2. Некоторые выступления Рубинштейна в периодической печати охарактеризованы в главе "Музыкальная наука и критика".
3. Известно, что об этой книге с одобрением отзывался Л. Н. Толстой.
4. См.: РИИИ, ф. 24, оп. 1, ед. хр. 59.
5. Программа его приведена в настоящем издании (т. 5, 363).
6. Исторические концерты охарактеризованы в главе "Концертная жизнь" (т. 8 настоящего издания).
7. Издания сочинений Рубинштейна, в том числе переложений и транскрипций, наиболее полно представлены в библиотеке РИИИ (115 томов), куда были переданы из Музея А. Г. Рубинштейна при консерватории после его расформирования.
8. Письмо от 11 января 1863 г. // Музыкальный современник, 1915, № 2 с. 102.
9. Отметим попутно небезынтересный факт: в конце 1871 года под управлением Рубинштейна в Вене состоялось исполнение оратории "Христос" Листа (партию органа исполнял А. Брукнер).
10. Письмо А. Г. Рубинштейна к Э. Раден от 12 февраля 1869 г. (227, 167).
11. Письмо А. Г. Рубинштейна к Б. Зенфу от 19 ноября 1891 г. (228, 121).
12. Фортепианные сочинения Рубинштейна охарактеризованы в кн.: Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества (2).
13. Письмо от 17 Февраля 1903 г. (189, 246). Позже композитор все-таки создал фортепианную сонату.
14. Указано Г. Л. Головинским.
15. Вокальной музыке А. Г. Рубинштейна посвящены главы в книгах Кюи (131) и Васиной-Гроссман (31).
16. На русский язык их тексты, как и "Пандеро", были переведены П. И. Чайковским.
17. Может быть, это объясняется тем, что в 1920-е годы еще не была до конца развенчана мистификация Боденштедта, приписавшего себе авторство поэтических текстов.