Интернет-среда и её свойства | Библиотека и фонотека Воздушного Замка – читать или скачать

Роза Мира и новое религиозное сознание

Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Интернет-среда и её свойства

Автор: 

 

IV

Интернет-среда и её свойства

 

 

IV-1

Нетворческое отношение к интерактивной среде

как необходимое условие функционирования квазиэгрегора.

Взаимопроникновение виртуальных пространств.

Ложное структурирование времени и материя души.

 


Скука, невыносимая скука – вот психологическая подпочва новейшего демонизма, вот дьявольская сила, знакомая многим из нас, а скука и есть предощущение небытия. Когда Свидригайлов сказал Раскольникову зловещие слова: «очень скучно», – он выразил психологическую сущность демонизма.

Н.А. Бердяев

(Новое религиозное сознание и общественность)

 

 

Событийная ткань времени интерактивна. Нетворческое отношение к внешней среде неизбежно приводит человека к утрате внутренней свободы и, как следствие, разрушению личности. Человек начинает жить фикциями слов, а не реальностями, и им начинают управлять, как марионеткой, через безликие механизмы чуждые силы. Человек превращается в средство. Свет никогда не манипулирует человеком: любимый для любящего не средство, но цель. Помощь в свободном раскрытии личности – это характер связи человека с Провидением. Использование человека как слепое орудие – принцип начала демонического.

Только творческое отношение к окружающей среде является гарантом сохранения свободы в этой среде при любых обстоятельствах. Свободы ради свободы не существует, как не существует пространства без материи. Пространство – необходимое условие существования материи: материя порождает пространство. Творчество порождает свободу. Свобода настолько становится свободой, насколько она нужна для творчества, и настолько перерождается в свою противоположность, насколько угасает творческий дух. Так же и само творчество настолько творчество, насколько оно пронизано любовью. Творчество во имя своё перерождается в формализм и компиляции, а в итоге – в пошлость: уходит главное и целое – остаются лишь детали и технологии. Прозревать целое может только любовь. Забота о свободе, а не о творческом содержании – прямой путь к рабству у внешних признаков свободы, это идолизация свободы и формализм свободы, её мумифицируемый труп.

Нетворческое отношение к среде приводит к тираническому диктату самой среды, человек становится заложником среды. Превалирование свойств среды лишает личность оценочной свободы. И этим пользуются те силы, в чьих интересах максимальная обусловленность внутреннего внешним. Родонизм проявляется как нетворческое, подражательное начало во всём: не только в отношении к наследию Даниила Андреева и к культурному пространству, но и в отношении к интернет-пространству, в котором формировалось рм-сообщество. Убедиться в том, что интернет – при утилитарно-пассивном его использовании – становится проводником и катализатором тёмного начала, может каждый, кому доводилось встречаться с форумными персонажами в реальном мире. Один и тот же человек в реале и в интерактиве – зачастую незнакомые друг с другом люди. Это разительно бросается в глаза, когда в Сети проявляется какое-то дурное, скрываемое в бытовой реальности (и даже от самого себя!) качество души, выходит из тени тёмная субличность, порою независимо от воли порождающей её личности. Объяснить такие метаморфозы можно лишь специфическими свойствами самой среды; и чем меньше усилий творческого духа направлено на просветление среды, тем заметнее её порабощающее душу влияние.

Попробуем разобраться, что это за специфические свойства интерактивной среды и как их может использовать зло для воздействия на подсознание человека? и что можно противопоставить этому воздействию, какую защиту и во имя чего? Самый простой вывод ­– выйти из интерактивной среды вообще и пользоваться Сетью только как справочником. И кто прошёл через такой опыт, знает, как душа выздоравливает и освобождается, как возвращается чувство реальности, как искажённые форумные лица вновь обретают человеческие черты, как рассеивается сердечный и умственный смог, застилавший душевные очи, – просто за счёт прекращения доступа «топлива» для разрушительных страстей через интерактив. Это вывод, но это не выход. Если отдать интернет во власть энтропии, то она доберётся рано или поздно и до тебя, через другие средства информации, через других людей, через твоих близких. Интернет уже состоялся как новая среда – и это пространство нужно окультуривать, преображать его хаос в космос. Другого достойного выхода всё равно нет, да и среда эта стоит того, чтобы над ней поработать.

Любое открытие в области техники, влияющее на культуру, начиная с книгопечатания и кончая кинематографом и телевидением, расширяет и углубляет в наших душах горизонты и бездны не только светлые, но и тёмные. Это закон нашего исторического и космического эона: расширение человеческой свободы приводит к возрастающей поляризации и усилению обоих непримиримых духовных начал; с одной стороны – к возрастанию наших творческих возможностей и обогащению культуры, а с другой – роковым образом к пожиранию свободой самоё себя и ко всё новым способам порабощения духа и к вырождению культуры.

 

Что же принципиально нового в интернете, в чём его прорыв и его опасности? В первую очередь – это победа над разделяющим фактором пространства. Эффект победы искусства над временем знаком всем, у кого состоялся живой диалог с искусством, для кого такой диалог стал реальностью внутреннего мира, а встречи с «друзьями сердца» – значительными жизненными событиями.1 Искусство – соборная память мира, противостоящая тлену и распаду во времени. А интернет дал нам возможность преодолевать и разъединяющий фактор пространства. Это почувствовали все, кто был разделён на тысячи километров со своими близкими: благодаря интернету нет ощущения разорванности связи, как будто человек находится в другой комнате, а не на другом конце земли. Удивительное ощущение! Также абсолютно новое, что принёс интернет, это возможность не только общения, но и совместного творчества с людьми, с кем никогда не встречался на физическом плане бытия. Такого никогда не было в истории культуры! Потому интернет является средой наибольшего благоприятствования для общения культур и религий: необходимое условие диалога – убрать разделяющий фактор пространства – выполнено. Необходимое, но не достаточное условие.

Есть ещё ряд свойств Сети, которые как будто специально созданы для культуры диалога: интерактивность, фрактально-сетевая структура, высокая степень независимости от финансового и бюрократического нажима, даже анонимность и возможность творить в Сети персонажи, а также сама реальность письменной речи, ставшая главным полем общения в интернете. Но эти же свойства Сети способствуют и враждебному культуре началу. И стоит нетворчески отнестись к новым возможностям этой среды, как в ней ускоряются процессы распада и торжествует воля хаоса. Разделяющий фактор пространства не только зло, но и благо – это защита малочисленных или молодых культур от слишком мощного влияния зрелых и многочисленных. Но большее благо – это уберегание нашего сознания от «миров далёких и глухих». Наша отгороженность от оккультного плана и даже отчасти наша «беспамятность» – великая наша защита. Но, видимо, мы повзрослели – и закрытость земного дома уже помеха нашему росту, а не благо? И мы готовы мужественно и творчески пережить вторжение в наш мир иных слоёв космоса? Всё может быть.

Выясняется, что интернет снимает разделённость не только внутри физического пространства, но делает проходимой перегородку между нашим и иными мирами, в том числе инфернальными. Влияние антикосмоса в Сети ощущается почти на уровне физической реальности. Появились какие-то каналы благодаря виртуальной Сети (видимо, благодаря именно её виртуальности), через которые в интерактивном пространстве, ставшем неотъемлемой частью нашего бытия, могут воплощаться иномирные сущности, виртуальные для нас, как и мы – для них. Я не могу описать «электронных путей» вхождения этих существ в Сеть точно так же, как не могу указать на физическое нахождение того или иного сетевого ресурса, хотя он находится одновременно в каждом доме, где сейчас к нему подключились. Знание, что ресурс размещается в электронном виде на каком-то сервере, ничего не прибавляет: ресурс реально находится в том доме, где его сейчас читают, но не находится там физически. Таким же «чудом» воплощается в нашем доме иномирное существо. И это реальность, с которой необходимо считаться.

Нужно учиться различать духов по атмосфере, по стилю, по плодам, по характеру их воздействия на нас, а для этого прежде всего надо творчески осваивать саму среду, где эти духи воплощаются. Пассивное вхождение в интернет чревато серьёзнейшими опасностями даже для физической жизни, а не только для душевной и духовной. И я совсем не преувеличиваю сейчас этих опасностей, но скорее преуменьшаю их: приходится идти ощупью, а человеку свойственно надеяться на лучшее. Любая серьёзная опасность лишь катализатор нашего творчества и нашего мужества: от Сети не убежишь – она стала частью нас самих.

 

Самая убийственная для человеческой личности опасность интерактивного пространства – это ложное структурирование времени. Ведущий в никуда обмен словами позволяет человеку ложно структурировать своё время и создавать для себя иллюзию творческой жизни, на поверку совершенно бесплодной.2 Наша личность и есть не что иное, как так или иначе упорядоченное время: личность не точка на «прямой линейного времени», а всё время, прожитое душою; личность – это творимая ею судьба. Мы физически состоим на 80% из воды, а душевно – из времени, переработанного нашей памятью и нашим духом. Время и есть та субстанция, из которой соткана душевная ткань. Даже вода, из которой состоит наше тело по преимуществу, запоминает информационную структуру времени.

Бесконечные форумные диспуты никто и никогда не будет перечитывать, включая их участников: это спущенная в никуда жизнь. Люди на форумах, в прямом смысле слова, убивают время, не понимая, что так они убивают себя. Только творческое отношение к форумной среде – как к новой литературе, новому искусству, только приоритет качества над количеством может спасти нас от размывания личности словесными массами. Нужно ли говорить, что ложно структурированное время, составляющее материю души, теряет способность к духовной оценке и сопротивлению и беззащитно перед любой инвольтацией? Душевная труха уже не способна ни к какому различению духов, ни к какому качественному отбору, ни к какой осмысленной нравственной позиции. Вот почему инфернальный вампир так заинтересован в форумной энтропии, в бурлящих и кипучих, но пустых дискуссиях, в самом этом процессе, содержание которого невозможно ни запомнить, ни пересказать. По принципу безлюбой и бессодержательной грандиозности формирует этот дух свою матрицу. Это его магистральный формообразующий принцип. А искушает он тем же, чем любое опьянение – иллюзией творчества и общения. Не надо учиться, сомневаться, терпеть, ошибаться, ждать вдохновения, а по собственной воле и без всякого труда – выпил стакан или выкурил косяк, съел таблетку или нажал на кнопку – раз – и серая обыденность исчезла, жизнь забурлила, время летит незаметно… Всё так легко и просто!3

На форумах обсуждается месяцами то, что можно решить «живьём» за пять минут. Это имитация общения, процесс ради процесса, единственный результат его – мёртвое время. Как раз тот результат, что нужен инспиратору процесса и вряд ли осознаётся самими участниками. Люди разучились выражать себя в письменной речи, разучились владеть эпистолярным жанром. В какой-то степени форумы могли поспособствовать возвращению навыков писать письма, но... В личной переписке несравненно легче найти общий язык, чем на форуме (известный всем эффект, правда?). Причина в том, что форум, сам по себе, это имитация активной публичной жизни. Любая самодостаточная иллюзия есть утрата свободы выбора, зависимость от «кнопки», запускающей механизм опьянения. А скорость похмелья обратно пропорциональна его тяжести.

 

Болтать со своими знакомыми в открытом информационном пространстве, на сцене («за стеклом») – это душевное развращение, которое стало, увы, привычным для миллионов людей в интернете. Почему кому-то весь наш дрязг должен быть интересен? и зачем его раскручивать в поисковиках? зачем выбрасывать пакеты с мусором на голову прохожим? почему нельзя общаться со своими знакомыми традиционно – без зрителей? От такого небрезгливого отношения к интернет-писанине выработалось стойкое отвращение и нежелание участвовать в сетевых проектах у внутренне чистоплотных людей. Публичность является той закваской пошлости, что превращает низменную стихию в стихию демоническую. Именно публичность становится форумным наркотиком. Искушает разврат (любой, не только связанный с полом) отсутствием избирательности, качественного роста и труда над собой, доступностью равенства – перед стаканом, шприцом, половым органом. Ты меня уважаешь? Раз – и врата отверзлись, и ты на небесах! Всё элементарно, легко, по собственной воле и в любой момент, был бы химический ускоритель и заменитель лица, тело-партнёр. Это имитация подлинного, изолгание близости. Безликая стихия разврата, пока она находится в закрытом пространстве, не так страшна, но вынесенная на публику становится демонической, адской стихией, пожирающей душу – в прямом смысле слова.

В публичном интерактивном пространстве происходит увеличение плотности времени – и процессы, вялотекущие в закрытых пространствах, ускоряются неимоверно: распад личности происходит на очень коротких временных дистанциях и на очень глубоких уровнях психики; такой распад может стать необратимым в рамках одной физической жизни. Интерактивное пространство – мощнейший катализатор душевных процессов, как созидательных, если есть творческая воля, просветляющая внешнюю среду, так и разрушительных, если такой воли нет или её недостаточно и среда оказывается сильнее. Интерактивный ускоритель ложного структурирования времени может переформатировать душевную материю до неузнаваемости за считанные месяцы, изменить оценочные критерии личности, причём незаметно для её «дневного сознания»! Схожий механизм переформатирования души описывает Даниил Андреев – как её «всасывание уицраором»4. Стремительные метаморфозы личности, окунувшейся в интерактив, наверное, доводилось видеть многим: в одном и том же физическом теле вдруг пробуждается словно другая душа. Это мучительное зрелище, по впечатлению – сродни тяжёлым формам душевного расстройства. А начиналось всё с невинной, на первый взгляд, слабости, почти игры, с душевного эксгибиционизма.

 

И всё-таки я не могу согласиться с тем, что в глубине воли человек не даёт согласия на своё рабство у инфернального кукловода. Я верю, что человек ответствен за любой значимый для его судьбы выбор, и в этой ответственности вижу наше достоинство, нашу подлинную свободу. Но, видимо, в минуту слабости, в период кризиса рабство нам и слаще, и проще. Чем и пользуется, подлавливая уставшую от мук выбора душу, дух подлый. А наш малый разум, потакая нашей слабости, начинает называть рабство свободой, свободу – рабством. И очень доказательно это делает. Это «облегчение ноши» и есть главный соблазн Великого Инквизитора! В основании всех его доктрин лежит пустыня гордыни, не имеющей никакого оригинального подтверждения и нуждающейся в нём, как в глотке воды. Искушение равенством обретает в Сети утрированные формы, а её виртуальность и анонимность усыпляют чувство стыда – всё позволено! Но, с другой стороны, тайное становится явным, пережитым опытом, доступным осмыслению и просветлению, рано или поздно. Так что и виртуальность, и анонимность Сети весьма обманчивы.

«Ты кто? режиссёр? а я думаю, что ты говно!» – чей это голос: сталинского палача? гестаповского мясника? или одного из типичных юзеров типичного форума? Или это голос одного и того же духа, трансформирующийся в разных обстоятельствах и лицах? Узнаваемый стиль, узнаваемый мотив, узнаваемый напор. Хамство – это состояние души, чувствующей свою ущербность, уязвлённой ею и нуждающейся в заполнении внутренней пустоты созерцанием унижений тех, кто добрее, тоньше, умнее, интеллигентнее. И какое раздолье для самоутверждения за счёт других даёт интернет! Проорать своё «я» на весь мир не выходя из дома, не было раньше такого доступного и безнаказанного счастья. Можно прямо и смело сказать в лицо любому «ты говно!» и не нести за это никакой ответственности. Нет лучшего удовольствия. И нет мучительней страсти, чем жажда заровнять чужим унижением пропасть безответной самовлюблённости. Это действительно ведь мука адская. Бездна между космическим самомнением и содержанием своих плодов порождает иррациональный страх заглянуть в неё и вызывает токи агрессии в душе. Необходим отвлекающий враг. Чем больше «разность потенциалов», тем сильнее напряжение злобы. Низкая самооценка меньшее бедствие, чем завышенная. Ехидная насмешливость может скрывать за собой поистине адские пучины ненависти, способные прорваться при благоприятных обстоятельствах, растлить и унести душу в самые жуткие провалы.[4]5

 

Горизонтальная структура форума, не преображённая для решения конкретных созидательных задач, формирует энтропийную душевную среду. Эта среда на уровне подкорки сопротивляется всему содержательному и новому, всё искреннее и талантливое тонет в ней – буквально по закону Архимеда. Если у редакции форума нет творческой воли, тогда сама материя форума формирует свою человеческую среду.[5] 6 И форум начинает жить по законам дедовщины. Свобода от содержания превращается в свободу казармы или воровской малины. Диктат большинства в системе, лишённой рычагов качественного отбора (финансовых, карьерных и т.д.), неизбежно кончается доминированием самого наглого и нахрапистого. Ценность персонажа определяется в такой системе не творческим вкладом, но количеством форумного пространства, заполняемого фикциями слов. Дедовщина и есть свобода от содержания, равенство всех перед сроком службы. Для самовлюблённой посредственности иерархия дедовщины наиболее привлекательна и понятна.

Непросветлённая волей Замысла материя форума идеально подходит для имитаторов всех мастей и для формирования квазиэгрегора. Иерархия дедовщины работает как сито и без сбоев. И на «демократической» площадке, и на «авторитарной» – механизм отсева один; просто во втором случае редактор вынужден подчиняться негласному диктату среды. Приоритет количества над качеством всегда приводит к тирании материи. Это закон жизни. Организм не является суммой органов и клеток. Организм – прежде всего Замысел. Замысел – это путь. Информация – лишь кровеносная система форума. На форуме люди пишут и читают, а не живут. Это тезис, и он очевиден.[6]7 Но есть и антитезис: люди пишут и читают на форуме, не замечая, как они погружаются в литературное пространство и начинают жить по законам жанра, в другой плотности времени и качественно иной реальности. И антитезис здесь намного сложнее тезиса.



1 «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» (Пастернак, «Про эти стихи».) См. на нашем портале прекрасный проект Евгения Морошкина «Перекличка вестников»; единственный, на мой взгляд, по-настоящему творческий розамирский проект на сегодняшний день. Также см. эссе Александры Таран «По ту сторону холста».

2 «Делать ничего – хуже, чем ничего не делать». По мысли Льва Толстого.

3 «А что придётся потом платить, так ведь это, пойми, потом.» (Александр Галич. «Разговор с чёртом».)

4 Демон великодержавной государственности.

5 В приложении – зарисовка «Рыжий клоун на арене форума».

6 В приложении – подробнее о свойствах горизонтальной структуры форума.

7 В приложении моё обращение к главному идеологу «демократического» обустройства рм-форума.