2. Так, не любя Мусоргского и Бородина, порой довольно резко высказываясь об их музыке в личной переписке, Чайковский не позволил себе ни одного печатного выпада против этих композиторов.
3. Одновременно он сотрудничал в некоторых петербургских изданиях, освещая события музыкальной жизни Москвы.
4. Голос Москвы, 1908, 9 декабря, № 285.
5. См. т. 6 настоящего издания, с. 57.
6. См. раздел 5 данной главы.
7. Имеются в виду статьи Иванова о творчестве Кюи, напечатанные в журнале "Пчела" (1875, № 2, 3, 5 – 7).
8. СПб. ведомости, 1873, 12 апреля, № 99.
9. Подробнее о цитированной статье см. т. 6 настоящего издания.
10. Биржевые ведомости, 1874, 28 января, № 28.
11. Музыкальный листок, 1874, № 16.
12. Гражданин, 1874, 25 февраля, № 8; 4 марта, № 9; 18 марта, № 11. Перепечатано в кн.: 258.
13. СПб. ведомости, 1871, 9 марта, № 68.
14. СПб. ведомости, 1872, 9 февраля, № 40.
15. Пчела, 1876, кн. 2.
16. Кюи Ц. "Евгений Онегин", лирические сцены г. Чайковского // Неделя, 1884, 4 Ноября, № 45 (105).
17. Биржевые ведомости, 1884, № 205 (Н. Ф. Соловьев).
18. Иванов М. "Евгений Онегин", лирические сцены г. Чайковского // Новое время, 1884, № 3108.
19. Опера"былина "Князь Игорь"// Неделя, 1890, 28 октября, № 43.
20. "Игорь", опера Бородина // Новое время, 1890, 24 октября.
21. Первоначально публиковался частями в журнале "Музыкальный листок" за 1888 год.
22. Позже Вознесенским были опубликованы работы: "Болгарский распев" (Киев, 1891) и "Греческий распев в России" (Киев, 1893).
23. Следует пояснить, что Сокальский относит к "эпохе кварты" песни не только квартового, но и более широкого диапазона, если в напеве преобладают квартовые бесполутоновые попевки.
24. К. Квитка пишет: «Работа Сокальского очень ценна тем, что устанавливает "внутреннюю жизнь" мелодий и учит их понимать и анализировать такими, какие они есть…» (80, 305).
25. Фаминцын А. С. Древняя индокитайская гамма в Азии и Европе, с особенным указанием на ее проявление в русских народных напевах. СПб., 1889 (первоначально печаталась в журнале "Баян" за 1888 год).
26. Этот же взгляд положен в основу книги Ю. Арнольда "Теория древнерусского церковного и народного пения на основании автентических трактатов и акустического анализа" (М., 1880).