Видимый и невидимый мир в киноискусстве. Примечания | Библиотека и фонотека Воздушного Замка – читать или скачать

Роза Мира и новое религиозное сознание

Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Видимый и невидимый мир в киноискусстве. Примечания

 

Фильмография[186]

Абдрашитов Вадим Юсупович

«Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984), «Армавир» (1991)

Абуладзе Тенгиз Евгеньевич

«Покаяние» (1984)

Антониони Микеланджело

«Фотоувеличение» (1966), «Профессия: репортер» (1975)

Аскольдов Александр Яковлевич

«Комиссар» (1967)

Брессон Робер

«Мушетт» (1967)

Бунюэль Луис

«Назарин» (1958), «Виридиана» (1961)

Вайда Анджей

«Бесы» (1988)

Вармердам Алекс

«Северяне» (1992)

Гедрис Марионас

«Американская трагедия» (1981)

Герман Алексей Юрьевич

«Проверка на дорогах» (1971), «Двадцать дней без войны» (1976), «Мой друг Иван Лапшин» (1984), «Хрусталев, машину!» (1998), «Трудно быть богом» (2013)

Дарденн Жан-Пьер, Дарденн Люк

«Розетта» (1999), «Сын» (2002), «Молчание Лорны» (2008), «Мальчик с велосипедом» (2011)

Звягинцев Андрей Петрович

«Елена» (2011)

Кайгэ Чэнь

«Император и убийца» (1998)

Карвай Вонг

«Любовное настроение» (2000)

Каурисмяки Аки

«Девушка со спичечной фабрики» (1990)

Киаростами Аббас

«Вкус вишни» (1997)

Куросава Акира

«Расёмон» (1950), «Семь самураев» (1954)

Литвинова Рената Муратовна

«Богиня: как я полюбила» (2004)

Лозница Сергей Владимирович

«Счастье мое» (2010)

Мидзогути Кендзи

«Жизнь Охару, куртизанки» (1952), «Управляющий Сансё» (1954)

Муратова Кира Георгиевна

«Короткие встречи» (1967)

Мурнау Фридрих Вильгельм

«Восход солнца» (1927)

Пакула Алан

«Выбор Софи» (1982)

Ричардсон Тони

«Гамлет» (1969)

Ромер Эрик

«Зеленый луч» (1986)

Сигарев Василий Владимирович

«Волчок» (2009), «Жить» (2011)

Смирнов Андрей Сергеевич

«Жила-была одна баба» (2011)

Сокуров Александр Николаевич

«Молох» (1999), «Телец» (2000), «Солнце» (2005), «Фауст» (2011)

Стивенс Джордж

«Место под солнцем» (1951)

Тарковский Андрей Арсеньевич

«Андрей Рублев» (1966), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974), «Сталкер» (1979)

Фабри Золтан

«Господин учитель Ганнибал» (1956), «Анна Эдеш» (1958), «Два тайма в аду» (1962), «Мальчишки с улицы Пал» (1968), «Муравейник» (1971), «Пятая печать» (1976)

Фляйшман Петер

«Трудно быть богом» (1989)

Ханеке Михаэль

«Белая лента» (2009)

Хауснер Джессика

«Лурд» (2009)

Хейфиц Иосиф Ефимович

«Дама с собачкой» (1960)

Хлебников Борис Игоревич

«Долгая счастливая жизнь» (2013).

Чжан Имоу

«Жить» (1994), «Герой» (2002)

Шепитько Лариса Ефимовна

«Прощание» (1982)

 

Примечания

1

Рильке Р.М. Записки Мальте Лауридса Бригге. М.: Известия, 1988. С. 165.

2

Там же. С.135.

3

Августин Аврелий. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991. С. 228.

4

См.: Клюева Л.Б. К проблеме трансцендентального кино. Исследование П. Шредера «Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон, Дрейер» // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2012. № 4. С. 80.

5

См.: Schrader Paul. Transcendental Style in Film: Ozu, Bresson, Dreyer. Los Angeles: University of California Press, 1972. P. 82.

6

Указывая на преимущества трансцендентального стиля, Шредер замечает: «Для него вовсе не является необходимым изображение Жанны на костре, Христа – на Голгофе или св. Франциска среди цветов; необязательна демонстрация страданий, молений или святых деяний. Но он необходимо существует как определенный стиль»

7

Шредер П. Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон, Дрейер // Киноведческие записки. 1996/97. № 32. С.183.

8

Вейль С. Тяжесть и благодать. М.: Русский путь, 2008. С. 52.

9

Стихотворение З. Миркиной «А если ты растаешь струйкой дыма?» См.: Перельштейн Р.М. Вестничество Зинаиды Миркиной // Филология: научные исследования. 2013. № 4. С. 321.

10

См.: Клюева Л.Б. Указ. соч. С. 84.

11

Антоний Сурожский, митрополит. Человек перед Богом. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Сурожского», 2010. С. 29.

12

Там же.

13

См.: Евлампиев И.И. Художественная философия Андрея Тарковского. СПб.: Алетейя, 2001. С. 249.

14

Бердяев Н.А. Истина и откровение. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1996.

15

Не стоит только путать поэтический стиль мышления, присущий трансцендентально ориентированному кинематографу, с так называемым «поэтическим кино», которое, в частности, не жаловал А. Тарковский. Он писал: «“Поэтическое кино”, как правило, рождает символы, аллегории и прочие фигуры этого рода, а они-то как раз и не имеют ничего общего с той образностью, которая естественно присуща кинематографу»

16

Тарковский А.А. Запечатленное время // Вопросы киноискусства. 1967. № 10. http://www.tarkovskiy.su/texty/Tarkovskiy/Statia1967.1.html.

17

Вейдле В. Умирание искусства. М.: Республика, 2001. С. 194–195.

18

См.: Круглов А.Н. Трансцендентальное // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Под редакцией В.С. Стёпина. М.: Мысль. 2001. Т. 4.

19

Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. СПб.: Наука, 2007. С. 14.

20

Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991. С. 92.

21

Лосев А.Ф. Философия имени. Самое само // Лосев А.Ф. Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 110.

22

Померанц Г.С. Собирание себя. Курс лекций, прочитанный в Университете истории культур в 1990–1991 г г. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013.

23

Антоний Сурожский, митрополит. Таинство любви // Антоний Сурожский, митрополит. Труды. М.: Практика, 2002. С. 479.

24

Лосев А.Ф. Указ. соч. С.110.

25

Каурисмяки А. Девушка со спичечной фабрики. http://aki-kaurismaki.ru/films/dev.htm

26

Там же.

27

Клюева Л.Б. Указ. соч. С. 80.

28

См.: Брессон Р. Заметки о кинематографе. М.: Музей кино, 1994. С. 8.

29

Муратова К.Г. Мое кино. http://cinemotions.blogspot.ru/2008/10/1967-korot-kie-vstrechi-brief-encounters.html

30

Шилова И.М. Короткие встречи. http://visotski.ucoz.ru/index/smotret_onlajn_quot_korotkie_vstrechi_1967_quot/0-14

31

Флоренский Павел. Иконостас // Флоренский Павел. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. С. 96.

32

«Символ формирует единство означающего и означаемого. При этом устанавливается лишь их связь, но не уничтожается их противоположность» (Махлина С.Т. Символ // Словарь по семиотике культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2009. С. 570).

33

Ханеке Михаэль. Фильм как катарсис. http://chewbakka.com/godistv/michael_haneke

34

Там же.

35

Тарковский А.А. Запечатленное время.

36

См.: Миркина З.А. Из безмолвия. М.: Evidentis, 2005.

37

Бернанос Ж. Новая история Мушетт. http://www.litmir.net/br/?b=53815

38

Брессон Р. Указ. соч. С. 51.

39

Тарковский А.А. Указ соч.

40

Бернанос Ж. Указ. соч.

41

Там же.

42

См.: Клюева Л.Б. Указ. соч. С. 82.

43

Чистяков Г. Свет во тьме светит. М.: Весь мир, 2010. С. 217.

44

Таулер И. Царство Божие внутри нас. Проповеди Иоханна Таулера. СПб.: РХГИ, 2000. С. 255.

45

Там же. С. 211.

46

Флоренский Павел. Иконостас. С. 84.

47

См.: Chatman Seymour, Duncan Paul. Michelangelo Antonioni: The Investigation. Taschen, 2004. P. 15.

48

Померанц Г.С. Указ. соч. С. 23.

49

Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 110.

50

См.: Vighi Fabio. Traumatic Encounters in Italian Film. Intellect Books, 2006. P. 69–70, 134–135.

51

Антониони пришлось возвести здание гостиницы и вести съемку только в определенный час суток. Примерно столько же времени потребовалось Аки Каурисмяки, чтобы снять картину «Девушка со спичечной фабрики». «Ставить “Девушку” было чрезвычайно легко, она была снята за пару недель где-то на заднем дворе в центре Хельсинки, с тремя актерами…», – признался финский режиссер.

52

Scorsese Martin. The Man Who Set Film Free // The New York Times. 12 August 2007.

53

Васюк Н. Новая газета. 22.03.2010. http://novaya.com.ua/?/articles/2010/03/22/131414-12

54

Саенкова Л.П. Традиции европейского изобразительного искусства в фильмах А. Куросавы // Наследие Акиры Куросавы в контексте российской и мировой культуры (к 100-летию со дня рождения) Материалы международной научной конференции (21 июня 2010 г., Москва). М-во культуры РФ, Рос. Ин-т культурологии и др.; отв. ред. К.Э. Разлогов. М., 2010. С. 86.

55

См.: Рейфман Б.В. Между Голгофой и Нараямой (о фильмах А. Куросавы 1950-х гг. на фоне «Легенды о Нараяме» С. Имамуры) // Там же.

56

Пападимитриу Г. Маймонид и Палама о Боге. М.: Путь, 2002. С. 71.

57

Культуролог Б. Рейфман отмечает: «“Личностная” экзистенциальность, противостоящая социально-этническому и эгоистическому вариантам “психологичности”, соединена в фильмах “Расёмон” и “Жить” с христианско-персоналистической идеей предельно индивидуализированной жизни как несения своего “креста”». (Рейфман Б.В. Указ. соч. С. 21.)

58

Куросава. http://creativejournal.ru/akira-kurosawa

59

Делёз Ж. Кино. М.: Издательство Ад Маргинем, 2004. С. 193.

60

Бунюэль Л. Смутный объект желаний. М.: АСТ: Зебра Е, 2009. С. 364.

61

Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 10 т. М.: Худ. лит., 1956. Т. 4. С. 157.

62

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1965. С. 29.

63

См.: Маньковская Н.Б. Эстетика модернизма. СПб.: Алетейя, 2000. С. 11.

64

Кракауэр З. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. С. 84.

65

Делёз Ж. Указ. соч. С. 194.

66

Рейзен О.К. Бродячие сюжеты в кино. М.: Материк, 2005. С. 133.

67

Бунюэль Л. Указ. соч. С. 380.

68

Гроссман В.С. Избранное. В городе Бердичеве. Рассказы. Повести. Свидетельства. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 10.

69

Аскольдов А.Я. И тут я первый раз завязал шнурки // Новый берег. № 4. 2004. http://magazines.russ.ru/bereg/2004/4/aa16.html

70

Флоренский П. Иконостас. С. 84.

71

Евлампиев И.И. Художественная философия Андрея Тарковского. С. 264.

72

Бердяев Н.А. Истина и откровение.

73

Майстер Экхарт. Об отрешенности. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. С. 276.

74

Чистяков Г. Указ. соч. С. 196.

75

Хренов Н.А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 246.

76

Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. С. 90.

77

Андрей Тарковский: “Для меня кино – это способ достичь какой-то истины”». http://tarkovskiy.su/texty/Tarkovskiy/istina.html

78

«“Несходные образы” необходимо строить на принципах, диаметрально противоположных античным идеалам, – пишет В. Бычков. – В них, по мнению Псевдо-Дионисия, должны полностью отсутствовать свойства, воспринимаемые людьми как благородные, красивые, световидные, гармоничные и т. п., чтобы человек, созерцая образ, не представлял себе архетип подобным грубым материальным формам <…> и не останавливал на них свой ум». (Бычков В.В. Указ. соч. С. 90.)

79

См.: Рейзен О.К. Указ. соч. С. 213.

80

Аскольдов А.Я. Указ. соч.

81

Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. С. 372.

82

Там же.

83

Там же. С. 379.

84

Евдокимов П. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин: Христианская жизнь, 2007. С. 196.

85

Михайлова М.В. Апофатика в постмодернизме. http://www.phil63.ru/apofatika-v-postmodernizme

86

См.: Померанц Г.С. Божий след в творчестве Достоевского // Октябрь. 2007. № 9.

87

Бунюэль Луис. Смутный объект желаний. С. 334.

88

Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1974. Т. 10. С. 200–201. – Далее цитаты приводятся по этому изданию.

89

Китидзан Минтё (1352–1431) – японский художник, живописец.

90

Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного. М.: Сов. писатель, 1970. С. 101.

91

Власов В.Г. Искусство России в пространстве Евразии: в 3 т. СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012. Т. 1. С. 21.

92

Померанц Г.С. Собирание себя. С. 66.

93

Чехов А.П. Дама с собачкой // Чехов А.П. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: Наука, 1986. Т. 10. С. 141. – Далее цитаты приводятся по этому изданию.

94

Цветаева М.И. Квиты: вами я объедена… // Цветаева М.И. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1990. С. 653.

95

Митта А.Н. Кино между адом и раем. М.: Подкова, 1999. С. 480.

96

Паскаль Б. Мысли. М.: Эксмо, 2009.

97

Франк С.Л. С нами Бог. М.: Издательство АСТ, 2003. С. 577.

98

Драйзер Т. Американская трагедия. М.: Правда, 1980. Ч. II. С. 88. – Далее цитаты приводятся по этому изданию.

99

Эйзенштейн С. Избр. произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. С. 75.

100

Там же. С. 76.

101

Там же. С. 71.

102

Там же. С. 72.

103

Там же.

104

Там же. С. 70.

105

Жежеленко М., Рогинский Б. Мир Альфреда Хичкока. М.: НЛО. 2006. С. 96.

106

Ямпольский М. О глубине кадра // Ямпольский М. Язык – тело – случай. М.: НЛО, 2004. С. 88.

107

Мунипов А. Мидзогути: отрешенный взгляд // Искусство кино. 2003. № 3. http://kinoart.ru/ru/archive/2003/03/n3-article19

108

Графе Ф. Кэндзи Мидзогути. Картины из страны, где пишут кистью, а не пером. http://fenixclub.com/index.php?showtopic=47115

109

Померанц Г.С. Собирание себя. С. 76.

110

См.: Григорьева Т.П. Путь японской культуры // Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный: в 2 т. М.: Альфа-М., 2005. Т. 1. С. 46.

111

Графе Ф. Указ. соч.

112

Григорьева Т.П. Указ. соч. С. 35.

113

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография» ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. С. 476.

114

Шанта Ф. Пятая печать // Шанта Ф. Избранное. Сборник. М.: Прогресс, 1980. С. 211.

115

Ямпольский М.Б. Дискурс и повествование // Киносценарии. 1989. № 6. С. 175.

116

См.: Василенко Л.И. Введение в философию религии: Курс лекций. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 180.

117

Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. С. 47.

118

Шанта Ф. Указ. соч. С. 212.

119

Там же. С. 172.

120

См.: Григорьева Т.П. Указ. соч. С. 12.

121

См.: Бобринский Борис, протопресвитер. Тайна Пресвятой Троицы. http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/tajna-presvjatoj-troitsy-all.shtml#i308

122

Евдокимов П. Богословие иконы. С. 198.

123

Маньковская Н.Б. Художественно-эстетические константы французского символизма // Маньковская Н.Б. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. М.: ИФ РАН, 2013. Вып. 6. С. 26–27.

124

См.: Мень А. Исагогика. М.: Фонд имени Александра Меня, 2003. С. 132.

125

Померанц Г.С. Собирание себя. С. 89.

126

Достоевский Ф.М. Бесы. С. 201.

127

См.: Бердяев Н.А. Ставрогин // Русская мысль. 1914. Кн. V. С. 80–89.

128

Ходасевич В.Ф. Конец Ренаты // Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник. М.: Сов. писатель, 1991. С. 271.

129

См.: Померанц Г.С. Указ. соч. С. 89.

130

Лежащее в русле эстетики аскетизма жесткое противопоставление «благодатного созерцания» религиозного подвижника «творческому воображению» художника представляется нам в контексте трансцендентального искусства не вполне правомерным. Подвижник-аскет имеет дело с непроявленным во внешнем мире эстетическим объектом, который по сложившейся традиции принято называть видéнием. Невидимый мир в сознании аскета избегает объективированных видимых форм, которые могли бы что-то добавить к переживанию сверхчувственной реальности. Иное дело художник. Ему нужны краски и глина, холст и экран. Иначе он не превратит невидимый мир в мир видимый.

131

Софроний (Сахаров). Старец Силуан. С. 150.

132

См.: Ямпольский М.Б. Язык – тело – случай: Кинематограф и поиски смысла. С. 96.

133

Малявин В.В. Китайская цивилизация. С. 477.

134

Точное название диссертационного исследования Г.С.Померанца «Некоторые течения религиозного нигилизма».

135

Лао-цзы. Дао дэ цзин // Лао-цзы. Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 1. С. 137, 138.

136

Григорий Сковорода. http://www.peoples.ru/science/philosophy/skovoroda/aphorism.html

137

Шредер П. Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон, Дрейер. С. 194.

138

Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 84.

139

Ибн-Араби. «Геммы мудрости» // См.: Степанянц М.Т. Указ. соч. С. 84, 475.

140

Ибн аль-Фарид. Винная касыда (перевод З.Миркиной) // Ибн аль-Фарид. Потеря потери. М.: Evidentis, 2001.С. 303.

141

Рахимова З. Тема любви в суфизме и ее атрибуты в миниатюре Востока. http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/3-09/zukhra_rakhimova.shtml

142

Степанянц М.Т. Указ. соч. С. 85.

143

Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. С. 102.

144

Абдуллаева З. Кровь с молоком. «Волчок», режиссер Василий Сигарев // Искусство кино. 2009. № 8.

145

Померанц Г.С. Собирание себя. С. 89.

146

См.: Шредер П. Указ. соч. С. 189.

147

Таулер И. Царство Божие внутри нас. Проповеди Иоханна Таулера. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. С. 50.

148

Там же. С. 156.

149

Там же. С. 158.

150

Кичин В. Формула любви от Дарденнов // Российская газета. 27 мая 2008 г.: http://www.rg.ru/2008/05/27/dardenn.html

151

Шмеман Александр, протопресвитер. «Я верю». Что это значит? О главном в христианстве. Беседы на радио «Свобода». М.: Эксмо, 2013. С. 371, 374.

152

Булгаков С. Божественное ничто // Булгаков С. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. С. 94.

153

Там же. С. 183.

154

Там же.

155

См.: Миндадзе А. Охота на лис // Миндадзе А. Отрыв. СПб.: Сеанс; Амфора, 2007.

156

Булычов Ю. Православие. М.: Амфора, 2004. С. 271.

157

Там же.

158

Булгаков С. Апокалиптика в Новом Завете // Булгаков С. Апокалиптика и социализм. http://www.odinblago.ru/pravoslavie/bulgakov/5/

159

Артюх А. Император и герой. «Герой», режиссер Джан Имоу // Искусство кино. № 6. 2003.

160

Стругацкие А. и Б. Трудно быть богом // Стругацкие А. и Б. Избранное. М.: Моск. рабочий, 1989. С. 416. – Далее цитаты приводятся по этому изданию.

161

Малявин В.В. Китайская цивилизация. С. 539.

162

См.: Григорьева Т.П. Китай, Россия и Всечеловек. М.: Новый Акрополь, 2011. С. 321.

163

Честертон Г.К. Ортодоксия // Честертон Г.К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991. С. 364.

164

Померанц Г.С. Нравственный облик исторической личности. http://pomer-anz-mirkina.com/?page_id=129; Знание-сила. 1990. № 5. С. 18.

165

Там же.

166

Фролов И. Введение в философию. http://eurasialand.ru/txt/frolov1/menu.htm

167

Нина Зархи – Светлана Кармалита. «Он ушел и никогда не вернулся» // Искусство кино. 2014. № 1. С. 35.

168

Герман А., Кармалита С. Что сказал табачник с Табачной улицы. СПб.: Сеанс; Амфора, 2006. С. 681.

169

Чистяков Г. На путях к Богу живому. http://royallib.ru/book/chistyakov_georgiy/na_putyah_k_bogu_givomu.html

170

См.: Долин А. «Я абсолютно разлюбил кино»: одно из последних интервью Алексея Германа». http://theoryandpractice.ru/posts/8073-german_dolin

171

Там же.

172

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1965. С. 31–32.

173

Там же.

174

Там же.

175

Долин А. Указ. соч.

176

См. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // Аверинцев С.С. М.М. Бахтин как философ. М.: 1992. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Lit-erat/aver/baht_sm.php

177

См.: Вайль П. Алексей Герман: «Трудно быть богом», – сказал табачник с Табачной улицы // Искусство кино. 2000. № 8.

178

Шредер П. Указ. соч. С. 186.

179

См.: Софроний (Сахаров). Старец Силуан. С. 43.

180

Франкл В. Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере. М.: Смысл, 2013. С. 158.

181

Рассел Б. Внесла ли религия вклад в цивилизацию? // Рассел Б. Почему я не христианин? М., 1987. С. 118.

182

Миркина З.А. В объявшей душу тишине… // Миркина З.А. Тайная скрижаль. Книга памяти Григория Померанца. М.: Время, 2014. С. 106.

183

Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. С. 102.

184

Померанц Г.С. Собирание себя. С. 101.

185

См.: Майзель Е. Чжан Имоу. Китайское правописание // Искусство кино. 2002. № 4.

186

В список включены фильмы, рассмотренные и упоминаемые в этой работе.