Рейтинг@Mail.ru

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск




Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Навигация по подшивке

Категории

Последние поступления

Лариса Патракова. Стихи в исполнении автора (записи 2024-2025 г.) Петроглифы-невидимки острова Шойрукшин Героический дух реализма: приглашение к раздумьям о будущем нашей культуры Поволжская Русь IV-VII веков Критерии оценки литературно-художественного текста Феномен книги в переходную эпоху Эйдосферы Сергея Потапова Смыслы и ценности эпохи Водолея Творчество Сергея Потапова. Круглый стол 7 августа 2024 г. К вопросу об истории нацификации Европы Типология преподавательских задач с точки зрения структуры внутреннего мира человека Вечер памяти Георгия Гачева 14 мая 2024 г. Какой же он – В.И. Ленин? В.И. Ленин: дать миру шанс на справедливость Человеческие отношения в нечеловеческих условиях Три поколения о В.И. Ленине Метель Духовные песнопения Армении и органная классика Марина Успенская. О петроглифах Карелии Глава 20. Зацветут ещё сады, зацветут!

Поиск в Замке

§ 5. «Данная неданность»: заключение о логике всеединства, по Франку


Метод положительной абсолютизации применяется Франком ко всякой реальности, возвышает ее до “данной неданности”. Аналогия с методом предельного пополнения пространств в математике.

 

Логика всеединства в представлении Франка дана как трансцендентальная логика и логика непостижимого. Основной ее метод – применение идей “потенцированного отрицания” ко всякой данности. Структура данности диадна, дана в отнесении к иному – как некоторое ментальное сечение. Простая диадность рациональной определенности может быть преображена раскрытием в ней бесконечной глубины трансценденций и взятием возникшей бесконечности в ее актуальной завершенности. Подобная процедура выражается в абсолютизации и субъективации данности, трактовке ее как абсолютной ментальной диады “постижимое-непостижимое”, т.е. как предикации сущего всеединого. Данность перестает быть только локальной определенностью, в ней начинает “просвечивать” абсолютное, она берется как предел антиномического синтеза, “непостижимое по существу”, “данная неданность”. Она должна содержать в себе начало, образующееся только за гранью всякой определенности и требующее выхода за пределы ментальной тотальности (“неданное”), но это же самое начало должно быть дано, выражено в стихии самой “данности”. Ментальная техника построения подобного рода предельных структур есть метод docta ignorantia, “умудренное неведение” Николая Кузанского. Эта техника может быть применена ко всякой данности, в любом “отрезке реальности” может быть обнаружена антиномическая природа ментальной предельности. Ментальное пространство в каждом своем топосе обнаружит цепь бесконечных трансценденций и включит в себя ее предел – как “данную неданность”. Произойдет пополнение совокупного ментального пространства его пределами, и только эта система ментального обеспечения позволит наконец заложить основы теоретической метафизики как строгой науки и решить в ее рамках все основные философские проблемы, обнаруживающие свой “вечный” характер проблемности в рамках рациональных представлений.

Подобного рода методология вполне аналогична осуществленным в свое время в математике пополнениям разного рода пространств, позволившим распространить идеи пределов на основные математические структуры. Эта революция в математике впервые ярко оформила себя в работах по интегральному и дифференциальному исчислению Ньютона и Лейбница. Но лишь в 19-м веке была завершена программа обоснования анализа созданием множества действительных чисел и отождествлений понятий числа и предела. Нечто подобное делает Франк: он отождествляет всякую данность с ментальной предельностью, возникает полное ментальное пространство, в рамках которого можно решать ранее неразрешимые проблемы. Причем, оказывается, что все эти проблемы решаются единым методом, требуют одной и той же ментальной техники трансцендентального синтеза (“антиномистического монодуализма”).

Конечно, все представители всеединства используют технику ментального пополнения, но Франк осуществляет ее особенно последовательно и академично. В его исследованиях философия всеединства предстает как вполне законченная и обоснованная система, выработавшая унифицированные процедуры решения базовых логико-философских проблем и последовательно их применяющая.