Обсудить книгу с автором в интерактивной части портала
Вячеслав Моисеев в Сборной Воздушного Замка
Вячеслав Иванович Моисеев
Логика всеединства
Содержание:
Принятые в тексте сокращения при цитировании основных произведений Время жизни основных представителей русской философии всеединства Вводные замечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 1. Мир Соловьева: «Философские начала цельного знания» |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Мир Соловьева: другие работы |
|
(«Россия и вселенская церковь») |
|
|
кн. Е.Н.Трубецкого к философии Соловьева |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 1. «Столп и утверждение» логики всеединства |
|
|
символы трансцендентного |
|
Раздел 2. Павел Флоренский: другие работы |
|
|
Заключение о Флоренском |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1. Ментальная диада Приложение 2. О самобытии и инобытии в философской логике Приложение 3. К формальному представлению закона развития у Соловьева Приложение 4. Идеи ментального многообразия в философии Хайдеггера Приложение 5. Об одном методе введения L-противоречий на формальных Приложение 6. О выражении идеи L-противоречия в теории множеств Приложение 7. О возможности введения L-противоречий в связи с теоремой Геделя Приложение 8. "Этика" Спинозы и субъектные онтологии Приложение 9. Логика абсолютного у Соловьева как система ментальных многообразий Приложение 10. Процесс сопряжения Приложение 11. Краткие замечания о логике всеединства у А.Ф.Лосева Приложение 12. Логика общего и логика целого в философии всеединства Приложение 13. О варианте «логики всеединства», по Ю.И.Левину Приложение 14. О теории познания в философии всеединства Приложение 15. К выражению идеи нумерического тождества Приложение 16. Логика абсолютного как L-противоречивая теория |
Словарь терминов
Дополнительная литература
Замечания по оформлению книги
Исходя из того, что логика всеединства может быть представлена как своего рода логическая теория проекций, мы использовали при оформлении книги примеры разного рода геометрических проекций (карт), пытающихся передать на плоскости поверхность двумерной сферы (геоида). На обложке приведен пример стереографической проекции. В начале глав изображены разного рода карты, изображающие поверхность Земли:
Часть 1
Глава 1 – Поперечная стереографическая проекция
Глава 2 – проекция Бриземейстера
Глава 3 – экстраполяция (нормальной) стереографической проекции
Часть 2
Глава 1 – проекция «Атлантика» Бартоломью
Глава 2 – проекция Райса
Глава 3 – проекция Сасона-Флемстида
Глава 4 – компенсированная проекция Бертена
Глава 5 – надрезанная проекция Каиля
Часть 3
Главы 1,2 – составные звездчатые проекции
Все эти рисунки взяты из книги М.Берже «Геометрия», М., 1984, т.2, С.215-218. Заметим, что нельзя принципиально вложить сферу трехмерного пространства в двумерное пространство без искажений. Каждая проекция-карта имеет свои преимущества и недостатки, что вполне напоминает проективные отношения сущего и бытия в русской философии всеединства.
Принятые в тексте сокращения при цитировании основных произведений
I – Соловьев В.С. Сочинения в 2-х тт.,
2-е изд.- М.: Мысль,1990.
II – Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. С.
Соловьева. В 2-х тт. – М.: Изд-во “Медиум”,
1995.
III – Булгаков С.Н. Свет невечерний. –
М.: Республика, 1994.
IV – Флоренский П.А. Столп и утверждение
истины// Сочинения, т.1.- М.: Изд-во
“Правда”,1990.
V – Флоренский П.А. У водоразделов мысли//
Сочинения, т.2.– М.: Изд-во “Правда”, 1990.
VI – Франк С.Л. Непостижимое// Сочинения.–
М.: Изд-во “Правда”, 1990.- С.181-603.
VII – Карсавин Л.П. Философия истории.–
С.- Пбг.: АО Комплект, 1993.
Время жизни основных представителей русской философии всеединства
Соловьев Владимир Сергеевич: | 1853 – 1900 |
Трубецкой Сергей Николаевич: | 1862 – 1905 |
Трубецкой Евгений Николаевич: | 1863 – 1920 |
Лосский Николай Онуфриевич: | 1870 – 1965 |
Булгаков Сергей Николаевич: | 1871 – 1944 |
Шпет Густав Густавович: | 1879 – 1937 |
Эрн Владимир Францевич: | 1882 – 1917 |
Карсавин Лев Платонович: | 1882 – 1952 |
Флоренский Павел Александрович: | 1882 – 1937 |
Франк Семен Людвигович: | 1887 – 1950 |
Лосев Алексей Федорович: | 1893 – 1988 |
Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена исследованию русской философии всеединства в первую очередь с логико-философской точки зрения. Предполагается, что в текстах философов этого направления присутствует некоторый единый и пока мало замечаемый метод «приведения начал во всеединство», который можно пытаться эксплицировать и даже формализовать математическими средствами. Более того, сквозь множество вариаций и частностей русской философии всеединства угадывается своеобразный тип философского логоса, своего рода «логика всеединства», идеология и технология которой чрезвычайно важны, по мнению автора, во всё более синтетических и интегративных тенденциях современности, но до сих пор не существует её адекватного понятийного и теоретического выражения. Мы ставим своей задачей в данном исследовании введение в современную отечественную философию идеи особого феномена – «логики всеединства» – и, по возможности, её разработку как своеобразной логико-философской методологии. Впрочем, последнее – это скорее замысел для будущих исследований, который лишь подготавливается в настоящей работе. Основная часть этой подготовки состоит в опыте нового прочтения русской философии всеединства, вскрывающего регулярно воспроизводимые философами разного рода частные логико-философские приёмы и техники.
Исторический памятник может исследоваться с разных точек зрения и разными методами. Можно пытаться просто описать его, можно стремиться постичь его смысл и душу, которые всегда лишь символически просвечивают в историческом документе.
Мы пытались придерживаться в настоящем исследовании сочетания обоих подходов, но главную свою цель видели во втором начале исторической реконструкции.
Примеры метода логико-философской реконструкции мы повсеместно находим в работах самих представителей философии всеединства – это и реконструкция хода мировой истории в рамках закона общеисторического развития у Соловьева, и построение структуры общеисторического субъекта у Карсавина, и т.д. В отличие от преимущественно описательного и систематического историко-философского исследования, метод реконструкции характеризуется более активным отношением к исследуемому материалу. В общем случае, реконструкция концептуальных оснований исследуемого материала предполагает восхождение к некоторым смысловым целостностям, которые могли либо недостаточно осознаваться самим автором, либо не выделяться им в форме специальной терминологии. В связи с этим, всякое реконструируемое утверждение должно достаточно хорошо обосновываться как в рамках тщательного отслеживания оригинального текста, так и в форме сравнительного анализа различных текстов. С этим же связана и достаточно регулярная необходимость введения новых терминов, фиксирующих реконструируемые смысловые целостности. Отсутствие такого рода специальной терминологии в самих оригинальных текстах еще не является аргументом, как мы полагаем, к отсутствию устойчивой системы смыслов, используемой философом без специальной терминологии и терминологически фиксируемой при реконструкции. Коль скоро такая устойчивость может быть продемонстрирована, новый термин, по нашему мнению, имеет достаточно прав на свое существование.
Поставив своей задачей целостное оформление основных идей логики всеединства, ее убедительную разработку, мы активно привлекаем оригинальный текстовый материал русской философии всеединства, в первую очередь работы В.С.Соловьева. В первой части книги обсуждаются общие вопросы философского логоса и феномен логики всеединства в русской философии всеединства. Вторая часть посвящена реконструкции философского логоса в русской философии всеединства, мы достаточно подробно обсуждаем в общей сложности более десятка крупных произведений пяти философов. В третьей части идеи логики всеединства получают свое более строгое выражение с элементами формализации. Наконец, в приложениях даны примеры разъяснений и формальных решений отдельных частных проблем логики всеединства, в словаре терминов приводятся краткие определения используемых новых понятий.
В заключение, автор хотел бы выразить глубокую признательность и благодарность своим родителям, без самоотверженной помощи которых книга не смогла бы состояться, доктору философских наук, профессору А.И.Алёшину, - за постоянную поддержку и участие; академику РАН Ю.С.Степанову, заведующему сектором проблем междисциплинарных исследований Института философии РАН В.И.Аршинову, кандидату философских наук В.Г.Буданову, заведующему кафедрой истории отечественной философии РГГУ В.В.Сербиненко, сотрудникам этой кафедры – А.И.Абрамову, С.М.Половинкину и А.Г.Ризниченко за поддержку заявленной автором темы «логики всеединства». Хотелось бы искренне поблагодарить за высокую оценку моей работы доктора философии из г. Бордо (Франция) Maryse Dennes, а также выразить свою благодарность моим воронежским коллегам, с которыми многие вопросы этой книги не раз обсуждались и которые не раз поддерживали меня в трудные минуты, - О.В.Кунаковской, Л.А.Битюцкой, Л.В.Азарову и всем участникам семинара 1996-2001 г. по философской логике в г.Воронеже.