VII-3
От карикатуры к Подлиннику!
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.1
О мощи духовного семени можно судить по силе сопротивления ему косной среды и накалу ненависти, порождаемой страхом перед собственным мнением и нестерпимой, никакими благими призывами неустранимой жаждой самооправдания. По силе сопротивления можно судить о том, как боится демонический разум первых ростков Розы Мира, как он старается всеми силами их заглушить и оттянуть вхождение в умы и сердца Её духа. Сила сопротивления говорит об истинности избранного пути и о его потенции. Судить можно и от противного – достаточно посмотреть, какие люди и чему больше всего сопротивляются. О правоте гонимых можно судить по нравственному и культурному облику гонителей.
Пересказываю по памяти притчу, которую я прочёл много лет назад в одной из распечаток лекций о.Александра Меня и которая оказала на меня очень благое воздействие. Притча о христианине и обращённом его проповедью язычнике. Как и в поэме о Великом Инквизиторе, выбрано время самого сильного разгула внутри христианской церкви духа антихристова. То ли в пустыне, то ли на острове оказались христианин и язычник. После долгих бесед язычник решил обратиться и принять таинство крещения. Но перед этим шагом настаивал на том, что ему надо посетить христианские страны и посмотреть, как живут истинно верующие. Христианин, зная реальное положение дел, пытался отговорить язычника от путешествия и убеждал креститься не оттягивая. Но язычник настоял на своём и отправился в христианскую Европу. Христианин был уверен, что его проповедь потерпела поражение. Но язычник, вернувшись, к великому удивлению проповедника принял таинство крещения. Христианин не смог разрешить этого противоречия и не выдержал, спросил новообращённого брата: «Ты видел весь этот разврат? И решил креститься, почему?» – «Если, несмотря на все те мерзости, что я видел, эта религия жива, значит за ней стоит Истина и великая любовь, которую не угасишь никаким развратом.» Таков был ответ язычника, принявшего христианство вопреки виденному очами.
Зло бессильно, когда мы смогли обнаружить внутри своей души и назвать по имени ту слабость и ту наживку, на которую нас ловит инфернальный рыболов. Я постарался нащупать струну в нашей душе, на которой играет родонизм по преимуществу и назвал её «гордыней равенства». Эта струна может звучать сладковатой мелодией самовлюблённости, выдающей желаемое за действительное – и нет злейшего врага для нашей талантливости, чем эта розовая маниловская лесть! Она безнадёжнее, чем свинцовые тучи уныния и сомнения, тяжелее по своим последствиям, чем гнёт отчаяния. И только очистительная тоска по совершенству может развеять усыпляющее наш дух маниловское обольщение.
Из-за своей примитивности подделка нам понятнее, и подлинное кажется скучным. Но можно ли по карикатуре судить о подлиннике? По папской теократии – о вселенском христианстве? По СССР – о всечеловеческом братстве? По родонизму – о Розе Мира? Судить нельзя, но догадаться, что и зачем исказил дух хитрый, думаю, можно. Сколько бы ни извращала христианские идеалы инквизиция, истина христианства остаётся истиной, а Лик Христов ликом идеального человека, Богочеловека. Сколько бы ни извращал дух коммунизма и ни пытался заглушить биение социальной совести, эксплуатация человека человеком остаётся злом, с которым нельзя мириться; а социальная иерархия, выстроенная на власти денег – дьявольской насмешкой над подлинной космической иерархией. Сколько бы рм-демон ни путал людей, цели Розы Мира остаются самыми светлыми, самыми долгожданными, самыми высокими надеждами в земной истории человечества.
Что ждёт Роза Мира от тех своих читателей, кто два десятилетия назад прикоснулся через творчество Даниила Андреева к этой воистину радостной вести? Чувство окрыляющей радости было у многих первым и доминирующим при чтении «Розы Мира». Попробуем отскоблить от беззаконной пародии подлинник? Я пойду от противного – от того, что уже есть в Сети под вывеской «Роза Мира», к тому, что должно быть. Слой за слоем счищая «краски чуждые», я хочу восстановить внутри себя тот первоначальный образ, что не будет входить в невыносимый диссонанс с внешней картиной. И так, ощупью продвигаясь шаг за шагом, я постараюсь сформулировать те творческие задачи, что отвечают моему внутреннему чувству Розы Мира:
– Искать и устанавливать связи между одинокими огоньками, откликнувшимися на весть Розы Мира. И как произведение искусства творить общение.
– Созидать модель Розы Мира в Сети – по атмосфере и содержанию являющуюся таковой.
– Творчески осваивать интерактивную среду, создавать в ней островки нового искусства.
– Разоблачать духовные подмены, подстерегающие новое религиозное сознание на пути к эпохе Розы Мира. Сетевой опыт обращать в самоанализ.
– Созидать в интерактивном пространстве соборные «вместилища» для незримого пребывания в них наших друзей сердца и для общения с ними. Перекличку вестников сделать содержанием нового искусства, его мистерией.
– Через диалог проекций выходить в объёмное мировоззрение.
– Учиться совместному восхождению, труду и радости соборного творчества. Подготовить для будущих наших судеб и встреч добрую и восприимчивую душевную почву (как понятнее об этом сказать, увы, не знаю).
Заключительную часть книги я посвящаю раскрытию этих идей. Обличать зло необходимо, но это лишь возможность остановиться и задуматься. Не обличениями преодолевается зло. Нужно показать ту атмосферу и те плоды, что являются подлинной альтернативой родонизму. Чтобы выйти из-под гипноза зла, нужно перестать убивать время.