Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск



Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Навигация по подшивке

Категории

Последние поступления

Русская культура после постмодернизма Родоведение и самопознание. Презентация книги Валерия Байдина «Родная быль» Роженица (сборник стихов 2017-2023) Зацветут ещё сады, зацветут! К вопросу: кто за мир? Сергей Юткевич и его ученики Сокровенные страницы Достоевского: черновики к роману «Бесы» Григорий Козинцев и его ученики Валерий Байдин. «Толкования на русские народные сказки» Юрий Норштейн: Страх, сострадание, поддержка, катарсис. Как анимация говорит о важном. Братья. Семейная хроника. ХХ век. «Это мы, Господи!» Картина Бориса Неменского «Личная поэтика» Бориса Неменского Две статьи о творчестве Бориса Неменского к столетию художника Безмолвная музыка Рижской Оперы Сборник 2020 г. Актуальные проблемы искусства и науки Кризис «концептуального человека» Новые старые вызовы российской цивилизации «Архетипы и символы русской культуры»: презентации книги В.Байдина Сокровенные страницы Достоевского: записи 1864 года

Поиск в Замке

§ 5. «Данная неданность»: заключение о логике всеединства, по Франку


Метод положительной абсолютизации применяется Франком ко всякой реальности, возвышает ее до “данной неданности”. Аналогия с методом предельного пополнения пространств в математике.

 

Логика всеединства в представлении Франка дана как трансцендентальная логика и логика непостижимого. Основной ее метод – применение идей “потенцированного отрицания” ко всякой данности. Структура данности диадна, дана в отнесении к иному – как некоторое ментальное сечение. Простая диадность рациональной определенности может быть преображена раскрытием в ней бесконечной глубины трансценденций и взятием возникшей бесконечности в ее актуальной завершенности. Подобная процедура выражается в абсолютизации и субъективации данности, трактовке ее как абсолютной ментальной диады “постижимое-непостижимое”, т.е. как предикации сущего всеединого. Данность перестает быть только локальной определенностью, в ней начинает “просвечивать” абсолютное, она берется как предел антиномического синтеза, “непостижимое по существу”, “данная неданность”. Она должна содержать в себе начало, образующееся только за гранью всякой определенности и требующее выхода за пределы ментальной тотальности (“неданное”), но это же самое начало должно быть дано, выражено в стихии самой “данности”. Ментальная техника построения подобного рода предельных структур есть метод docta ignorantia, “умудренное неведение” Николая Кузанского. Эта техника может быть применена ко всякой данности, в любом “отрезке реальности” может быть обнаружена антиномическая природа ментальной предельности. Ментальное пространство в каждом своем топосе обнаружит цепь бесконечных трансценденций и включит в себя ее предел – как “данную неданность”. Произойдет пополнение совокупного ментального пространства его пределами, и только эта система ментального обеспечения позволит наконец заложить основы теоретической метафизики как строгой науки и решить в ее рамках все основные философские проблемы, обнаруживающие свой “вечный” характер проблемности в рамках рациональных представлений.

Подобного рода методология вполне аналогична осуществленным в свое время в математике пополнениям разного рода пространств, позволившим распространить идеи пределов на основные математические структуры. Эта революция в математике впервые ярко оформила себя в работах по интегральному и дифференциальному исчислению Ньютона и Лейбница. Но лишь в 19-м веке была завершена программа обоснования анализа созданием множества действительных чисел и отождествлений понятий числа и предела. Нечто подобное делает Франк: он отождествляет всякую данность с ментальной предельностью, возникает полное ментальное пространство, в рамках которого можно решать ранее неразрешимые проблемы. Причем, оказывается, что все эти проблемы решаются единым методом, требуют одной и той же ментальной техники трансцендентального синтеза (“антиномистического монодуализма”).

Конечно, все представители всеединства используют технику ментального пополнения, но Франк осуществляет ее особенно последовательно и академично. В его исследованиях философия всеединства предстает как вполне законченная и обоснованная система, выработавшая унифицированные процедуры решения базовых логико-философских проблем и последовательно их применяющая.

 

 

Подпишитесь

на рассылку «Перекличка вестников» и Новости портала Перекличка вестников
(в каталоге subscribe.ru)




Подписаться письмом