Логика всеединства | Библиотека и фонотека Воздушного Замка – читать или скачать

Роза Мира и новое религиозное сознание

Поиск по всем сайтам портала

Библиотека и фонотека

Воздушного Замка

Логика всеединства

Автор: 

Обсудить книгу с автором в интерактивной части портала


Вячеслав Иванович Моисеев


Логика всеединства


В.И. Моисеев. Логика всеединства


Содержание:


Принятые в тексте сокращения при цитировании основных произведений
Время жизни основных представителей русской философии всеединства
Вводные замечания


Часть 1. Логико-философские пролегомены логики всеединства


Глава 1. Логичность и логос. Феномен философской логики

  • § 1. Чувство логоса
  • § 2. Между логосом и логикой
  • § 3. Феномен философской логики


Глава 2. Метафилософия и философская логика

  • § 1. «Зигзаг Европы»
  • § 2. О логико-философском оснащении метафилософии


Глава 3. Русская философия всеединства и проблема логики всеединства

  • § 1. Логика всеединства: постановка проблемы
  • § 2. Логика всеединства и философская логика



Часть 2. Русская философия всеединства: реконструкция логоса


Глава 1. Система Вл.Соловьева: реконструкция логоса


Раздел 1. Мир Соловьева: «Философские начала цельного знания»
  • § 1. «Философские начала цельного знания» (1 глава): витология
  • § 2. «Философские начала цельного знания» (1 глава): общий закон развития
  • § 3. «Философские начала цельного знания» (2 глава): цельное знание
  • § 4. «Философские начала цельного знания» (3 глава): органическая логика
  • § 5. «Философские начала цельного знания» (4 глава): логика абсолютного
  • § 6. «Философские начала цельного знания» (5 глава): логика категорий
  • § 7. «Философские начала цельного знания»: логико-философское резюме

Раздел 2. Мир Соловьева: другие работы
  • § 1. «Критика отвлеченных начал»
  • § 2. «Чтения о Богочеловечестве» и «La Russie et l’Eglise universelle»

(«Россия и вселенская церковь»)

  • § 3. «Оправдание добра»
  • § 4. «Теоретическая философия»
  • § 5. «Три разговора», проблема теодицеи и отношение

кн. Е.Н.Трубецкого к философии Соловьева


Глава 2. «Свет невечерний» логики всеединства

  • § 1. «Свет невечерний»: имманентное и трансцендентное
  • § 2. «Свет невечерний»: Божественное Ничто
  • § 3. «Свет невечерний»: меон и укон
  • § 4. «Свет невечерний»: Человек
  • § 5. «Свет невечерний»: логико-философское резюме


Глава 3. Логика всеединства в работах Павла Флоренского


Раздел 1. «Столп и утверждение» логики всеединства
  • § 1. «Столп и утверждение истины»: прыжок в абсолютное
  • § 2. «Столп и утверждение истины»: логика абсолютного
  • § 3. «Столп и утверждение истины»: мистические онтологии и

символы трансцендентного

  • § 4. «Столп и утверждение истины»: ментальная предельность

Раздел 2. Павел Флоренский: другие работы
  • § 1. «У водоразделов мысли»: символическая феноменология
  • § 2. «Мнимости в геометрии»: изнанка бытия
Заключение о Флоренском


Глава 4. «Непостижимое» в логике всеединства

  • § 1. «Непостижимое»: положительный вариант критики отвлеченных начал
  • § 2. «Непостижимое»: docta ignorantia
  • § 3. «Непостижимое»: субъектная онтология
  • § 4. «Непостижимое»: логика абсолютного
  • § 5. «Данная неданность»: заключение о логике всеединства, по Франку


Глава 5. Логика всеединства в «Философии истории» Л.П.Карсавина

  • § 1. «Философия истории»: витология и логика всеединства
  • § 2. «Философия истории»: эмпирическое всеединство
  • § 3. «Философия истории»: подвижное всеединство (заключение)



Часть 3. Логика всеединства: основания


Глава 1. Ментальные многообразия

  • § 1. Логика мод и R-статусы
  • § 2. Обеспечение голоморфности
  • § 3. Теория антиномии и L-противоречивость
  • § 4. Антиномия абсолютного и ктойность
  • § 5. Ментальное многообразие: основные понятия и определения


Глава 2. Субъектные онтологии

  • § 1. Идеи витологии
  • § 2. Онтологии и субъекты
  • § 3. Обеспечение ктойности в субъектных онтологиях


Глава 3. Субъектные ментальные многообразия


Заключение


Приложения


Приложение 1. Ментальная диада
Приложение 2. О самобытии и инобытии в философской логике
Приложение 3. К формальному представлению закона развития у Соловьева
Приложение 4. Идеи ментального многообразия в философии Хайдеггера
Приложение 5. Об одном методе введения L-противоречий на формальных
Приложение 6. О выражении идеи L-противоречия в теории множеств
Приложение 7. О возможности введения L-противоречий в связи с теоремой Геделя
Приложение 8. "Этика" Спинозы и субъектные онтологии
Приложение 9. Логика абсолютного у Соловьева как система ментальных многообразий
Приложение 10. Процесс сопряжения
Приложение 11. Краткие замечания о логике всеединства у А.Ф.Лосева
Приложение 12. Логика общего и логика целого в философии всеединства
Приложение 13. О варианте «логики всеединства», по Ю.И.Левину
Приложение 14. О теории познания в философии всеединства
Приложение 15. К выражению идеи нумерического тождества
Приложение 16. Логика абсолютного как L-противоречивая теория

Словарь терминов
Дополнительная литература

 

Логика всеединства. Пример стереографической проекции 

 

Замечания по оформлению книги

 

Исходя из того, что логика всеединства может быть представлена как своего рода логическая теория проекций, мы использовали при оформлении книги примеры разного рода геометрических проекций (карт), пытающихся передать на плоскости поверхность двумерной сферы (геоида). На обложке приведен пример стереографической проекции. В начале глав изображены разного рода карты, изображающие поверхность Земли:

Часть 1

Глава 1 – Поперечная стереографическая проекция

Глава 2 – проекция Бриземейстера

Глава 3 – экстраполяция (нормальной) стереографической проекции

Часть 2

Глава 1 – проекция «Атлантика» Бартоломью

Глава 2 – проекция Райса

Глава 3 – проекция Сасона-Флемстида

Глава 4 – компенсированная проекция Бертена

Глава 5 – надрезанная проекция Каиля

Часть 3

Главы 1,2 – составные звездчатые проекции

Все эти рисунки взяты из книги М.Берже «Геометрия», М., 1984, т.2, С.215-218. Заметим, что нельзя принципиально вложить сферу трехмерного пространства в двумерное пространство без искажений. Каждая проекция-карта имеет свои преимущества и недостатки, что вполне напоминает проективные отношения сущего и бытия в русской философии всеединства.

 

 

Принятые в тексте сокращения при цитировании основных произведений

 

I              –         Соловьев В.С. Сочинения в 2-х тт.,

                              2-е изд.- М.: Мысль,1990.

 

II             –          Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. С.

                               Соловьева. В 2-х тт. – М.: Изд-во “Медиум”, 

                               1995.

 

III           –           Булгаков С.Н. Свет невечерний. –

                              М.: Республика, 1994.

 

IV           –           Флоренский П.А. Столп и утверждение

                               истины// Сочинения, т.1.- М.: Изд-во

                               “Правда”,1990.

 

V            –           Флоренский П.А. У водоразделов мысли//

                                Сочинения, т.2.– М.: Изд-во “Правда”, 1990.

 

VI          –           Франк С.Л. Непостижимое// Сочинения.–

                                М.: Изд-во “Правда”, 1990.- С.181-603.

 

VII         –           Карсавин Л.П. Философия истории.–

                                 С.- Пбг.: АО Комплект, 1993.   

 

 

Время жизни основных представителей русской философии всеединства

 

Соловьев Владимир Сергеевич:       

1853 – 1900

Трубецкой Сергей Николаевич:  

1862 – 1905

Трубецкой Евгений Николаевич:

1863 – 1920

Лосский Николай Онуфриевич:

1870 – 1965

Булгаков Сергей Николаевич:

1871 – 1944

Шпет Густав Густавович: 

1879 – 1937

Эрн Владимир Францевич:

1882 – 1917

Карсавин Лев Платонович:

1882 – 1952

Флоренский Павел Александрович:

1882 – 1937

Франк Семен Людвигович:  

1887 – 1950

Лосев Алексей Федорович:     

1893 – 1988

 

 

Вводные замечания

 

Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена исследованию русской философии всеединства в первую очередь с логико-философской точки зрения. Предполагается, что в текстах философов этого направления присутствует некоторый единый и пока мало замечаемый метод «приведения начал во всеединство», который можно пытаться эксплицировать и даже формализовать математическими средствами. Более того, сквозь множество вариаций и частностей русской философии всеединства угадывается своеобразный тип философского логоса, своего рода «логика всеединства», идеология и технология которой чрезвычайно важны, по мнению автора, во всё более синтетических и интегративных тенденциях современности, но до сих пор не существует её адекватного понятийного и теоретического выражения. Мы ставим своей задачей в данном исследовании введение в современную отечественную философию идеи особого феномена – «логики всеединства» – и, по возможности, её разработку как своеобразной логико-философской методологии. Впрочем, последнее – это скорее замысел для будущих исследований, который лишь подготавливается в настоящей работе. Основная часть этой подготовки состоит в опыте нового прочтения русской философии всеединства, вскрывающего регулярно воспроизводимые философами разного рода частные логико-философские приёмы и техники.

Исторический  памятник может исследоваться с разных точек зрения и разными методами. Можно пытаться просто описать его, можно стремиться постичь его смысл и душу, которые всегда лишь символически просвечивают в историческом документе.

Мы пытались придерживаться в настоящем исследовании сочетания обоих подходов, но главную свою цель видели во втором начале исторической реконструкции.

Примеры метода логико-философской реконструкции мы повсеместно находим в работах самих представителей философии всеединства – это и реконструкция хода мировой истории в рамках закона общеисторического развития у Соловьева, и построение структуры общеисторического субъекта у Карсавина, и т.д. В отличие от преимущественно описательного и систематического историко-философского исследования, метод реконструкции характеризуется более активным отношением к исследуемому материалу. В общем случае, реконструкция концептуальных оснований исследуемого материала предполагает восхождение к некоторым смысловым целостностям, которые могли либо недостаточно осознаваться самим автором, либо не выделяться им в форме специальной терминологии. В связи с этим, всякое реконструируемое утверждение должно достаточно хорошо обосновываться как в рамках тщательного отслеживания оригинального текста, так и в форме сравнительного анализа различных текстов. С этим же связана и достаточно регулярная необходимость введения новых терминов, фиксирующих реконструируемые смысловые целостности. Отсутствие такого рода специальной терминологии в самих оригинальных текстах еще не является аргументом, как мы полагаем, к отсутствию устойчивой системы смыслов, используемой философом без специальной терминологии и терминологически фиксируемой при реконструкции. Коль скоро такая устойчивость может быть продемонстрирована, новый термин, по нашему мнению, имеет достаточно прав на свое существование.

Поставив своей задачей целостное оформление основных идей логики всеединства, ее убедительную разработку, мы активно привлекаем оригинальный текстовый материал русской философии всеединства, в первую очередь работы В.С.Соловьева. В первой части книги обсуждаются общие вопросы философского логоса и феномен логики всеединства в русской философии всеединства. Вторая часть посвящена реконструкции философского логоса в русской философии всеединства, мы достаточно подробно обсуждаем в общей сложности более десятка крупных произведений пяти философов. В третьей части идеи логики всеединства получают свое более строгое выражение с элементами формализации. Наконец, в приложениях даны примеры разъяснений и формальных решений отдельных частных проблем логики всеединства, в словаре терминов приводятся краткие определения используемых новых понятий.

В заключение, автор хотел бы выразить глубокую признательность и благодарность своим родителям, без самоотверженной помощи которых книга не смогла бы состояться, доктору философских наук, профессору А.И.Алёшину, - за постоянную поддержку и участие; академику РАН Ю.С.Степанову, заведующему сектором проблем междисциплинарных исследований Института философии РАН В.И.Аршинову, кандидату философских наук В.Г.Буданову, заведующему кафедрой истории отечественной философии РГГУ В.В.Сербиненко, сотрудникам этой кафедры – А.И.Абрамову, С.М.Половинкину и А.Г.Ризниченко за поддержку заявленной автором темы «логики всеединства». Хотелось бы искренне поблагодарить за высокую оценку моей работы доктора философии из г. Бордо (Франция) Maryse Dennes,  а также выразить свою благодарность моим воронежским коллегам, с которыми многие вопросы этой книги не раз обсуждались и которые не раз поддерживали меня в трудные минуты, - О.В.Кунаковской, Л.А.Битюцкой, Л.В.Азарову и всем участникам семинара 1996-2001 г. по философской логике в г.Воронеже.