Рейтинг@Mail.ru

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск




Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Навигация по подшивке

Категории

Поиск в Замке

Свет невечерний. С.Н. Булгаков.

Автор: Категория: Диалог религий Философия Российская метакультура

С.Н. Булгаков
Свет невечерний1
Созерцания и умозрения

Сергий Булгаков

Аннотация: Книга выдающегося русского мыслителя и богослова Сергея Булгакова (1871–1944) – самая значительная его философская работа. С. Булгаков 6 раз с пиететом упоминается Д. Андреевым в «Розе Мира». «Как возможна религия», «вера и чувство», «религия и мораль», «природа мифа», «София – Мировая Душа и Вечная Женственность», «природа зла», «пол в человеке», «грехопадение», «спасение падшего человека», «власть и теократия», «общественность и церковность», «конец истории» – таковы лишь некоторые из многочисленных вопросов, которые С. Булгаков рассматривает в своей книге, ярчайшей жемчужине русской религиозной философии.

«Лично для автора эта книга представляет собой род духовной автобиографии или исповеди. Она является обобщающим постижением, как бы итогом всего мною пройденного, столь ломаного и сложного – слишком сложного! – духовного пути, я в ней благодарно его озираю.»
С. Булгаков

Оглавление

ОТ АВТОРА.

Введение
ПРИРОДА РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ

Сергей Булгаков. Свет невечерний

1. Как возможна религия?
Проблемы трех «критик» Канта. Четвертая его «критика». «Религиозное» вообще. Зовы и встречи. Переживания божественного. Из интимного письма. Религиозный реализм. Безбожная религия.
2. Трансцендентное и имманентное
Смысл понятий. Бог как трансцендентное. Молитва. Природа веры. Гностицизм у Гегеля; – в оккультизме.
3. Вера и чувство
Учение Шлейермахера; – Канта.
4. Религия и мораль
Совесть. Религиозная основа морали. Кант и псалмопевец.
5. Вера и догмат
Конкретность и объективность веры. Многообразие религиозного опыта. Церковность. Теософия. Догмат.
6. Природа мифа
Миф. Мифотворчество у Канта и Гегеля; – в искусстве и религии. Символизм. Объективность мифа. Миф и культ. Миф и догмат. Догмат.
7. Религия и философия
Религиозная философия. Природа философии. Платонизм. Религия и философия; – у Гегеля. Философия и догматизм. Критический догматизм. Наука и религия.

Отдел первый
БОЖЕСТВЕННОЕ НИЧТО

Сергей Булгаков. Свет невечерний

I. ОСНОВНАЯ АНТИНОМИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ
Трансцендентно-имманентное. Диалектика и антитетика. Трансцендентное как абсолютное НЕ. Трансцендентное и Бог.
II. «ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ (АПОФАТИЧЕСКОЕ) БОГОСЛОВИЕ»
I. Отрицательное богословие у Платона и Аристотеля.
II. Плотин.
III. Филон Александрийский.
IV. Идеи отрицательного богословия в Александрийской школе христианского богословия.

а) Климент Александрийский; б) Ориген.
V. Отцы церкви: св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский.
VI. Areopagitica.
VII. Св. Максим Исповедник.
VIII. Св. Иоанн Дамаскин.
IX. Св. Григорий Палама.
X. Иоанн Скот Эриугена.
XI. Николай Кузанский.
XII. Еврейская мистика: Каббала.
XIII. Отрицательное богословие в немецкой и английской мистике.
1. «Германская теология». 2. Мейстер Эккегарт и его школа (Таулер, Сузо). 3. Себастиан Франк. 4. Ангел Силезий. 5. Як. Беме. 6. Дж. Пордедж.
XIV. Кант и отрицательное богословие.
III. БОЖЕСТВЕННОЕ НИЧТО
Двоякое Ничто. Его антиномия. Космическая антиномия Канта. Имперсонализм и личное откровение. Диалектическое истолкование Ничто. Плотин. Эриугена. Эккегарт. Як. Беме.

Отдел второй
МИР

Сергей Булгаков. Свет невечерний

I. ТВАРНОСТЬ МИРА.
1. Творение.
Творение и эманация. «Дедукция» творения. Его основа.
2. Тварное ничто.
Тварное подполье. Парменид. Ареопагит. Бытие – небытие. «Земля родимая». Ничто как привилегия твари.
3. Мир как теофания и теогония.
Божественность мира. Космические антиномии. Шеллинг.
4. Время и вечность.
Интуиция вечности и временности. Реальность времени.
5. Свобода и необходимость.
Их соотносительность. Чудо как мировая закономерность. История и Апокалипсис.
II. СОФИЙНОСТЬ ТВАРИ.
1.
Любовь Любви. Женственность. Временность. Платон. Аристотель. Софийность понятий. Мир и София. Мировая душа. Логос и логика. Искусство. Мировые аномалии. Род и вид.
2. Что такое материя?
Античная философия. Материальность бытия. Творение в «Начале». Понимание у древних. Эрос к идее.
3. Материя и тело.
Платонизм. Неоплатонизм. Ориген и Беме. Телесность в христианстве. Чувственность. Телесность идей. Чувственность как основа красоты. Основа искусства. Дух и тело. Пространство и время, вемля – становящаяся телесность. Тело.
4. Природа зла.
Зло и грехопадение. Ареопагит. Св. Максим Исповедник. Блаж. Августин. Зло в телесности. Смертность. Зло в мире. Беме о Софии. Догмат о непорочном зачатии.

Отдел третий
ЧЕЛОВЕК

I. ПЕРВЫЙ АДАМ.
1. Образ Божий в человеке.
Образ и Первообраз. Абсолютное творчество. Триипостасность и ипостасность. Небесный человек. Микрокосм.
2. Пол в человеке.
Полнота образа Божия. Св. Григорий Нисский. Блаж. Августин. Каббала. Смысл двуполости. Размножение. Брак. Девство и брак. «Третий пол». Духовная брачность.
3. Человек и ангел.
Жизнь ангельского мира. Его иерархия. Отличие человека от ангела. Учение св. Григория Паламы.
4. Подобие Божие в человеке.
Образ и подобие. Ступени самопознания человека: заповедь, наречение имен животных, создание жены.
5. Грехопадение человека.
Основа богоуподобления. Зависть и соблазн. Змей-искуситель. Ход искушения. Суд Божий.
6. Свет во тьме.
Начало религии. Язычество. Мистерии. Психологизмы язычества. Магизм и оргиазм. Пантеон. Нехристианские религии.
7. Ветхий Завет и язычество.
Шеллинг. Триипостасность в язычестве. Женские божества. Граница иудаизма.
II. ВТОРОЙ АДАМ.
1. Миротворение и боговоплощение.
Основа миротворения. Предвечное решение о боговоплощении. «Кенозис» Божества. Антиномия боговоплощения. «Панхристизм».
2. Спасение падшего человека.
Сила греха. Антиномия спасения. Жертва. Природа спасения. Церковь. Юродство.
III. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.
1. Конкретное время.
Рождение человечества в истории. Время отвлеченное и конкретное. Творчество и трагедия.
2. Хозяйство и искусство.
Магизм и хозяйственность. Серая магия. Соотношение хозяйства и искусства.
3. Хозяйство и теургия.
Экономизм. Учение Н.Ф. Федорова. «Проект» воскрешения. Саул у Аэндорской волшебницы. «Воскрешение первое». Федоров и Маркс. Эсхатология хозяйства.
4. Исскуство и теургия. Сила искусства. Ее границы. Теургия и софиургия. Теургия. Служение иерейское, пророческое. Библия. Культ и искусство. «Секуляризация». Самосознание искусства. Кризис искусства. Искусство и софиургия.
5. Власть и теократия.
Природа власти. Образ всемогущества. Двойственность власти. Теократия. Теургийность власти. «Секуляризация». Ее смысл.
6. Общественность и церковность.
Социологизм. Всечеловеческий организм. Религиозная общественность. Гуманность и христианская любовь.
7. Конец истории.
Дурная бесконечность и конец. Онтология истории. Предвестия.
IV. СВЕРШЕНИЕ.
Значение свободы. Последнее разделение. Онтология ада. Вопрос о всеобщем спасении. «Бог всяческая во всех».
К.М. Долгов. Искатель религиозного единства жизни.
Сапов В.В. Комментарии2.

Примечания

1 Полиграфический прототип настоящего электронного издания: Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994. – 416 с. – (Мыслители XX века). – Пер. 40.000 экз.
Сергей Булгаков. Свет невечерний
В оформлении лицевой стороны переплета
использована картина М.В. Нестерова «Философы» (1917),
изображающая П. Флоренского и С. Булгакова

Первая публикация: Булгаков С. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. – М.: Путь, 1917.
Отдельные фрагметы книги публиковались в периодике в 1914–1916 гг.:
Трансцендентная проблема религии // Вопросы философии и психологии. 1914. № 124, 125;
Отрицательное богословие // Там же. 1915. № 126;
О тварности // Там же. 1915. № 129;
Софийность твари (космодицея) // Там же. 1916. № 132/133;
Пол в человеке (фрагмент из антропологии) // Христианская мысль. 1916;
Искусство и теургия (фрагмент) // Русская мысль. 1916. № 12.
Использована электронная публикация Библиотеки «Вехи». Она дополнена пагинацией, рисунками и послесловием. Согласно оригиналу книги, в текст «Вех» добавлены:
- пропущенные комментарии,
- математические символы,
- два слова, написанные ивритским алфавитом,
- диакритические значки в цитатах на древнегреческом языке.
Исправлены некоторые ошибки распознавания, обнаруженные при сверке веховского текста с бумажным изданием, а в коде HTML радикально переработана система тэгов.
2 Сноски С.Н. Булгакова в полиграфическом издании являются пристраничными и помечены астерисками, а комментарии В.В. Сапова вынесены в конец книги (с. 365-401) и помечены арабскими цифрами. В настоящем электронном издании те и другие расположены в конце каждой веб-страницы. В сносках Булгакова астериски заменены сквозной нумерацией римскими цифрами.