Константин Волкодав в Сборной Воздушного Замка
Обсудить с автором в интерактивной части портала
Тексты переданы автором лично для публикации на портале «Воздушный Замок».
В Сети Интернет публикуется впервые.
Константин Волкодав
Религиозные аспекты атеизма
Опыт религиоведческого исследования
Комментарии на дебаты Лоуренса Краусса и Хамзы Тзортзиса на тему: «Ислам или атеизм: в чём больше смысла?»
Мы хотим знать, чтобы жить. А жить значит, с другой стороны, жить не в слепоте и тьме, а в свете знания… И в последней глубине нашего существа мы чувствуем, что свет знания и искомое нами высшее благо жизни суть две стороны одного и того же начала.
С. Л. Франк
Оглавление
Преамбула
Одинаковая «размерность» атеизма и религии
В спорах о религии логические аргументы и доказательства контрпродуктивны
Могла ли Вселенная возникнуть из небытия при помощи физики?
Три варианта объяснения происхождения Вселенной
Общий принцип причинности
Частный принцип причинности (феномен творчества)
Частный принцип причинности в книге Бытия
Частный принцип причинности в космогонии
Частный принцип причинности в человеческом творчестве
Проблемы воспитания творческого потенциала
Общие принципы доказательств существования Бога
Нужен ли Краусс, чтобы из ничего создать книгу?
Неверие верующих
Сомнение и критическое мышление как атрибут христианства
Моральные ценности основаны на метафизике
Юриспруденция и метафизика.
Основания для прав человека
Чего не знали отцы-основатели США
Аутоиммунные заболевания государств.
Классовая борьба и права человека
1. Чили при Пиночете
2. Россия в новое время
3. Война с шахтёрами в Британии 1984-1985 гг., «тэтчеризм»
Проблема перенаселения планеты
Возможные пути решения проблемы перенаселения
Плотность населения
О ресурсах
Освоение новых территорий
Жизнь на воде
Колонизация морей и океанов
Плавучие государства
На тысячу лет проблемы нет?
Война бедных и богатых?
Что будет после прихода «Нового мирового порядка»?
Слезинка ребёнка и билет в Рай
Две идеи, два пути
Разные значения термина «вера»
Вера сердцем как заповедь любви
Вера надежды как основание теодицеи
Последний суд не о вере, а о человечности
Атеизм — это разновидность религии
Война в области культуры
Война в социальной сфере
Предвзятость в области науки
Метафизика добра и зла, свободы и страданий
Относительность доказательств атеистов, проблема страданий
Преамбула
Испокон веков люди спорили о критериях истины, о смысле жизни человека и о природе вещей. Обычно это выражалось в споре религий между собой. Около двухсот лет назад в христианской Европе зародился атеизм, и тоже стал принимать участие в этих спорах. На эти темы написано много книг. Но всё же книга — это монолог одного автора. Более полная картина получается, когда в ней присутствуют разные краски, контраст. Поэтому целесообразно проводить и диалоги, диспуты, в которых спорят представители разных точек зрения. За двести лет состоялись уже тысячи диспутов на тему «Религия и атеизм», в которых, как правило, о религии говорят представители христианства или ислама. Названия этих диспутов могут широко варьироваться. Например, может быть название «Религия и наука», «Религия и эволюция», «Не верю!» и тому подобное. Однако суть везде одна и та же, и аргументы у каждой стороны примерно одни и те же. Это похоже на детскую карусель, в которой можно менять фигурки животных. Можно поменять лошадок на осликов, верблюдов, жирафов и т.п., но механизм вращения и траектория будут те же самые. Так и диспуты XXI века, по сути, мало чем отличаются от диспутов XIX века. За два века почти ничего не изменилось. А может быть, и невозможно достичь консенсуса между религиями и атеизмом путём диспутов, споров и обсуждений?
Поэтому мы попробуем рассмотреть обсуждаемые проблемы в одиночестве, в творческой тишине, т.е. изложим свой взгляд в жанре «Диалогов» Платона. Однако анализировать спор атеистов и верующих совсем абстрактно, без привязки к конкретным лицам, было бы не корректно. Не очень красиво полемизировать с вымышленными оппонентами и опровергать аргументы маргинальных анонимов (так часто делают атеисты). Поэтому мы прокомментируем здесь один конкретный диспут, на примере которого попытаемся раскрыть суть всех аналогичных диспутов. Это дебаты между видным представителем атеизма и авторитетным представителем ислама. А мы будем комментировать их полемику с точки зрения христианства. Таким образом, здесь будут представлены три точки зрения, и обсуждаемые проблемы будут показаны как бы в «трёхмерно».
Источник видеозаписи дебатов:
1) оригинал на английском:
https://youtube.com/watch?v=uSwJuOPG4FI
http://www.thebigdebates.com/debates/islam-or-atheism-which-makes-more-sense
https://iera.org/category/debates
2) перевод на русский:
https://vertdider.tv/lawrence-krauss-vs-hamza-tzortzis-islam-vs-atheism-debate
https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=fCjw_2jB71I&feature=emb_logo
Название:
Ислам или атеизм: в чём больше смысла?
(The Big Debates: Islam or Atheism — Which makes more sense?)
Лондон, суббота 9 марта 2013
Участники:
Профессор Лоуренс Краусс (Lawrence M. Krauss) — знаменитый космолог и популяризатор науки, основатель факультета исследований Земли и космоса и почётный директор проекта «Ориженс» Университета Аризоны (США), автор около трёхсот научных публикаций и девяти книг, включая международные бестселлеры «Физика Звёздного Пути» (The Physics of Star Trek), и «Вселенная из ничего».
Хамза Андреас Тзортзис [точнее, Цорцис] (Hamza Andreas Tzortzis) — студент организации «Исламская мысль», лектор, сотрудник Академии исламского образования и исследований (Islamic Education and Research Academy).
Ведущий: Тимоти Юсуф (Timothy Yusuf)
Регламент диспута:
00:00:24 Вступительная часть — Тимоти Юсуф
00:06:30 Вступительное слово — Хамза Тзортзис
00:32:02 Вступительное слово — Лоуренс Краусс
00:59:33 Контрдоказательства — Хамза Тзортзис
01:14:28 Контрдоказательства — Лоуренс Краусс
01:22:43 Краткое итоговое обсуждение
01:42:07 Сессия вопросов и ответов
02:06:00 Заключительное слово — Лоуренс Краусс
02:07:50 Заключительное слово — Хамза Тзортзис
Ниже мы приведём транскрибацию (расшифровку в текст) видеозаписи дебатов. Комментарии мы будем чередовать с текстом дебатов, выделяя их разным шрифтом. Несущественные части дискуссии для краткости мы пропустили. В квадратных скобках указан временной интервал текста или момент его начала.