Рейтинг@Mail.ru

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск




Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Навигация по подшивке

Категории

Поиск в Замке

Письменная речь как аккумулятор духовного заряда

Автор: Категория: Метаистория Литературный героизм Рекомендуем к ознакомлению: Интерактивное искусство – Солярис

 

IV-2

Письменная речь как аккумулятор духовного заряда.

Инверсия реальности. Работа с будущим.

Форумные персонажи и литературные типы.

 

 

Достоевский понаписал, а нам теперь живи во всём этом!

Слава Сумалётов

(из будущих Записок литературного героя)

 

 

Аберрация «жизни на форумах» имеет глубокие и подлинные корни, только в лобовом понимании она становится очевидным абсурдом, как и перенесение на Сеть государственных аналогий. Это поверхностный абсурд. Но внутреннее чувство не обманывает: люди на самом деле живут на форумах и живут во многом более интенсивной жизнью, чем в обыденности. Люди на форумах живут в реальности письменной речи: в буквальном (подчёркиваю – буквальном) смысле слова становятся литературными персонажами и героями того или иного сценария, в той или иной режиссуре поставленного спектакля.

Новая эпоха вообще, а интерактивная среда в особенности, делает проницаемыми перегородки между пространствами и жанрами. Граница между искусством и жизнью становится открытой не только для художнического меньшинства, как было прежде, но для любого участника интерактивного спектакля. Как только человек начинает писать на форуме, то есть переходит из состояния пассивного чтения в состояние авторства текстов, он попадает в реальность письменной речи, а публичность этой реальности мгновенно переводит его в реальность литературную – уже как персонажа. Момент и сам факт перехода в иную реальность, с иной плотностью времени и иными законами (законами жанра), трудно осознать и ещё труднее вербализировать.1

Локомотивом цепи событий во времени является будущее. Об этом говорит опыт Козырева. Главная причина – в будущем, она определяет тот ряд случайностей, который придаёт смысловую направленность событию, а вовсе не та причина, которую мы видим в прошлом и считаем ведущей. Такой взгляд мне не только ближе, но понятнее даже. Из прошлого тянется нить необходимости, а из будущего действует творчески активная сила, и она, как иголка, ведёт за собой эту нить. Все попытки основать критерий истинности какой-то теории на том, сбываются или нет её предсказания, есть покушение на свободный диалог Творца и творения. Только мёртвая составляющая времени, целиком принадлежащая царству необходимости, может быть событийно детерминирована прошлым.

Главную причину возникновения под вывеской «Роза Мира» родонизма я вижу именно в будущем: она определяет всё происходящее в сетевом рм-поле, она вызывает из бездны и самого рм-демона, формирует его характер и стиль, даже ту его специфическую особенность, что он может питаться только излучениями вражды между двумя крыльями своей идеологии и между людьми внутри отдельного, созданного им сообщества. Демоническая воля антикосмоса пытается изменить ход событий, а точнее подменить собою тот Замысел, что находится в будущем и вытягивает из нашего времени, акцентирует целый комплекс исторических случайностей, которые должны привести к расширению нового религиозного сознания и становлению всемирного ансамбля культур и религий.

Первопричина родонизма, его корни ­– в будущем противостоянии с духом Розы Мира. И если эту первопричину удастся вывести на свет, хотя бы частично, то она изменится – там, в будущем. В этом магия искусства и сила слова. Мы можем менять причину в будущем, не в силах изменить её в прошлом. Это и есть работа с будущим, больше всего меня привлекающая в литературном творчестве.2 Будущее и память – две нити, ткущие ткань времени. Память изнутри влияет даже на ту детерминированную составляющую времени, что мы зовём «прошлым», одухотворяет и просветляет его «материю». Прошлое тоже творится.

 

Перечитывать книги безумно интересно! Вспоминая, мы перечитываем жизнь, преображаем её из времени линейного во время подлинное. Память ведёт диалог с судьбой. А вдруг творить жизнь и есть творить живое воспоминание?3 И внутренняя реальность памяти станет реальностью бытия, когда душа восполнится духом до краёв и вспомнится разом вся? И мир преобразится вмиг – всё внешнее, эмпирическое, прошедшее станет внутренним, осмысленным, подлинно существующим. Именно подлинно существующим, а не временно и тленно, как было когда-то. И мир нашей памяти станет нашим реальным миром, а внешний мир служил лишь подготовкой к подлинному существованию, был ещё не просветлённой материей памяти. Инверсия произойдёт с нами и в нас. Не такую ли инверсию реальности Даниил Андреев назвал «просветлением материи»?

Ад и Рай не есть ли просто выброшенность внутреннего мира вовне? не является ли это состояние духа тем, что в христианстве названо «падшестью мира»? А через память творится обратная инверсия – возвращение внешнего во внутреннее, в преображённое духом и любовью бытие? И это внутреннее пространство есть подлинно существующее – для всех. И в нём все друг для друга неотъемлемые от личности ты – как и в наших воспоминаниях? Ведь память очищает и преображает жизнь уже здесь: мы помним всё и светлее, и полнее, и осмысленнее, чем оно было в эмпирике. И потому любить усопших нам намного легче. В подлинном мире вообще любить легче, чем не любить. В подлинной реальности любовь естественна и не замечается, как воздух. А в нашем мире любовь – чудо.

А вдруг реальность искусства – соборной памяти мира – и есть подлинная реальность, в отличие от обыденности? И мы, литературные герои и форумные персонажи, приходим в мир полусна-полуяви из подлинной реальности, чтобы напомнить людям о ней и помочь им пробудиться, вспоминая себя? Законы поэзии и законы памяти родственны. Это законы объёмного мира. В памяти мы проживаем свою жизнь, как читают стихи, все её этапы, как строфы, во всей их полноте и многогранности. Мы видим стихотворение в целом и связи его частей друг с другом. И можем возвращаться и возвращаться – перечитывать и перечитывать, проживать и проживать жизнь. Может, наша память и есть истинное пространство жизни, в которое мы ещё не вошли по-настоящему и поэтому воспринимаем его как что-то не совсем реальное? А вдруг оно реальнее непосредственной материи жизни и лишь покрыто туманом для нас, потому что мы сами ещё не совсем реальны и в нас много тленного? Разве в памяти есть хоть что-нибудь тленное? Там всё живое. А вот в «жизни» очень много тленного. Но в жизни не должно быть тленного. В памяти по-иному течёт время, нелинейно и параллельными потоками. Наша память не есть ли аналог высших миров, полноты времён, мира духовного? Разве плохо перечитывать жизнь, слой за слоем углубляясь в неё? Было бы что вспоминать. Ради этого что и читать стоит, и жить. И ещё писать книги интересно. Впрочем, это по сути то же, что перечитывать... Слова Христа: «Царствие Божие внутри вас есть» я понимаю не как аллегорию, но как указание на реальное нахождение Царствия Божия, его адрес на карте мира – внутри нас. И этот подлинный мир неизмеримо больше, чем внешний; как объём больше плоскости и движение больше статики, и душа дороже всех богатств вселенной…

 

Интерактивная среда творчески ещё не осмыслена, на неё вслепую переносятся привычные аналогии и проектируются законы из других жанров, но они либо не работают в этой среде, либо существенно отличаются. А тот факт, что интернет кажется нам лишь информационным слепком с лица социума, мешает понять, что сей слепок имеет символическую природу, а символ – это окно в иную реальность. Искусство не копирует, но моделирует действительность. Искусством становится любое пространство и любая среда, в которую внесено творческое начало. Остальное – вопрос качественности. Но это вопрос принципиального выбора – водораздел между подлинным и фальшивым, культурой и безобразием, космосом и распадом, светом и тлением.

В интерактивной среде люди безбожно путают реальности, в частности – устной и письменной речи. И эта путаница не так безобидна, как кажется. Фикции слов могут брать колдовскую власть над нами – и мы теряем способность видеть себя со стороны. Людям, жившим до эпохи всеобщей телефонизации, знаком так называемый «эффект письма»: столько хочется сказать, а сядешь писать – и получается всё что-то не то. Утрата эпистолярной культуры явилась одной из причин упрощения душевной жизни человека, лишила душевную материю глубины и тонкости, обеднила связь с языком.4 В письме, как в зеркале, человек видит свою душу; это самый доступный способ посмотреть на неё со стороны. Нравственному и эстетическому развитию личности исчезновение из обихода такого зеркала души, какое давало письмо, нанесло очень существенный урон.

Но не только воспитательный и отрезвляющий эффект зеркала несёт с собою письменная речь – это волшебное зеркало: глядясь в него, работая со словом, человек работает над структурой своей души, перенастраивает её. Мощнейший ускоритель самопознания – вот что такое диалог с языком.5 Пишущий письма, стихи, посты на форуме – в буквальном смысле слова пишет (лепит) самого себя. Между структурой письменной речи и структурой души прослеживается чёткое взаимнооднозначное соответствие. Бессодержательность форумных постов приводит к душевной опустошённости самих пишущих. Письменная речь – в прямом смысле слова – интерактивна: она не только отражает душевные процессы, но и активно влияет на них.6

Письменная речь служит резервуаром времени и аккумулятором его духовного заряда. Книги, просто самим фактом своего существования, сберегают творческую энергию времени. Это свойство письменной речи как таковой. Мы живём в том мире, какой создали в книгах. Вот почему тираны всех времён, покушаясь на водительство душами, начинали с ритуального сожжения книг. Это магический акт. Уничтожать письменную речь можно по-разному: сейчас предпочитают размывать качество количеством, растлевать слово, а не запрещать его и не сжигать книги физически. И каждый из нас либо участвует в этом растлении нашей соборной памяти, либо сопротивляется ему – содержательностью своего письма и качеством своего чтения (других действенных способов сопротивления нет).

Письменная речь в Сети – это структурирование нашего времени, наших душ и в конечном счёте нашего мира. Коверкая письменную речь, выбрасывая в информационное пространство мегатонны душевного мусора, мы растлеваем будущее наших детей. Это должен осознавать каждый, пишущий посты-однодневки и читающий одноразовые книги. Безответственное отношение к слову – это наплевательское отношение не только к своей душе, но к судьбе своего потомства. Погружаясь в интерактивную книгу форума, человек погружается в литературное пространство, с тем или иным замыслом, с тем или иным духовным зарядом, аккумулированным в коллективной письменной речи. Люди могут думать, что они просто болтают на форуме и что эта болтовня ничего не значит и никаких последствий не несёт (кроме убийства времени). Но в отличие от болтовни, всё написанное на форуме именно написано в открытом пространстве, воплощается в его памяти в виде текстов, формирует наше общее информационное поле.

Если форум несёт отрицательный духовный заряд, то человек, пишущий и читающий такой форум, неизбежно заряжается (заражается) его энергией. Бессодержательность письменной речи и есть идеальное вместилище для духа небытия. Пустоты не бывает в природе. Имитация жизни есть покушение на саму жизнь. Форумный персонаж интерактивен не только потому, что он вторгается в сценарий и ведёт свой диалог с незримой режиссурой форума, но и потому, что виртуальный персонаж активно воздействует на человека, сидящего по ту сторону монитора. Душевная материя, сотканная из слов форумного персонажа, не отделена непроходимой стеной от душевной материи человека: виртуальная материя форумных текстов взаимодействует с реальной материей души и судьбы, перетекая из форумного пространства в пространство жизненное.

Я не случайно употребил здесь выражение «незримая режиссура форума»: не редколлегию или виртуальную администрацию я подразумеваю под этой «незримой режиссурой», но замысел и соборную душу коллективного произведения искусства, которым является любой форум, хочет или нет того его администрация, ставит или нет она перед собою подобные цели; осознают ли участники форума его литературную реальность – они находятся в ней. У каждого подлинного произведения искусства есть своя душа и свой замысел, не зависящий от авторского произвола. Художник ведёт творческий диалог с этим замыслом. Ведёт свой диалог с душой произведения и читатель. Любое произведение искусства интерактивно – оно складывается из диалога троих: автора, замысла и читателя. Так творится душа искусства, его мир. Концентрация жизни в нём намного выше, чем в повседневной действительности; все процессы идут несравнимо быстрее, но главное – смысловые связи в мире искусства становятся зримыми, а эти связи первичней и глубже каузальных связей не только в реальности литературной (что очевидно), но и в реальности судьбы. Искусство выявляет смысловые связи, переводя их на язык метафор и символов; повышенная плотность времени в искусстве позволяет сделать явным то, что сокрыто под покрывалом обыденности. В искусстве нет ничего случайного – это реальность чуда.

Соборная душа коллективного произведения искусства ведёт диалог со всеми авторами и читателями этого пространства и с каждым в отдельности. И этот диалог интерактивен: душевная материя такого пространства формируется из тех или иных психических излучений участников действа; и в то же время она активно воздействует на его авторов, исходя из собственного диалога с Замыслом – духом, стоящим за коллективным произведением искусства и являющимся творцом его первичного духовного заряда, его внутреннего солнца, его логоса, его художественного предмета7. Воплощается душа произведения только в душе читателя.

Так живёт подлинное искусство, моделируя по своему образу и подобию и ту реальность, которую мы воспринимаем как реальность судьбы, реальность смысла, сокрытого за эмпирикой жизни. Стихи сбываются – известный любому поэту эффект волшебного зеркала. Искусство структурирует наше время, из которого состоит наша душевная ткань и творится наша память. Новые интерактивные жанры искусства, только-только зарождающиеся, обладают ещё большей плотностью времени и силой воздействия на своих авторов и участников, чем классические жанры. В Сети искусство хочет стать мистерией – его участники входят внутрь художественного пространства и активно формируют его, формируя тем и самих себя. Такое искусство оказывает непосредственное влияние на окружающую действительность – в реальном времени.

 

Бездарность не нейтральное качество, не косная материя, но именно зло, воля к небытию, бунт против Божьего Дара, против призванности. Бездарность – это такое состояние души, когда личность начинает заниматься не своим делом во имя тех или иных эгоистических интересов. Великий Инквизитор внушает нам, что мы существа слабые от природы, жалеет нас, неспособных. Слабость духа – это добровольная определяемость извне, из житейских обстоятельств. Бездарных людей не бывает – есть только бунтующие против своей одарённости и отказывающиеся от неё. Но ставший бездарным ненавидит теперь и Дар чужой, покушается на него, пытается унизить. Бездарность – это дух энтропии, враждебный качественному восхождению. Это демоническая воля, чем бы она ни прикрывалась. Это дух, который хочет стать всем, а не служить Целому. Это бунт раковой клетки. Но бунтуя против Целого, такой дух бунтует и против Божьего Замысла о нём самом. Противопоставляя себя Источнику бытия, демон выпадает из бытия и живёт за счёт чужого света. Он может компилировать, подменять, искажать, но подлинной альтернативы Божьему Замыслу предложить не в состоянии (взять неоткуда). Так и появляется в коллективных сетевых проектах квазиэгрегор вместо соборной души. Это паразитарные пространства.

Квазиэгрегор ведёт себя внешне так же, как соборная душа, он формируется из психических излучений участников проекта и обратно воздействует на них, но провоцируя и усиливая именно такие излучения, какие нужны его конструктору, тому духу, что пришёл на место неузнанного Замысла. Божественный дар речи нельзя использовать для удовлетворения низменных страстей безнаказанно, нельзя превращать слово в мусор. Слово – это связь Духа с материей; если эта связь разрушается, материя становится неуправляемой и попадает во власть духа небытия. Нет в мире никакой «массовой культуры», никакой «литературы на потребу» – есть подлинная культура и  антикультура, распад. Фальшивка не есть упрощённый подлинник, как труп не есть упрощённая жизнь. Подлинное литературное пространство – это слово живое, и как всё живое, имеет свою душу, свой дух и замысел, свою память и цель, свой уникальный контекст и свою связь с целым.

Внутри квазиэгрегора рвутся смысловые связи и мечутся автономные вихри, никто никого не слышит и не слушает, никому нет дела до содержания текстов; не лица – обмылки фраз мелькают в чёрных зеркалах совместно убиваемого времени. В таком пространстве начинают расти, как метастазы, какие-то грандиозные конструкции, механистически собранные из всего, что попалось под руку. Торжествует бессмыслица, скрываемая до поры количеством распухающей без всякого удержу словесной биомассы. Соблазняет раковая клетка своих соседок чудовищной лестью, равенством и свободой. Замысел объявляется молохом, подавляющим свободный рост свободных клеток. В этой безудержно размножающейся сетевой материи качество не имеет никакого значения, талант неотличим от бездаря. И другого итога, кроме того, что ждёт и саму раковую опухоль, победившую организм, быть у такого проекта не может.

 

Девальвация слова и есть торжество духа лжи в пространстве письменной речи. Но в этом пространстве живут персонажи тех, кто пишет посты на форуме и не воспринимает сие занятие как имеющее значение для своей судьбы. В сетевом родонизме наиболее типичными персонажами являются два гоголевских духа: Манилов (розовый мечтатель) и Ноздрёв (рыжий клоун); и два духа из мира Достоевского: Свидригайлов (растлевающий обольститель) и Ставрогин (лишённая избирательности всеядность и безмерность, со всеми эманирующими из неё бесами). Это среда русского языка и русского родонизма. Но среда изначально подражательная, а типическое в человеке и есть подражательное на уровне подсознания. Но главная причина, я думаю, в том, что демоном родонизма выбраны для реализации своих планов именно эти литературно-человеческие типы: Манилов, Ноздрёв, Свидригайлов и Ставрогин. Именно они позволяют создавать напряжение альтернатив внутри квази-рм-эгрегора и выуживать из людей нужные инспиратору психические излучения.

Манилов самый безнадёжный из гоголевских бесов, самая мёртвая душа в паноптикуме Мёртвых душ. Из всех духов зла дух пошлый наиболее враждебен духу творческому. Сладкие маниловские декларации при любой попытке их реализации оборачиваются невыносимой духотой. Из маниловской духоты в ноздрёвскую вольницу – вот тебе, бабушка, и альтернатива. Только Манилова и Ноздрёва Гоголь не планировал просветлять в Третьем томе. Видимо, не знал, как подступиться: ускользают. Перетекают друг в друга – сообщающиеся сосуды. Отсутствие света, по Гоголю, ужаснее тьмы.

Чтобы обрисовать типы Свидригайлова и Ставрогина и смысл их появления в сетевом рм-поле, нужно писать отдельную работу. А пока можно просто экстраполировать на форумную реальность всё уже написанное о них.8 Есть в этой среде и другие известные литературные персонажи, я назвал лишь четырёх, самых устойчивых. Есть, например, там и свой Чичиков: он свободен от духа родонизма (творческая натура всё-таки) и одновременно намертво прикован к нему своей беспробудной утилитарностью; черта характера, имеющая над его личностью какую-то просто гипнотическую власть. Гоголь больше всех надеялся на своего Чичикова: мол, такой вывезет… Не вывез. Треснул пополам. И Второй том пришлось сжечь.

Узнать наших героев на рм-форумах не так трудно, но любое погружение в эту антисреду чревато – прежде всего для творческих «органов души». И трижды чревато – утонуть в ней и незаметно превратиться самому в одного из её типов. Чтобы не допустить растворения души в пустотах квазиэгрегора, нужно никогда не терять из виду главной цели, обязательно находящейся вне этой среды (непременное условие!), а также иметь обострённое чувство целого. И всё равно, без острой необходимости, лучше не проводить таких экспериментов над собою, особенно – по собственному желанию. Чем в человеке больше типического, тем в нём меньше живого. Персонифицируясь в интерактивном пространстве, человек подпадает под законы жанра данного форумного спектакля и его незримого режиссёра: персонаж начинает жить независимо от воли его автора, становится заложником избранной роли и постепенно вытесняет человека не только в виртуале, но и в реале.

Демон родонизма подбирает в чужом литературном мире те типы, что нужны ему для достижения своих целей, о которых ни форумным персонажам, ни людям, их пишущим, знать вовсе не обязательно. Паразитарная природа демона проявляется во всём без исключения: он всегда приходит на чужое и переформатирует чужое под себя и свои нужды. Так внутри его квазиэгрегора были заранее созданы (вернее, украдены) «ячейки» для Манилова и Ноздрёва, Свидригайлова и Ставрогина. И потом уже, путём отсева, манипуляций и обольщений, незримому кукловоду удалось загнать в эти ячейки «человеческий материал». Для демона люди – материал, фигурки на шахматной доске. Так же воспринимает «дорогих форумчан» и его человекоорудие.

Квазиэгрегор теряет без «живого» человекоорудия существенную часть своей дееспособности. Таких человекоорудий у демона родонизма, как я понял, на сегодняшний день даже меньше, чем пальцев на клавиатуре у машинистки; и половина из них к тому же держится под спудом, «про запас». Зачем они сберегаются, для каких нужд, я не могу уразуметь. Ведь рм-форумная жизнь неуклонно катится к концу; или готовится какая-то мутация квазиэгрегора, какое-то слияние доселе неслиянного? Или демон предчувствует какой-то технический прорыв в Сети? Предугадать сие, как и само появление интернета, сейчас вряд ли возможно. Изготавливаются демоном свои «пальцы» непросто и тренируются задолго до появления квазиэгрегора в Сети; а самые «тяжёлые орудия» – и до их физического рождения (это эксклюзивные экземпляры, с очень дальним прицелом). Какое-то из орудий в определённый момент становится ведущим в интерактиве и по команде хозяина «берёт огонь на себя», это приводит к неизбежному разоблачению «куклы» (оскудению её обаяния и авторитета), и на сцену выходит другая, резервная. Свобода их воли блокирована, что не осознаётся и не ощущается ими как страдание (до поры до времени, конечно). Форумный персонаж для человекоорудия не более чем маска, и она легко видоизменяется в зависимости от окружающей среды и поставленной задачи. Выдаёт его подлинную сущность и отличает от всех остальных форумных персонажей онтологическое отсутствие искренности. Это можно почувствовать как исходящий от него глубинный внутренний холод, несмотря на все нарисованные на маске улыбки и произносимые ею «тёплые слова»; как налёт какой-то машинности во всём: в нюансах голоса, походки, строения фраз и т.д. Андерсеновский Кай, складывающий из льдинок слово «вечность», сидит в сердце каждого из них. Мы ещё вернёмся в следующей главе к этому жуткому для живого чувства слову – «человекоорудие».

Свидетельствую: большинство людей, ставших на рм-форумах Маниловыми и Ноздрёвыми, в реальной жизни ими не были. Там они были личностями, а не типами, но в силу некоторых свойств натуры и в результате методичного воздействия квазиэгрегора, до сих пор не осознаваемого участниками рм-форумов совершенно, постепенно вписались под пристальным взглядом кукловода в тех персонажей, каких он заказывал. А затем начался обратный процесс – вытеснение персонажем человеческой личности. В литературном пространстве, контролируемом и управляемом инфернальным духом, любой персонаж становится таким же вампиром, как и сам незримый режиссёр этого душноватого, но чем-то привлекающего людей спектакля. Такой вампир-персонаж присасывается к душе человека, пишущего под его сетевым «ником», и отравляет душу автора своими ядами, постепенно отвоёвывая в ней для себя всё новые и новые области. Форумный персонаж может стать злокачественной опухолью внутри души человеческой, если человек пишет его в заражённом интерактивном пространстве.

 

Плохо преуменьшать опасность, исходящую от духа небытия, но во сто крат хуже эту опасность преувеличивать: он только того и ждёт, чтобы поверили в его могущество, в его «аналитические способности», в его чары и его власть над нашей судьбой! Наша свобода нерушима, и отказаться от неё мы можем только сами. Отсутствие самобытного замысла, подражательство – совсем не безобидные вещи в искусстве, они свидетельствуют о том, что за проектом не стоит дух-вдохновитель, прозревающий его целое и определяющий цель, а значит отсутствует помощь и защита Свыше. В лучшем случае, такой ресурс будет просто сиюминутным и поверхностным бурлением творчества во имя своё, лишённым связи с будущим. Но в том случае, когда такой проект опирается на великие идеи и на великую личность из культурного наследия прошлого, когда в развитии этих идей заинтересованы Силы Света, равно как и демоническая изнанка – в их изолгании, в этом случае «свято место пусто не бывает» – в такое пространство неизбежно вторгается дух-антипод, занимает место незримого режиссёра, а вместо соборной души появляется химера квазиэгрегора.

Если же коллективный проект стремится к росту качества и содержания, если за ним стоит оригинальный Замысел, то паразитарный дух ничего с ним сделать не сможет. Он будет исходить завистью и поливать ложью такой проект, но плевать сможет лишь на стены собственного дома. Или под завесой лести, пользуясь нашими человеческими слабостями, влезет и попытается подмять под себя чужой дом, но неизбежно потерпит фиаско. В пространстве, где есть подлинный Замысел, который мудрее, сильнее и видит неизмеримо дальше и зорче любого редактора и коллектива форума, и знает душу проекта и его цель, дух пошлый неизбежно потерпит поражение, когда прозвенит звонок, говорящий об окончании ещё одного нашего жизненного урока.

Зло и ложь не живут на свету и всегда ходят под чужою личиной: инквизитор – под маской христианства, большевик – под маской социальной справедливости, постмодернист – под маской свободы и демократии, националист – под маской любви к Родине, а дух родонизма – под маской «адрееведенья» (без оригинальных научных работ) или «розамиротворчества» (воинствующего, разумеется, и сеющего только вражду). Достаточно снять маску – и зло теряет всё своё обаяние и предстаёт тем, чем является – бездонной скукой. Форумная писанина имеет смысл только как творческая лаборатория, и форумная ветка  должна приносить плоды, которые спустя время будут кому-то интересны и нужны, иначе форум становится порождением пустого человеческого тщеславия и коллективным убийством времени.

Замысел и соборная душа интерактивного произведения искусства делают духовно богаче и возвышают тех, кто участвует в их мистериальном творчестве. О новом искусстве мы поговорим подробнее в заключительной главе: это то, ради чего вообще стоит идти в Сеть и преодолевать все её опасности, бороться с её энтропией. Мы видим в интернете пока только микромодели, но по ним можно судить о вдохновляющем тот или иной проект Духе и его Замысле.



1 См. «Творчество как диалог», эссе, родившееся на форуме и составленное из форумных постов. На мой взгляд, лучшее, что написано мною в этом жанре, во всяком случае – самое любимое.

2 «Я буду говорить прямо, потому что жизнь коротка». Абрам Терц.

3 По Чехову: русский человек не любит жить, но любит вспоминать. Я не уверен, что это однозначно плохой диагноз.

4 Язык – это информационный носитель соборной души народа, оформляющий национальное лицо.

5 «Работа над словом – это работа над собой». Афоризм Марины Цветаевой. Пожалуй, это самое ёмкое и краткое определение смысла литературного творчества. Не только писательского, но и читательского.

6 «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст.»  (Евангелие от Матфея 15:11) А если исходящее из уст ещё и записано, и ушло в открытое информационное пространство, вошло в его память, в его «архив», то обратное воздействие – написанного на написавшего – увеличивается в разы.

7 Определение И.А. Ильина.

8 См. выдержки из статьи Н.А. Бердяева «Ставрогин» в контексте форума.