когда здесь трудились такие известные духовные лидеры как епископ Викторин (Любимов), иеромонах Мелитон, священник Алексей Попов, которые в целях миссии посещали с беседами-дискуссиями староверов, умиротворяли отношения между православными и католиками. Свидетелями этой работы остались единоверческие храмы, построенные в староверских поселениях Латгалии, например, Свято-Троицкая церковь в Тискадах (Резекненский район, 1878) и Петропавловская церковь в Данишевке (Даугавпилсский район, 1871-1903). При сдержанности внешнего декора единоверческие церкви отличались особенно тщательным исполнением канонических требований в построении объемных композиций. А раньше, в первой половине XIX века знаком официального утверждения православия в Латгалии стали новые соборы в уездных центрах – Лудзе (1845), Резекне (1846), построенные в стиле позднего классицизма, а также яркий образец официального русско-византийского стиля – Александро-Невский собор (1856-1864, арх. Иван Таманский) в Двинске, который можно отнести ко «второй линии» тоновских церквей1.

 

Церковь св. Петра и Павла в Данишевке

Церковь св. Петра и Павла в Данишевке.

 

 

Свято-Успенский собор в Лудзе

Свято-Успенский собор в Лудзе.

 

 

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Резекне

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Резекне

 

 

Александро-Невский собор в Двинске

Александро-Невский собор в Двинске.

 

Тяжелое положение крестьян в 1841-1848 годах в Лифляндии стало причиной массового (17%) перехода коренного населения в православие. Это движение было актом духовного, национального, политического и экономического протеста. Крестьянское движение было стихийным, правительство Николая I избегало прямого вмешательства в дела губернии. Но появление многочисленной паствы потребовало решения организационных вопросов, в том числе возникла острая потребность в церковных зданиях. К концу 1848 года число православных приходов достигло 67, они появились во всех городах губернии и в сельской местности. Временные храмы размещались в приспособленных помещениях или были построены наспех, поэтому быстро ветшали. До 1850 года казенное финансирование было скудным. В 1846 году был утвержден образцовый проект деревянного храма для Лифляндской губернии2, но храмов по нему не строили. Владыка Филарет (Гумилевский), возглавлявший Рижское викариатство в 1841-1848 годах, считал, что духовное руководство новой паствы надо передать в руки таких священников и учителей, которые происходят из среды самих латышей. По его поручению были выполнены переводы на латышский язык богослужебных книг, открыто Духовное училище. Надо отметить, что строительство храмов также было доверено местным архитекторам и подрядчикам. В 1857 году была утверждена должность епархиального архитектора, обязанности которого с 1858 по 1896 годы выполнял архитектор Аполониус Н. Эдельсон. Кроме материальных трудностей, приходилось преодолевать сопротивление прибалтийско-немецких сословий, воспринявших факт образования самостоятельной Рижской епархии в 1850 году как прямое вмешательство во внутренние дела края. Казенной земли в губернии было мало, а помещики-лютеране не хотели выделять землю своих имений под такое строительство. Православные латыши терпели притеснения от немцев-помещиков, что вынуждало их возвращаться обратно в лютеранство. Эти тенденции побудили в 1864 году архиепископа Платона (Городецкого) предложить ряд мер для укрепления Православия в прибалтийском крае, но на постройку и ремонт храмов из казны были получены лишь небольшие средства. Для решения наболевших проблем своими силами, в 1867 году при содействии архиепископа Платона в Риге было учреждено Петропавловское братство, позже в других городах губернии – еще несколько православных братств, которые взяли на себя всю работу по сбору средств и организации строительства храмов и школ. Расцвет деятельности братств пришелся на 80-90-е годы XIX века и способствовал расцвету православного храмостроительства в Латвии.

Кроме деревянных, в 1863 – 1870 годах в латышских приходах было построено более десяти новых каменных храмов – в Адеркаши, Эргли, Заубе, Лаздоне, Ляудоне и др. Все эти скромные однотипные церкви имеют стены из булыжных камней, обложенные внутри кирпичем, снаружи и внутри оштукатуренные. Вытянутый объем с двускатной крышей и небольшой башенкой, пристроенная к нему с запада невысокая шатровая колокольня, отсутствие декора на фасадах, плоское перекрытие интерьера – такое решение похоже на образцовый проект деревянной церкви архитектора Н. Е. Ефимова, разработанный в 1846 году, и на облик лютеранских церквей. Только православные кресты и маленькие одноярусные иконостасы скромно напоминают, что эти храмы православные. Согласно архивным исследованиям А. Берташа, автором проектов этих храмов был епархиальный архитектор А. Эдельсон.

 

Церковь Троицы Живоначальной в Лаздоне

Церковь Троицы Живоначальной в Лаздоне.

 

 

Иоанно-Предтеченская церковь в Ляудоне.

Иоанно-Предтеченская церковь в Ляудоне.

 

 

Свято-Никольская церковь в Заубе

Свято-Никольская церковь в Заубе.

 



1 Подробнее см. Клешнина Л. «Храм-часовня Св. Александра Невского в Даугавпилсе», «Православие в Латвии. Исторические очерки». Выпуск 5, Филокалия, Рига, 2006, с. 51-66.

 

2 Образцовый проект деревянной церкви для Лифляндской губернии (вместимостью на 300 молящихся, с готической башенкой над средней частью храма) был разработан петербургским архитектором Н. Е. Ефимовым (1799-1851).