Рейтинг@Mail.ru

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск



Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Навигация по подшивке

Категории

Поиск в Замке

Русская философия всеединства: реконструкция логоса. Часть 2.

Автор: Категория: Философия Российская метакультура

 

 

Вторая часть посвящена реконструкции философского логоса в русской философии всеединства, она составляет смысловой центр всего произведения. Перед нами стоит задача переосмысления философии всеединства в плане именно логико-философском. Это необходимо убедительно показать, и в случае русской философии всеединства вернуться к самим оригинальным текстам, вчитаться в них и всмотреться. Только при кропотливой работе с каждым фрагментом и складывании их всех в единое целое можно позволить себе принятие сделанных заявлений. Это и определило выбранный во второй части метод исследования. Мы рассматриваем ниже в пяти главах наиболее крупные и показательные с точки зрения поставленных задач произведения пяти русских философов: В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и Л.П.Карсавина. Почему именно такой выбор? Вне нашего поля зрения остались работы братьев Трубецких, Г.Г.Шпета, В.Ф.Эрна, Н.О.Лосского, А.Ф.Лосева и др. Во-первых, наша “выборка” достаточно репрезентативна, а всех и во всем в любом случае рассмотреть бы не удалось и пришлось бы все-равно вносить какие-то ограничения. Во-вторых, центр тяжести в нашем исследовании всегда должен быть связан, по-видимому, с философией Соловьева, приводя к некоторой “фоновости” всех остальных его последователей. В-третьих, уже представленный материал, как нам представляется, не прост для восприятия, в то время как увеличение числа анализируемых материалов, начиная с некоторого момента, приводит к определенной смысловой насыщенности обсуждаемой проблематики. Вообще, стоит отметить, что наша работа не носит кумулятивного характера. Скорее, основные идеи и концепты воспроизводятся уже в части, посвященной анализу работ Соловьева, и далее эти идеи лишь вновь и вновь находят свое подкрепление и новые оттенки интерпретации. По поводу философии Г.Г.Шпета автор мог бы в какой-то мере отослать читателя к своей статье (19), переживание ментальной оппозиции Логоса и Ratio в философии Эрна отчасти выражено нами в первой части этой книги, по поводу некоторых аспектов философской логики А.Ф.Лосева можно посмотреть Приложение 11. В целом, мы считаем, что нам в определенной мере удалось приблизиться к выделению ядра логоса всеединства и его основных конструкций, которые лишь по-разному интерпретировались и оттенялись отдельными представителями школы, хотя окончательное решение здесь конечно же за читателем – ему судить, в какой мере автор справился с заявленной программой.

Более конкретно, в книге принята следующая методика исследования. Обычно у каждого философа анализируется какое-то достаточно крупное в логико-философском плане произведение. Если привлекаются другие работы, то только как дополнение к основному анализу. Среди всех философов в свою очередь акцент сделан на логико-философских аспектах творчества Вл.Соловьева. Форма анализа носит более или менее выраженный комментаторский характер. Мы кратко излагаем ряд идей анализируемого произведения, затем их комментируем. Т.о. структура нашего текста периодична, для удобства читателя мы попытались разграничить фрагменты изложения и комментирования разной формой шрифта: изложение (в том числе цитаты) дается курсивом. Следует, однако, заметить, что такое разграничение текста носит несколько условный характер: даже фрагменты изложения даются нами чаще всего не как простое повторение мыслей исследуемых философов, но как уже концентрированная логико-философская структура и концептуализация излагаемого материала.

Вторая часть состоит из пяти глав, главы – из параграфов. Перед каждым параграфом более мелким шрифтом дается сжатая сводка его содержания.

 

 

Подпишитесь

на рассылку «Перекличка вестников» и Новости портала Перекличка вестников
(в каталоге subscribe.ru)




Подписаться письмом