Рейтинг@Mail.ru

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск




Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Навигация по подшивке

Категории

Последние поступления

Поиск в Замке

Логика всеединства. Словарь терминов. Дополнительная литература

Словарь терминов

 

Логика всеединства – система близких логико-философских идей в русской философии всеединства, образующая единую логико-методологическую конструкцию, регулярно и достаточно унифицированно применяющуюся представителями русской философии всеединства для разрешения основных проблем этой философии.

 

Ментальная диада – понятийная пара «сущее – бытие», используемая Вл.Соловьевым для обозначения идей источника предицирования («сущее») и самих предикаций («бытие»).

 

Ментальное многообразие – такое преобразованное многообразие любых начал, при котором множество этих начал представляется как множество предикатов одного или нескольких источников предицирования. Понятие «ментальное многообразие» выступает как логическая реконструкция понятия «всеединство» в русской философии всеединства.

 

Голоморфность – свойство элемента (части) целого, выражающееся в потенцированном, свёрнутом, присутствии других элементов (частей) в данном элементе (части).

 

Самоподобие – свойство целого, выражающееся в той или иной форме актуального (не потенцированного) воспроизведения структуры целого в структуре частей (элементов).

 

Самореферентность – отнесенность к себе. В более узком смысле под самореференотностью можно понимать способность начала обращаться на себя, порождая себя на более высоком уровне и образуя в итоге бесконечную последовательность выхождений из себя и одновременно порождений себя на все более высоких уровнях. Пример: самореферентность сознания. Сознание может обратиться на себя (отрефлектировать себя), т.е. увидеть себя как объект. Но тем самым сознание порождает себя на более высоком уровне – как то сознание-субъект, которое смотрит на сознание-объект. Далее сознание вновь может обратиться и на сознание-субъект, делая его (сознанием-субъектом)-объектом, но опять-таки за счет порождения себя на новом уровне как (сознания-субъекта)-субъекта – такого сознания, которое смотрит на (сознание-субъект)-объект. Такого рода самообращения могут воспроизводиться сознанием неограниченно.

 

Антиномия – необходимое противоречие, противоречие, не являющееся ошибкой, но выражающее в разуме нечто сверхразумное.

 

Витология – универсальное учение о живом, рассматривающее в качестве живых существ не только (земных) животных и растений, но и, например, социальные и исторические общности людей – нации, народы, государства. Философия витологии – витализм, т.е. учение о всеобщей одушевленности всякого бытия.

 

Онтология – возможный мир, та или иная реальность, обладающая своим пространством-временем, своей материальностью, системой сущностей и законов, смыслов и целей.

 

Объектная онтология – онтология, предполагающая данность своего бытия независимо от всякого наблюдателя, как бы при условии элиминации всех возможных наблюдателей, в предположении того, «каким будет бытие, когда на него никто не смотрит».

 

Субъектная онтология – онтология, предполагающая существенную связь своего бытия с восприятием и жизнедеятельностью одного или нескольких существ, предполагающая позицию синтеза по отношению к категориям «бытия», «восприятия», «переживания» и «действия» (бытие как «бытие-вúдение», «житие»).

 

Субъект – синоним «субъектной онтологии».

 

Функционирование – обратимая жизнедеятельность субъекта, например, восстановление нормальных параметров гомеостаза.

 

Эволюция – необратимая жизнедеятельность субъекта, например, история жизни такого субъекта, как общество.

 

Развитие – вид эволюции, при котором происходит возрастание «степеней совершенства» (последние могут трактоваться по-разному, приводя к различным теориям развития).

 

Ктойность – бытие как «кто», а не «что».

 

Отрицательное начало – любое относительное начало, утверждаемое как абсолютное вне всяких условий.

 

Положительное начало – любое относительное начало, утверждаемое как абсолютное только в рамках соответствующих условий.

 

Гипостазирование предиката – термин В.С.Соловьева, обозначающий утверждение в качестве сущего предиката сущего.

 

Модус – субъект в логическом смысле, как источник и носитель предикаций. Понятие «модуса» является логической экспликацией понятия «сущего» в философии Вл.Соловьева.

 

Мода – предикация. Понятие «моды» является логической экспликацией понятия «бытия» в философии Вл.Соловьева.

 

Модель – условия предицирования, в рамках которых источники предицирования выражают себя теми или иными предикациями.

 

Анализ противоречия – метод разложения противоречивой ментальной конструкции на непротиворечивые составляющие и определения их в качестве разных модальных представлений (мод) одной системы модусов.

 

Модальная множественность – (синоним: «множественность мод») представление множества элементов (частей) как множества мод одного модуса. Т.о. модальная множественность – «слабая» множественность, существующая только на уровне мод-предикаций, и отсутствующая на уровне модусов-источников-предикаций.

 

Модусная множественность – (синоним: «множественность модусов») представление множества элементов (частей) как множества модусов. Т.о. модусная множественность – «сильная» множественность, существующая как на уровне мод-предикаций, так и на уровне модусов-источников-предикаций.

 

Рефлексивная мода – мода-предикация, образующаяся отношением начала-модуса к самому себе, т.е. в рамках такой системы условий (модели), которая рассматривается как наиболее адекватная для выражения природы модуса. В философской логике рефлексивная мода издавна называлась «самобытием» начала.

 

Трансфлексивная мода – мода-предикация, образующаяся отношением начала-модуса к иному, т.е. в рамках такой системы условий (модели), которая рассматривается как наиболее адекватная для выражения природы иного для данного модуса. В философской логике трансфлексивная мода издавна называлась «инобытием» начала.

 

Подсубъект – субъект-часть (элемент) по отношению к субъекту-целому.

 

Интенсиональный подсубъект – подсубъект, выражающий качественное, не способное к независимому бытию в данной онтологии, членение субъекта-целого. Пример: экономика в рамках совокупной жизни общества как субъекта.

 

Экстенсиональный подсубъект – подсубъект, выражающий более количественное, способное к относительно независимому бытию в данной онтологии, членение субъекта-целого. Пример: отдельные государства в рамках совокупной жизни общества как субъекта.

 

Релятивизация логики – предложенная В.С.Соловьевым трактовка всякой условной определенности, при которой она рассматривается как предикат сущего-всеединого, выявляемый в некотором отношении сущего к той или иной системе условий. В этом случае всякий предикат сущего оказывается отношением сущего и условий предицирования.

 

Логика абсолютного – уровень философской логики, связанный с выражением природы «абсолютного» как высшего источника предикации.

 

Логика категорий – уровень философской логики, связанный с выражением структуры категорий как первых условных определений «абсолютного».

 

Плерон – область бытия, обладающая по крайней мере относительной полнотой и законченностью. Примеры плеронов: музыкальная и цветовая гаммы, вообще циклические структуры и процессы, Вселенная.

 

Логическая позиция Л 1 – такая установка рассмотрения логических конструкций, при которой они определяются внелогическими факторами (интуицией, семантикой, смыслом, и т.д.). Это может быть подчеркивание зависимости логической способности от тех или иных свойств бытия, например, от бытия Бога, и т.д.

 

Логическая позиция Л 2 – такая установка расссмотрения логических конструкций, при которой они определяют внелогические факторы. Это может быть доказательство тех или иных предикатов этих факторов, например, доказательство бытия Бога, и т.д.

 

Позиция П 1 – позиция монизма, т.е. рассмотрения всякого начала как того или иного аспекта Высшего Начала, уже потенциально содержащегося в этом Высшем Начале.

 

Позиция П 2 – позиция дуализма, т.е. рассмотрения относительных начал как несводимых полностью к Высшему Началу, и обладающих собственным моментом абсолютности, не выводимом из бытия Высшего Начала.

 

Позиция П 3 – позиция монодуализма, антиномично соединяющая в себе позиции П1 и П2.

 

Положительное гипостазирование предиката – такое гипостазирование предиката (начала), при котором это начало: 1)не теряет связи с сущим, стяженно содержит его в себе, 2)данное гипостазирование выражает ритм проявления сущего, осуществляя через себя развитие сущего.

 

Отрицательное гипостазирование предиката – такое гипостазирование предиката (начала), при котором это начало: 1)теряет связь с сущим, изолируется в себе, 2)данное гипостазирование нарушает ритм проявления сущего, препятствуя развитию сущего.

 

Степень себя – важнейшая составляющая всякой субъектной онтологии, выражающая интегральную меру благополучия субъекта в том или ином положении дел в субъектной онтологии.

 

Закон Субъектности – утверждение о том, что всякая жизнедеятельность субъекта может быть представлена как такое изменение положений дел деятельностью своего тела в субъектной онтологии, при котором либо степени себя растут, либо предотвращается их падение.

 

Экран сознания – 1)образование сознания, способное становиться ментальной тотальностью, т.е. занимать собою всю область внимания. 2)та ментальная тотальность, которая определена в нашем сознании в каждый момент времени как область максимальной определенности, на которую может распространяться внимание.

 

Феномен экранизации – способность включаемого начала замещать собою другое, включающее, начало при тотализации в рамках экрана сознания первого начала (большее перестает отличаться от меньшего при «растягивании» на весь экран меньшего).

 

Ноуменальные субъектные онтологии – субъектные онтологии, принадлежащие высшему (ноуменальному) бытию. Таковы, например, онтологии мира идей Платона.

 

Эмпирические субъектные онтологии – субъектные онтологии, принадлежащие низшему (эмпирическому) бытию. Таковы, например, субъектные онтологии нашего материального мира.

 

Умаляющие субъектные онтологии – такие эмпирические субъектные онтологии, в которых происходит лишь ослабление по степеням, но не инверсия, ноуменальных субъектных онтологий.

 

Искажающие субъектные онтологии – такие эмпирические субъектные онтологии, в которых происходит не только ослабление по степеням, но и инверсия, ноуменальных субъектных онтологий. Заметим, что понятие «инверсии» («искажения») предполагает наличие направленных (векторных) состояний в субъектных онтологиях, в качестве которых в первую очередь выступают структуры, связанные с изменением степеней себя.

 

Теофания (греч.: богоявление) – процесс воплощения ноуменальных субъектных онтологий в эмпирических.

 

«Черное» всеединство – всеединство начал, каждое из которых может быть представлено как искажение (инверсия) соответствующего начала из ноуменальной онтологии. Само всеединство в этом случае приводит к концентрации факторов искажения.

 

«Белое» всеединство – всеединство начал, каждое из которых может быть представлено не более, чем умаление, соответствующего начала из ноуменальной онтологии. Само всеединство в этом случае либо не приводит к существенной концентрации факторов умаления, либо ослабляет их.

 

«Серое» всеединство – всеединство как не более чем умаляющих, так и искажающих начал.

 

Антиномия теодицеи – антиномия, выражающая необходимость совмещения формально несовместимых утверждений об одновременной реальности Всемогущего и Всеблагого Бога и реальности зла.

 

Путь чистоты – такое бытие субъекта, при котором повышение его степеней себя прямо коррелирует с повышением степеней самобытия Абсолютного. Можно сказать и так, что в этом случае субъект движется к Богу прямо, избегая или преодолевая разного рода искушения. Примером такой Личности может служить Христос.

 

Путь полноты – такое бытие субъекта, при котором повышение его степеней себя во многом коррелирует со снижением степеней самобытия Абсолютного. Можно сказать и так, что в этом случае субъект движется к Богу окольными путями, во многом преодолевая искушения первоначальным подпаданием им и последующим их исполнением. Примерами таких субъектов могут служить разного рода «демонические» личности – начиная с Раскольникова и заканчивая Сатаной.

 

Принцип Люцифера – утверждение о существованиии своего рода экстремального места (топоса) в мировой иерархии существ, характеризуемого наибольшей вероятностью к наибольшему бытию в форме пути полноты. В этом топосе субъект обладает еще достаточной волей как силой, но уже ослабленной причастностью к самобытию Абсолютного.

 

Начало творения – тот минимум бытия, при котором Мир был сотворен Богом.

 

Начало грехопадения – тот минимум бытия, до которого Мир опускается за счет своего грехопадения. Тем самым предполагается, что начало грехопадения не больше начала творения.

 

Трансцендирование – выхождение вовне, за некоторую границу или предел.

 

Слабое трансцендирование – выхождение за границу, которая в то же время рассматривается как внутренняя область для некоторой более мощной различающей способности. Пример: выход за одни границы мышления внутри других, более обширных, границ мышления, например, переход от частных фактов к общей идее в индуктивном обобщении.

 

Сильное трансцендирование – выхождение за границу, которая в то же время рассматривалась как граница и для некоторой более мощной различающей способности. Пример: выход за границы мышления вообще с точки зрения самого мышления оказывается сильным трансцендированием. Сильное трансцендирование, выводящее за рамки мышления, всегда можно сымитировать в слабом трансцендировании внутри мышления. То, что обще для них, есть форма, то, что их различает, представляет из себя содержание.

 

Форма – инварианта трансцендирования, т.е. то неизменное, что воспроизводит себя в любой трансенденции.

 

Содержание – варианта трансцендирования, т.е. то изменчивое, что меняется от одной трансценденции к другой.

 

Символы трансцендентного – определенность, отсылающая к чему-то большему, чем она сама, в структурах трансцендирования. Можно выделять, по крайней мере, 1)формальные символы трансцендентного, т.е. форму трансцендирования (пример: отношение включения предшествующей трансценденции в последующую), 2)содержательные символы трансцендентного, т.е. одно содержание трансцендирования, рассматриваемое как заместитель иного содержания (пример: приближение предела допредельным значением).

 

Критерий логической демаркации – необходимый и достаточный признак антиномий как необходимых противоречий, позволяющий отличить их от противоречий-ошибок.

 

L-противоречие – антиномия как логический предел (Limit) формально-логической способности разума.

 

Трансрациональный синтез – L-противоречие, предполагающее абсолютизацию в пределе каждой из своих дополнительных предикаций.

 

М-статус (от: mediana) – состояние того или иного начала как ограниченной определенности в рамках более обширной тотальности. Пример: рефлексия над некоторым состоянием сознания приводит к ограничению этого состояния как некоторой локальности в рамках экрана сознания = к переводу состояния сознания в М-статус.

 

L-статус (от: limit) – состояние того или иного начала как неограниченной определенности = тотальности. Пример: эмпатия в некоторое состояние сознания приводит к тотализации этого состояния в рамках экрана сознания = к переводу состояния сознания в L-статус.

 

R-статус (от: relativistic) – либо М-статус, либо L-статус.

 

Метод ментального пополнения – метод пополнения формально-логических структур рассудка их ментальными пределами, L-противоречиями. Такого рода техника вполне напоминает пополнение рациональных чисел иррациональными в математической теории континуума.

 

Бесконечноподобие – интегральная характеристика всякой определенности, соединяющая в себе множество отдельных факторов “усовершения” этой определенности, например, голоморфность, представление как модуса абсолютного ментального многообразия, представление в качестве субъектной онтологии, и т.д.

 

 

 

Дополнительная литература

 

  1. Акулинин В.Н. Философия всеединства.– Новосибирск., 1990.
  2. Бердяев Н.А. Владимир Соловьев и мы// Современные записки. 1937. Кн.63.
  3. Васильев Н.А. Воображаемая логика. М.,1989.
  4. Вригт Г.Х. Логико-философские исследования. М.,1986.
  5. Вопенка П. Альтернативная теория множеств. М.,1983.
  6. Дионисий Ареопагит. Спб. 1995.
  7. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Ленинград, 1991.
  8. Ильин В.Н. Николай Кузанский и С.Л. Франк// Сб. Памяти Франка. Мюнхен, 1954.
  9. Интервью с М. Хагемайстером// Вопросы философии, №11, 1995. – С. 58-66.
  10. Ичас М. О природе живого: механизмы и смысл. М., 1994.
  11. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике. Пер Вл. Соловьева. М., 1993.
  12. Колмогоров А.Н., Драгалин А.Г. Математическая логика. Доп. Главы. М., 1984.
  13. Кохановский В.П. Диалектика Владимира Соловьева. Ростов н/Д., 1995.
  14. Левин Ю.И. Структурный инвариант философии Вл. Соловьева// Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. – С. 102-109. См. также: Левин Ю.И. Избр. труды. Поэтика. Семиотика. – М.,1998. – С.676-742.
  15. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.,1994.
  16. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.,1990.
  17. Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.
  18. Манин Ю.И. Доказуемое и недоказуемое. М., 1979.
  19. Моисеев В.И. Шпет Густав Густавович// Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. – С.603-608.
  20. Моисеев В.И., Чусов А.В. О разнообразии статусов существования и модальности предельных понятий // Вестник МГУ. Серия 7, Философия. 1997. № 4. – С.82-104.
  21. Моисеев В.И. Идея ментальной полноты в философии всеединства// Историко-философские исследования: методологические аспекты. Мат. конф. молод. ученых. М.: Изд-во РГГУ, 1997.– С.20-25.
  22. Переписка В.Дильтея с Э.Гуссерлем// Вопросы философии, № 10, 1995. – С. 144 – 150.
  23. Подниекс К.М. Вокруг теоремы Гёделя. Рига, 1981.
  24. Сидоренко Е.А. Логистика и теодицея// Вопросы философии, №5, 1997. – С. 157-166.
  25. Смальян Р. Теория формальных систем. М., 1981.
  26. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. М.:”Лазурь”, 1991.
  27. Френкель А., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. М., 1966.
  28. Хоружий С.С. Всеединства философия // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. – С. 102-110.
  29. Smullyan R.M. Languages in which selfreference is possible. – J. Symbolic Logic. V. 22, № 1.
  30. Шенфилд Дж. Математическая логика. М., 1975.
  31. Хайдеггер М. Время и бытие (Пер. с нем. А.С.Солодовникова)//Разговор на проселочной дороге. Избр. статьи позднего периода творчества: Сборник/ Под ред. А.Л.Доброхотова.– М.: Высш. шк., 1991. – С. 80 – 101.
  32. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: «Сенсор», 2000.
  33. Гурвич А.Г. принципы аналитической биологии и теории клеточных полей. М.: Наука, 1991.
  34. Lefebvre, V.(1990). The fundamental Structures of Human Reflexion. N.-Y.: Peter Lang Publ.
  35. Спиноза Бенедикт. «Этика». СПб.: Аста-пресс LTD, 1993.
  36. Моисеев В.И. Математическая логика. Учебные материалы для студентов 4 курса математического факультета. № 357. Воронеж: Лаборатория оперативной полиграфии ВГУ, 1999.
  37. Моисеев В.И. Тайна Вильгельма Дильтея // Вопросы методологии, №1-2, М., 1999. – с.131-141.
  38. Моисеев В.И. Шаги истории // Историко-философская проблема: существо и типологическое многообразие. Мат. Конф. Молодых ученых, Москва, 1-2 декабря 1998 г. РГГУ, философский факультет. М., 1998. – С.26-31.
  39. Введенский А.И. Логика как чать теории познания. Пг.,1917.
  40. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1 / Составл., вступ.статья, примеч. М.С.Козловой. М.: Гнозис,1994.
  41. Карнап Р. Философские основания физики. М.,1971.
  42. Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. -М.: Наука, 1967. – 152 с.
  43. Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки. М.:Логос,1996. – с.295-342.
  44. Моисеев В.И. Неклассический тип рациональности в биологическом знании // Автореф. канд. дисс. – М. ИФАН, 1992.
  45. Моисеев В.И. Рациональность как бытие субъективности // Эпистемология и неклассическая наука. – М. ИФАН, 1992. -С. 68-83.
  46. Моисеев В.И. Об одном классе циклических процессов// Мат 1-й межд. конференции «Циклические процессы в природе и обществе», 18-21 октября, г.Ставрополь. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1993. – С.65-67.
  47. Моисеев В.И. О некоторых принципах биологического многообразия // Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. – М. ИФРАН, 1996. – С. 135 – 147.
  48. Никитин Е.П. Открытие и обоснование. М.:Мысль,1988.
  49. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.:Наука,1974.
  50. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. – М.:Политиздат,1991.
  51. Сокулер З.А. Проблема обоснования знания. М.:Наука,1988.
  52. Флейвелл Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М.,1967.
  53. Люстерник Л.А., Соболев В.И. Краткий курс функционального анализа. М.,1982.
  54. Лосев А.Ф. Бытие – имя – космос. М.: Мысль, 1993.
  55. Шпет Г.Г. Философские этюды. М.: Изд.группа «Прогресс», 1994.
  56. Шпет Г.Г. Первый опыт логики исторических наук // Вопросы философии и психологии. Кн.128, 1915.
  57. Кураев В.И., Лазарев Ф.В. Точность, истина и рост знания. М.: Наука, 1988.
  58. Новоселов М.М. Категория тождества и ее модели // Кибернетика и диалектика. М., 1978. – С.183 – 211.
  59. Шпет Г.Г. История как проблема логики: Крит. и методол. исследования. Ч.1. Мат-лы. М.,1916.

60. Г.Кюнг. Онтология и логический анализ языка. – М., 1999.