VI
Гордыня равенства – главное искушение родонизма
…мы всякого гения потушим в младенчестве. Всё к одному знаменателю, полное равенство… Рабы должны быть равны: без деспотизма ещё не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство…
Ф.М. Достоевский (Бесы)
В интерактивной среде вылупляются различные модели действительности, и в их метафоры, как в зеркала, смотрит живая память будущего. Пафос родонизма – предложить новую модель социума миру. Что это за модель? Сколько бы родонисты ни ссылались на труд Даниила Андреева и ни писали возвышенных призывов, но то, что они состряпали в собственной камере, нагляднее и убедительнее любых лозунгов. Чтобы представить, какое общество и с какой атмосферой создаст родонизм, дай ему волю, достаточно взять любой из рм-ресурсов за образец и задать вопрос: это та культура и та социальная модель, которую вы предлагаете миру и в которой хотелось бы жить? (Костёр не костёр, но рм-дурдом в этом «всемирном братстве» по мне плачет точно.) Если вы не сумели внутри такой камерной компании и за такой внушительный срок создать хотя бы более-менее приличный культурно-философский клуб, где не опускаются до трамвайного хамства; а рм-форумы не только не смогли показать в Сети не то что модель Розы Мира, но просто мирно существовать в одном информационном пространстве, – то какова настоящая цена всему тому, что вы несёте миру? Стоит такие вопросы начать задавать или даже их думать – и сползёт с аватарки улыбка, рассеется туман и чугунное лицо родонизма уставится на тебя таким тусклым взглядом, обдаст таким гнилым дыханием и начнёт испускать такие потусторонние речи, что спасение бегством от этих «спасителей человечества» будет самой здоровой реакцией. Но ведь и бесов Достоевского долго никто не принимал всерьёз… – и на тебе, побрезгавшему, пришлось-таки уверовать и поплестись в их квазицерковь. Животный инстинкт и здравый смысл иногда подводят человека. И по большому счёту, это хорошо. Но только по очень большому счёту.
Родонизм, усевшись на одной из вершин русской мысли и христианской пророческой мистики, претендует на знание глубинных первопричин мировой жизни, сокрытых от секулярной социологии и политологии. Взяв наперевес трактат Даниила Андреева и взвешивая на весах метафизического знания расклад иномирных сил, стоящих за политическими коллизиями, родонизм пытается соорудить универсальный метаспектометр, способный различать духов в текущей исторической действительности и прогнозировать будущее. Такой подход к Откровению не только раздувает гордыню рм-аналитиков, что уже не есть благо для человеческой души, но и покушается на свободу Духа Божьего. Это очень тонкий момент в отношении к мистике. Стоит воспринять мистическую реальность, в высшей степени динамическую и творческую, по аналогии с реальностью природного порядка, а связи между мирами как причинно-следственные, так сразу умаляется не только свобода человека, но и свобода Творца. Диалог Творца и творения загоняется в детерминированные рм-знанием рамки.
В натуралистическом понимании мистического и мифического заинтересован прежде всего дух антихристианский. Злу нужно внушить нам чувство его значимости, поработить нас своим могуществом. Надо сделать так, чтобы мы, слыша соблазны зла в сердце своём и внушаемые нам изнаночные мысли, воспринимали их за свои собственные. Надо внушить нам, что наша история и наш выбор обусловлены расстановками игроков на инфернальном поле. Поэтому родонизм так сосредоточенно всматривается в адские пучины и ищет в них сокрытую пружину политических и социальных движений. Родонизм (на практике!) больше верит в силу демоническую, принуждающую как необходимость, чем в Божественную творческую свободу. Уицраоры и прочая нечисть через государство и низменные инстинкты творят текущую человеческую историю. Культура – подлинно созидательное начало человеческого общества – видится той же надстройкой над базисом; только марксистский экономический базис заменён метафизическим, но с той же угрюмой законопослушностью определяющим нашу историческую действительность. Одна схема сменила другую, и в ней так же не осталось места для духовной свободы личности.
Гнетущий пессимизм Родона и цинизм правого крыла порождены верой в демоническое как действенную причинность истории. А-ля советский оптимизм левого крыла является такой же альтернативой им, как материалистический социализм – капитализму. Это два конца одной палки в руках князя мира сего. Увы, ни к чему иному и не мог привести подражательный дух родонизма, так же порабощённый царством необходимости, как и его предшественники. Родонизм, как марксизм, по-настоящему уважает лишь внешнюю силу и не верит в творческую свободу человека, не обусловленную никакими кукловодами и схемами. Вновь подчёркиваю, что речь идёт об утилитарном духе родонизма, а не о мистической поэзии Даниила Андреева: между ними та же внутренняя пропасть, что между правдоподобием и правдой.